РЕАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Чегулова Анастасия Андреевна1, Лехова Марианна Александровна1, Некрасова Ирина Викторовна1, Абросимова Мария Алексеевна1, Бердникова Карина Эрфановна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент 1 курса магистратуры, факультет управления и социально-технических сервисов

Аннотация
В статье описываются особенности реализации института наставничества в современной системе образования. Описаны принципы и задачи осуществления наставнической деятельности в педагогической среде.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чегулова А.А., Лехова М.А., Некрасова И.В., Абросимова М.А., Бердникова К.Э. Реализация института наставничества в педагогической сфере // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/09/98774 (дата обращения: 18.04.2024).

В современном информационном мире образовательная система все чаще возвращается к идее о необходимости возрождения такого явления, как наставничество. Система наставничества не является новым направлением в образовательной сфере, однако новый статус ей придало распоряжение Минпросвещения России в декабре 2019 года «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». Для молодого поколения характерно делиться накопленным опытом для реализации успешной профессиональной деятельности, а также самореализации. Для обучающихся важно чувствовать поддержку в профессиональной ориентации и самоопределении.

Наставничество широко распространено в структуре образовательного пространства. В общем смысле под наставничеством принято понимать универсальную технологию передачу накопленного опыта, компетенций через неформальное взаимодействие, основанное на партнёрстве. Формы наставничества закреплены в методических рекомендациях по внедрению целевой модели наставничества [1]. Однако в каждой образовательной организации накоплен опыт реализации взаимодействия студентов и педагогов. Основным принципом действия системы наставничества является «равный – равному», в соответствии с которым студенты старших курсов являются наставниками первокурсников. Приоритетной задачей образовательной организации в таком случае является помощь новым студентам как можно быстрее адаптироваться к новым условиям обучения. Наставничество может осуществляться также по отношению к новым преподавателям, когда педагоги с большим стажем работы делятся своим опытом, помогают в адаптации на месте работы.

Ю.В. Гаврушева в своём исследовании в ходе опроса установила наиболее эффективные формы наставничества. Автор выделяет взаимопосещение учебных занятий, помощь при подготовке документации, оказание методической поддержки. Основным результатом наставничества должно стать повышение уровня профессионализма молодых педагогов, однако для них немаловажную роль играет психологическая поддержка. В своём исследовании автор разрабатывает Программу наставничества, реализация которой способна помочь в управлении развитием системы наставничества в образовательной организации. Данный процесс способствует успешной адаптации начинающего педагога в вузе и повышению уровня профессиональных навыков в психологической и педагогической сфере [2].

Т.Н. Теплова отмечает, что наставник в педагогической сфере должен осуществлять выявление и продвижение интереса студентов по трём направлениям: социальному, культурному, антропологическому. Автор утверждает, что наставничество предполагает организацию образовательного движения, построенного на непрерывном соотнесении настоящих и прошлых достижений с образом будущего. Наставник в данном случае должен создавать образовательную среду, насыщенную большим количеством предложений, предполагаемо интересных для студентов. Затем наставник реализует навигацию по данным направлениям и обсуждает различные пути достижения целей. Автор также высказывает точку зрения о том, что развитие системы наставничества связано с тем, что на первый план в настоящее время выходит задача создания условий для становления личности каждого студента [3].

Система наставничества включает в себя не только оказание помощи в адаптации студентов и молодых специалистов, а также проведении различных тренингов и викторин. В качестве примера актуальным проявлением наставничества будет создание клуба интеллектуального развития. В нем студенты могут проводить занятия, направленные на формирование психологического климата, сотрудничества, рост вовлечённости студентов в образовательную и воспитательную деятельность. Практика студенческого наставничества не является узким направлением, его можно использовать в различных проявлениях.

Педагогическое наставничество направлено на оперативную адаптацию молодых специалистов к новому коллективу, студентам, теоретической и практической деятельности [4]. Наставничество реализуется как профессиональная деятельность, поэтому существуют курсы повышения квалификации, подготавливающие соответствующих сотрудников. Наставничество в таком случае является инструментом мотивации к самосовершенствованию молодых педагогов. В процессе индивидуальной работы наставники помогают молодым специалистам разобраться в процессах педагогической деятельности. Наставники делятся своим опытом, повышая тем самым профессионализм начинающего педагога. Наставник возлагает на себя определённую ответственность за своего подопечного, повышая при этом свой авторитет.

В качестве результата наставнической деятельности выступает подготовка высококвалифицированного всесторонне развитого специалиста. Для студентов это позволит сформировать интерес к наставнической деятельности, к профессии педагога. Можно сделать вывод о том, что институт наставничества необходим в современной системе образования. 


Библиографический список
  1. Наумова Н. А. Формы наставничества в студенческой среде // Образование. Карьера. Общество. 2020. №4 (67), 29-30.
  2. Гаврушева Ю.В. Управление развитием системы наставничества в образовательной организации // Символ науки. 2021. №12-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-razvitiem-sistemy-nastavnichestva-v-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 10.08.2022).
  3. Теплова Т.Н. Новые технологии педагогического наставничества в общеобразовательном учреждении // Исследователь/Researcher. 2020. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tehnologii-pedagogicheskogo-nastavnichestva-v-obscheobrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 10.08.2022).
  4. Сташкевич И.Р., Афанасьева С.А. Современные формы наставничества // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. №1 (29), 147-171.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лехова Марианна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация