НАУЧНОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Векилов Сохбет
Туркменский институт экономики и управления
старший преподаватель кафедры «Финансы»

Аннотация
В статье рассказывается о научном и практическом обосновании выбора налогоплательщиков в системе налоговых правоотношений.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Векилов С. Научное и практическое обоснование выбора налогоплательщиков в системе налоговых правоотношений // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/09/98895 (дата обращения: 21.06.2024).

Налоговая система − свод законодательных актов государства, устанавливающих совокупность существующих налогов, механизмы их исчисления и методы контроля за их взиманием. Налоги одна из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц с целью их перераспределения для нужд государства и общества в целом. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. Налоги представляют ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана  с формированием  денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых  ему для выполнения соответствующих функций: социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. В определённом смысле определение налоговой системе дано в налоговом законодательстве Туркменистана. В частности, налоговое законодательство ,,…устанавливает систему налогов, взимаемых в Государственных бюджет Туркменистана, общие принципы налогообложения, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства Туркменистана, обжалование решений налоговых органов и действий их должностных лиц”.

В целом налоговая система – это сложный и эффективный механизм регулирования хозяйственной конъюнктуры, гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов собственности и эффективность национальных экономик в условиях современного научно- технического прогресса. Однако для налоговой политики государства, которая заключается в манипулировании видами и ставками налогов, характерен эффект запаздывания, так как любое изменение налоговых ставок должно приниматься законодательными актами, что связано с потерями времени при прохождении через обсуждение и утверждение исполнительными и законодательными органами. Налоговая система Туркменистана включает в себя 6 видов налогов и 5 видов сборов, законодательно оформленные налоговым Кодексом Туркменистана, который функционирует с 1-го ноября 2004 г. Относительно налоговой системы Гахрыман Аркадаг в своём фундаментальном труде ,,Государственное регулирование социально –экономического развития Туркменистана” отмечает: ,,Налоги и налоговая система не только является важным источником доходов бюджета, но и выступают основным звеном рыночной экономики”.

В условиях рыночной экономики правильный и научно обоснованный выбор налогоплательщиков тех или иных видов налогов, функционирующих в налоговых системах отдельных стран, является неотъемлемой частью деятельности органов исполнительной и законодательной власти. Выбор налогоплательщиков как одного из элементов семиэлементной системы налогов, принятого и утверждённого налоговым законодательством Туркменистана, выступает исходной базой для введения и функционирования наиболее эффективной и низко затратной системы налогообложения. В связи с этим представляется весьма необходимым проанализировать группы налогоплательщиков, их права и обязанности в соответствии с налоговым законодательством Туркменистана. С этой целью в первую очередь считаем целесообразным дать определение понятию ,,налогоплательщик”. Согласно международной терминологии налогообложения налогоплательщик или субъект налогообложения – это физическое либо юридическое лицо, на которое законом  возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определённых условиях субъект налога может переложить уплату налога на другой субъект, который и будет действительным носителем налога или фактическим конечным плательщиком. Налоговым законодательством Туркменистана предусматривается, что ,,налогоплательщиками признаются физические и юридические лица, на которых … возложена обязанность уплачивать определённый налог”. При создании и функционировании товариществ обязанности по уплате налогов может быть возложена на одного из участников этого товарищества. Участники товарищества несут долевую ответственность по исполнению обязанностей по уплате налогов. Гражданским кодексом Туркменистана термин ,,товарищество” имеет следующее значение: ,,По договору о совместной деятельности (товарищество) его участники обязуются взаимно содействовать достижению общей цели способом, определённым договором”. Участники товарищества должны вносить предусмотренные договором вклады. Если размер вклада не определён, то участники вносят его в равной доле. Юридическое или физическое лицо признаётся налогоплательщиком одного или нескольких налогов.

Налоговое законодательство определяет права и обязанности налогоплательщиков. Чёткое и ясное научное обоснование и практическое  подтверждение прав и обязанностей налогоплательщиков обуславливают совершенство налогового законодательства любого государства. Чёткое соблюдение прав налогоплательщиков способствует полному и своевременному обеспечению доходов государственного бюджета, изымаемых налоговым методом. В связи с этим все консультации и пояснения в части применения налогового законодательства Туркменистана, получаемые в налоговой управлении и у других органов, участвующих в налоговых правоотношениях, непременное условие обеспечения прав налогоплательщиков. С целью обеспечения собственных интересов налогоплательщики могут участвовать в налоговых правоотношениях через налогового агента, законного или уполномоченного представителя. Лицо, наделённое соответствующими полномочиями осуществлять действия от имени налогоплательщика, в соответствии с налоговым законодательством Туркменистана является законным представителем физического лица-налогоплательщика. Лицо, уполномоченное представлять юридическое лицо на основании его учредительных документов или законодательства Туркменистана, является законным представителем юридического лица - налогоплательщика. Действие или бездействие законного представителя юридического лица-налогоплательщика в налоговых правоотношениях признаётся равным к действию или бездействию этого юридического лица. Уполномоченный представитель налогоплательщика - это лицо, уполномоченное налогоплательщиком или налоговым агентом представлять его интересы в отношениях с налоговым органом и другими участниками налоговых правоотношений. Уполномоченный представитель налогоплательщика или налогового агента осуществляет свои полномочия на основе договора поручения, или доверенности и в пределах представленных ему прав.

В налоговых правоотношениях, возникающих между органами государственной власти и налогоплательщиками по поводу исчисления и уплаты налогов и сборов, определённое участие принимают и налоговые агенты. Налоговый агент - это лицо на которого возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в государственный бюджет Туркменистана налогов за налогоплательщика. Обязанности налогового агента в соответствии с налоговым Кодексом Туркменистана приведены на схеме №1.

Научное обоснование и практическое использование налоговых льгот в системе налоговых правоотношений, является одним из важнейших направлений обеспечения прав налогоплательщиков. Налоговый Кодекс Туркменистана предусматривает, что ,,налогоплательщик вправе использовать льготы по налогам с момента возникновения правовых отношений и в течении всего периода его действия”. При представлении письменного заявления в соответствующие налоговые и таможенные органы налогоплательщик имеет право не использовать льготы по налогам, а также отказаться от их использования. Вместе с тем льготы по налогам, которые налогоплательщик не использовал, не подлежат переносу с прошлых налоговых периодов на будущие налоговые периоды, последующему зачёту в счёт предстоящих платежей по налогам или возмещению из бюджета. Следует отметить, что налогоплательщик вправе вновь использовать льготы по налогам при представлении письменного заявления в соответствующие налоговые или таможенные органы, но не ранее календарного года, следующего за годом, в котором он отказался от их использования. Отдельные виды преференций по налогам предусмотрены налоговым Кодексом Туркменистана. Например, статьёй 96 налогового Кодекса Туркменистана предусмотрены необлагаемые операции по налогу на добавленную стоимость, статьёй 105 налогооблагаемые операции, в отношении которых применяются нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость, статьёй 106 льготы по налогооблагаемым операциям по налогу на добавленную стоимость, пунктом 1 статьи 170 отдельные субъекты хозяйствования освобождаются от уплаты налога на прибыль (доход) юридических лиц, пунктом 2 той же статьи уменьшение налогооблагаемой прибыли. Представление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер запрещено налоговым законодательством Туркменистана.

Налогоплательщики в соответствии с новыми нормами налогового законодательства Туркменистана имеют право на изменение сроков уплаты, списание налогов, финансовых санкций и пени. Налоговым законодательством Туркменистана установлено, что ,,изменением срока уплаты, финансовых санкций и пени признаётся перенос установленного срока их уплаты на более поздний срок”. Изменение срока уплаты налога, финансовых санкций, наложенных за нарушение налогового законодательства Туркменистана, и пени осуществляется в форме отсрочки или рассрочки всей подлежащей уплате суммы налога, финансовых санкций и пени или их части соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Решение об изменении срока уплаты налога, финансовых санкций и пени принимаются органами государственного управления в форме.

В соответствии с налоговым законодательством Туркменистана налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц уполномоченных органов, участвующих в налоговых правоотношениях, соблюдения законодательства Туркменистана при совершении ими действий в отношении налогоплательщика, а также обжаловать в установленном порядке требования налоговых и таможенных служб в отношении уплаты налогов, а также другие их решения и действия. Налоговое законодательство Туркменистана предусматривает, что ,,налоговые и другие органы, участвующие в налоговых правоотношениях, а так же их должностные лица и служащие несут ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана”. Должностные лица и служащие налоговых и других органов, участвующих в налоговых правоотношениях, за неправомерные действия или бездействия несут ответственность, установленную законодательством Туркменистана. Жалоба на решение налоговых органов и действие её должностных лиц подаётся налогоплательщиком в вышестоящую налоговых органов или в суд. Жалоба на действие служащих налоговых органов подаётся руководителю этих органов. Решение по жалобе может быть обжаловано в месячный срок со дня его получения в вышестоящую налоговую управлению. В случае несоблюдения по уважительной причине указанного срока он может быть продлён вышестоящей налоговых органов по заявлению лица, подавшего жалобу. Сроки обращения и рассмотрения жалобы в суде определяются в соответствии с законодательством Туркменистана.

Плательщиками отдельных видов налогов являются и юридические и физические лица. Некоторые виды налогов и сборов, функционирующие в налоговой системе Туркменистана, уплачивают только юридические лица (налог на прибыль (доход) юридических лиц,  налог на имущество) или физические лица (налог на доходы физических лиц, сбор с владельцев собак). Плательщиками акцизов, налога за пользование недрами, сбора за рекламу, целевого сбора на обустройство территорий городов, посёлков и сельских населённых пунктов, сбора с владельцев автостоянок, сбора с реализации автомобилей являются как юридические, так и физические лица. Подрядчики и субподрядчики, попадающие под Закон Туркменистана ,,Об углеводородных ресурсах”, уплачивают налог на прибыль с юридических лиц и как налоговые агенты удерживают и перечисляют в государственный бюджет Туркменистана налог на доход физических лиц. ,,В отношении лиц, являющихся подрядчиками и субподрядчиками в соответствии с Законом Туркменистана ,,Об углеводородных ресурсах”, положения настоящего Кодекса применяются с учётом особенностей по налогообложению, установленных этим Законом” отмечается в налоговом законодательстве Туркменистана.

Научное обоснование и практическое применение системы выбора и отбора налогоплательщиков тех или иных видов налогов тесно взаимосвязано с ясным и чётким определением уполномоченных органов, участвующих в налоговых правоотношениях. Уполномоченные органы, участвующие в налоговых правоотношениях в соответствии с налоговым законодательством Туркменистана приведены на схеме №3.

С целью более правильного и чёткого определения состава уполномоченных органов, участвующих в налоговых правоотношениях, по нашему мнению, считается целесообразным разделить понятие ,, другие уполномоченные органы, участвующие в налоговых правоотношениях” на два понятия: первое понятие–это ,,юридические и физические лица, определяемые в качестве налогоплательщиков” и второе–это ,,юридические и физические лица, признаваемые как налоговые агенты”. Министерство финансов и экономики Туркменистана осуществляет общее управление налоговой политикой и разработкой основных направлений по её совершенствованию. Государственная таможенная служба Туркменистана обеспечивает установление порядка расчётов взимания акцизов, таможенных пошлин и сборов по ввозимым товарам на таможенную границу и осуществляет контроль за своевременным и полным их перечислением в Государственный бюджет Туркменистана. Если отталкиваться от вышесказанного, то органы Министерства финансов и экономики и органы Государственной таможенной службы Туркменистана как уполномоченные органы налоговых правоотношений, представляется возможным и целесообразным считать это правомерным и законным. Это обосновывается и тем, что в налоговом законодательстве Туркменистана определены права и обязанности как налогоплательщиков, так и налоговых агентов.

Таким образом, правильное научное обоснование выбора налогоплательщиков по отдельным видам налогов, по нашему мнению, в значительной мере позволит повысить эффективность налоговой системы Туркменистана. Кроме того, правильный выбор налогоплательщиков обеспечит эффективность налоговой системы на основе неуклонного соблюдения основных принципов налогообложения, принятых в международной практике налоговых правоотношений, а именно принципа определённости, справедливости и анти затратности взимания налогов.


Библиографический список
  1. https://ru.m.wikipedia.org
  2. http://türkmenportal.com


Все статьи автора «Акмурадов Хангелды»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация