ЗНАЧЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ХОРЕЗМЫ

Дурдымырадов Алпарслан Дурдымырадович1, Аннаев Армаммет Чарымурадович2
1Туркменский государственный институт экономики и управления, студент
2Туркменский государственный институт экономики и управления, студент

Аннотация
Арабские завоевания полностью изменили жилищную архитектуру Хорезма африканского периода. Однако остатки 36-й крепости, расположенной рядом с крепостями аль-Макдиси и Темин, и исторические источники подтверждают, что архитектура африканского периода продолжалась до 10 века.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Дурдымырадов А.Д., Аннаев А.Ч. Значение мусульманской архитектуры Хорезмы // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/09/98914 (дата обращения: 22.06.2024).

Так, по словам Аль-Бируни, дворец Терам Африка был построен в 4 веке. Тот же автор сообщает в своем труде, что дворец Африги был полностью разрушен в 997 году. Но, несмотря на незначительность исторических источников, мы должны представить судьбу Хорезма XI-XIII веков.

Средневековые мусульманские памятники Хорезма, о которых идет речь, включают период с 10 по 14 века.

Замок Буркан – он напоминал традиционные африканские дома, его характерной чертой были черно-цветные керамические росписи периода самани. Замок Буркун, расположенный рядом с ним, представляет собой средневековый замок 1-й постройки, а рельефная керамика X-XI вв. имеет характерный признак согдийской соломы. Африканская форма полуколонны, сохранившаяся в характере этого дворца, привела к формированию полукруглых башен с круглыми выходами в центре. Эту культуру можно принять как отдельную культуру и назвать классической хорезмшахской культурой.

Замок Наву – Этот замок расположен ниже по течению от канала Амир Абат и относится к типу двух упомянутых выше замков. Этот форт отличается от других фортов своими квадратными башнями, цоколем и полуколоннами гаффри. Этот форт воплощает утраченный африканский характер. Аналогичную ситуацию мы можем найти в Гумгале. Замок Кават представляет собой мертвый оазис среди средневековых памятников. Раскопки здесь проводились в 1940 году.

Проведенные здесь археологические работы в полной мере раскрыли быт феодального Хорезма. Этот замок построен на совершенно другом уровне, чем первые три. Во-первых, жилье очень плотное и плотно застроенное. А вот в Беркут-Калинском лимане 1 площадь достигла 35 квадратных километров.

Дома высшего сословия африканской эпохи отличаются своей неряшливостью. Они отличаются только размером и дизайном. Строительство домов 12-13 веков совершенно иное. Каватский замок – резиденция правителя, который был достроен в этот период, охватывает сельскохозяйственную территорию вокруг него. Несмотря на то, что дома богатых слоев были хорошо укреплены, колонны и ограды домов были тонкими только на поверхности. Каменные стены замков украшают большие сады.

Рассказывая об африканском периоде, Макдиси отмечает: «Это народ ученый, ученый и способный, но робкий, гостеприимный, любящий хорошую пищу, смелый и способный в бою.

Главной особенностью архитектурного сооружения известных хорезмшей является многокомнатный дом «голубиный дом», встречающийся в узбекских домах Хорезма. Это было сооружение коридорного типа и могло достигать высоты от 6-8 до 25-30 метров.

Арабские писатели 10 века упоминают канал Мадра на левой стороне каналов. По словам Истахри, этот канал был вдвое больше Гаухора.

Тысячу лет назад мавзолеи были обычным явлением во всем исламском мире, где могилы известных людей занимали видное место в обществе. Примеры таких мавзолеев в Туркменистане тесно связаны с доисламскими купольными сооружениями различных типов.

Знаменитый мавзолей Иль-Арслана (известного также как Фахред-дин Рази) в Конье запечатлен на фотографиях, сделанных А. Якубовским и И. Байкановым в 1929 году. Это здание было построено в середине 12 века. По сравнению с более ранними трубопроводами он имеет отдельный главный вход. 12-гранный купол Иль-Арслана украшен геометрическим орнаментом. Сегодня этот памятник восстановлен до удовлетворительного состояния.

Конечно, показатели нашего национального наследия не ограничиваются названными памятниками. Ведь туркменская архитектура не ограничивается только архитектурными памятниками, расположенными на территории нашей страны. Туркменское архитектурное искусство сумело повлиять не только на соседние с ним страны, но и на архитектурное искусство более дальних стран. Особенность этого здания не в том, что один купол и 10 арок купольного пояса вырезаны под религию, а в том, что только одна из его четырех стен, та, что на востоке, украшена очень тонким узором. Он уникален в истории среднеазиатского зодчества и занимает особое место. В древние времена здание несколько раз реставрировалось. В здании есть резные узоры вокруг двери и два окна, заложенные кирпичом. Они также окружены украшениями и буквами в форме буквы «П». Существует давнее и широко распространенное мнение, что Конья – святое место и посетить его – священный долг каждого мусульманина.

Паломничество к святым местам не требует особых сложных ритуалов, оно неотделимо от жизни людей. Большую часть времени они сосредоточены на собственных выгодных желаниях, то есть совершая паломничество, хотят защитить себя от действий темных сил, избавиться от болезней, получить богатство, счастье и т. д.

ДО Н.Э. В I веке название города Ювегон упоминается в китайских исторических источниках. Этот город считается городом Гургенч или Ургенч на территории современного Северного Туркменистана. Согласно древним и средневековым географическим представлениям, он принадлежал аль-Хорезме. В более поздние времена это имя связывают с историческими событиями. Много сведений об Ургенче собрали в своих трудах арабо-персидские историки, географы и путешественники. Якут, арабский историк, живший в 13 веке, упоминает в своем труде, что «самый важный город Хорезма – Юрджистан, Курганджу для местного населения, а Курганджу стал арабским». Писатель XIV века Али-Утари приводит интересные сведения о гостеприимстве хорезмийцев. По его словам, если к местным приходит гость, они соревнуются в приеме гостя, кидают деньги, как будто соревнуются, а другие выигрывают, соревнуясь.

Известный арабский путешественник 14 века Ибн Батута писал об Ургенче: «Это самый большой красивый и великий город. Его улицы широкие, его дома стоят в городе, а город напоминает большое волнистое море. Однажды я зашел на рынок, и когда я дошел до центра рынка, я не мог ни пройти ни вперед, ни назад», — говорит он.

Расположение города в выгодном географическом положении также способствовало его экономическому развитию. Это, в свою очередь, побудило Хорезм признать себя политически центром. По мнению ученых, в середине VI века Конья поддерживала подвижные торговые связи с Хорасаном. В 712 году, несмотря на оккупацию Кёнюргенджи арабами, торговля города увеличилась еще больше, чем прежде. Торговля с Западной Европой повышала ее авторитет в Хазарском царстве и Булгарском Повмени.

Историк X века Истахри пишет: «Ургенч — самый большой город после Кята, его столицы. Это торговый центр огузов, откуда идут караваны в Джурджану (Гурген), Хазара и Хорасан.

Географ Якут, живший в XIII веке, пишет о Хорезме: «Такого процветающего места, как Хорезм, я в жизни своей не видел. Несмотря на негостеприимность этой местности для ведения сельского хозяйства, люди живут очень близко друг к другу. В пустынях Хорезма есть частные замки и дома. Здесь трудно найти невозделанную землю. Здесь преобладают плющ и тутовые деревья. Эти деревья выращивают, чтобы кормить тутовых шелкопрядов. К ним относятся жилые районы Хорезма, города, собственные базары, социальные группы и магазины. На мой взгляд, нет города, который мог бы сравниться с Ургенчем, самым большим и странным городом Хорезма.

Местонахождение Гургенча было центром торговли, искусства и исполнительной деятельности. Вот почему дворцы, «домашние дома», подземелья, все дороги, ведущие к рынку, многорядные площади, помещения для хранения товаров, караван-сараи, мастерские и т. д. были основным топливом в городе.

Понятие караван-сарая можно найти и в руинах средневекового города Кшечтак, что соответствует средневековому городу Хурмузфарра (на окраине Хорезма). Внутри караван-сарая, занимавшего большую площадь, обнесенную каменным забором, было множество подвалов, помещений для хранения товаров и товаров, а также комнат для гостей.

Хорезм – страна с древней культурой. Местное население г. Он говорил на хорезмском языке, возникшем в предыдущем 1-м тысячелетии. Этот язык относится к древнему восточно-иранскому языку. ДО Н.Э. Хорезмская надпись появляется в предшествующем 4 веке. до н.э. на языке Хорезма. Он говорил до 11 века.

До 996 года Хорезм делился на Южный и Северный Хорезм. Столицей Южного Хорезма был Кыят, а столицей Северного Хорезма — Ургенч. В 996 году правитель Северного Хорезма Мамун ибн Мухаммед собирает и объединяет государство. Он взял прозвище Хорезмша и перенес столицу в Ургендже. Мамун ибн Мухаммад (995-997) и его сын Али ибн Мамун (997-999) приложили все усилия для укрепления вооруженных сил и независимости Хорезма. После смерти Али ибн Мамуна на престол взошел его брат Мамун ибн Мамун (999-1017). Во время его правления была создана «Академия Мамуна». Вместе с Абу Райханом Бируни в этой академии работали разные ученые. Среди них работали всемирно известные Абу Али ибн Сина (Авиценна), Абу Сахла Масиди, ученый врач Абул-Хасан Хаммар и другие. В.В. По словам Бартольда, дракон рос не годами, а днями.

В конце XI века Кутаб-ад-Дин Мухаммед I был правителем Хорезма Шахова.

Ургенч был городом, оказавшим наиболее решительное сопротивление монголам среди среднеазиатских городов. Горожане, особенно профессионалы, мелкие торговцы и вообще простые рабочие, развернули решительную борьбу и действовали, не опасаясь монгольских крепостных и огнеметных машин. На них бросали горшки с ярко горящим маслом. Но, как и ожидалось, коррумпированные командиры предали. В страхе они открыли ворота острога и перешли на сторону монголов.

Однако горожане сопротивляются очень храбро. Монголы вторглись в город, заняли несколько кварталов и перешли мост через большой канал Амидера, проходивший через город. Горожане окружили их на мосту и всех перебили (до трех тысяч). За каждый квартал, за каждый дом шла битва. Люди защищали свой очаг, подняв грудь. Дети и женщины тоже воевали. Улицы Ургенджа были полны монголов. Многие из защитников города также погибли в героических боях. По словам Рашид ад-Дина, вокруг старого города Ургенджа даже спустя 80-100 лет грудой валялись кости монголов. Сообщается, что после многолетней осады и падения города там погиб миллион человек. Монголы пришли в Среднюю Азию и нигде не встречали такого сопротивления. Число погибших не поддавалось счету. Это показало, как сильно народ любит свою Родину, свой город, свой дом и очаг и готов его защищать.

Дикие монголы разграбили город, разрушили его, выживших перебили, уцелевших загнали в тыл войскам, мальчиков и девочек поработили и раздали монгольским воинам, остальное население истребили, особенно стариков, женщин, и дети. Говорят, что каждый монгольский воин взял 24 пленных.

Священники в Ургенче были на стороне народа. Их предводитель, знаменитый ургенчлийский шейх Неджимет-дин Кубра, геройски погиб в том сражении. Тогда Узбек-хан, хан Золотой Орды, построил над его могилой купол.

Монголы не удовлетворились полным завоеванием города, поэтому они затопили город, открыв большой канал от реки обратно в город. Были ли разрушены дома или нет, дома людей остаются под водой. Никто из горожан не выжил. Кое-где даже те, кто спрятался среди рыб, утонули или оказались в ловушке между стенами затопленных домов. Не было никаких шансов спрятаться, сбежать, сначала быть пойманным, а потом сбежать.

Так, зимой и весной 1221 года на территории Ургенджа, очень красивого и роскошного города, известного сегодня как Конья, произошла настоящая национальная трагедия.

Земли Хорезма часто подвергались нашествию не только монгольских завоевателей, но и в другие времена. Примером тому является Теймир и его время. Об этом свидетельствуют пять походов Теймира на Хорезм, или же он после этого сеял ячмень, не давая возделывать обрабатываемые земли.


Библиографический список
  1. Халимов Х. Памятник Ургенчу. Ашхабад, 1991 г.
  2. Якубовский А.Ю. Разваленный в Ургенч. Ленинград, 1930 г.
  3. Асанов А.А. Монументальная архитектура средневекового Хорезма. Ташкент, 1971 г.
  4. История Туркменской ССР. Под. изд. Рослякова А.А., Ашхабад, 1989 г.
  5. Пугаченкова Г.Я., Елькович И. Очерки истории искусства Туркменистана. Ашхабад, 1956 г.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация