Педагогическое проектирование представляет собой продуктивную деятельность, направленную на реализацию в образовательный процесс конкретного проекта и программы его реализации. Педагогическое проектирование призвано решать определенные проблемы в рамках обучения студентов вуза.
Среди педагогических работников высших учебных заведений был проведён опрос об используемых формах проектирования учебных занятий. Опрос проводился с использованием Гугл-Формы. Каждый из 117 респондентов мог выбрать несколько вариантов ответов, в также оставить комментарий. Результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Опрос педагогов о востребованных формах проектирования учебной деятельности
Результаты опроса позволили установить, что востребованными формами проектирования являются планы занятий (66%), методическая разработка (72%), конспект (47%) и концепция (61%). 11% опрашиваемых отмечали такие формы как сценарии, научно-тематические планы, модели наглядных пособий, требования к занятиям. План представляет собой документ, в котором описан перечень мероприятий, порядок и сроки их реализации. План выражается в кратком изложении методической структуры занятия. В качестве основного содержания выделяется перечень этапов занятия и определение приоритетной деятельности педагога и студентов. Конспект занятия представляет собой подробное проектирование занятия. Это подробное описание содержания, инструментов, способов организации образовательного процесса. Методическая разработка представляет собой совокупность материалов, направленных на реализацию образовательной деятельности. Она включает в себя и план, и конспект занятия. Концепция является формой проектирования, при которой описывается конкретная точка зрения, основной замысел построения педагогического процесса. Чаще всего концепция основана на научно-исследовательских трудах. Содержание концепции направлено на изложение теории в прикладной форме.
Библиографический список
-
Ахмедова А.А. Характеристика процесса педагогического проектирования // Инновационная наука. 2021. №5, 152-154.
-
Коростелева Н.А. Педагогическое проектирование в профессиональной деятельности преподавателя вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №8 (88),197-202.
-
Мендыбаева, М. М. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы / М. М. Мендыбаева, Т. К. Дюсембаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 89-91.
-
Тарабаева В.Б., Кролевецкая Е.Н. Проектирование доброжелательной образовательной среды педагогического института // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. №3, 443-454.