ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТА КОНЯ У ТУРКМЕН

Курбанов Шатлык Джорамурадович
Пограничный институт Туркменистана
cтудент

Аннотация
Изучение происхождения туркменских лошадей начинается с тщательного изучения истории нашего народа. Результаты научных исследований доказывают, что предки туркмен жили в Алтайском крае, Монголии и на юге Сибири, в Туркестане, и разводили в этих местах всемирно известных восточных скакунов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Курбанов Ш.Д. Возникновение культа коня у туркмен // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/08/98795 (дата обращения: 19.04.2024).

Также непрерывные научные исследования, проводимые учеными, приводят к ряду других уникальных открытий, доказывающих древность ахалтекинских скакунов. В 1929 году при раскопках древних курганов на Алтае об этом свидетельствуют найденные археологами замерзшие лошади. Найденная среди них порода боевых лошадей считается предком современных восточных лошадей. Захоронение этих лошадей археологи относят к IV-III векам до нашей эры.

Крупный ученый В.О.Витт, изучая кости черепа и туловища этих лошадей, древнегреческое, римское, арабское литературное наследие, «литературные источники многих народов мира, связанные с коневодством, и различные памятники древних материальных культур: «Ахалтекинская порода есть последняя капля чистой крови современных пород лошадей, которую он хранит в себе, и с его помощью были созданы все культурные породы земли», — пишет он.

В результате выдающиеся ученые-коневоды доказали, что туркменские лошади являются древнейшей конской породой среди древних лошадей мира. Эти ученые прояснили конную историю Древнего Востока на основе ценных свидетельств и на научной основе объяснили происхождение ахалтекинских лошадей.

Иностранные ученые на туркменской земле написали гордые фразы о наших фамилиях, которые поражают зрителя своей красотой. Например, известный ученый, профессор А. А. Браунер пишет: «Ахалтекинец — совершенно самостоятельная, очень древняя порода». Доказательства того, что ахалтекинцы являются одной из древнейших пород, можно найти в трудах ряда других ученых. Кости лошади, найденные при раскопках в Аневе, а также находки, обнаруженные в результате археологических исследований в Маргуше, Гунурдепе, Алтындепе, Намазгадепе у подножия Какана, Песседжикдепе в Гёкдепе, Древнем Узбое, Гаравулдепе на Больших Балканах и Ичянлыдепе ,улучшили породу туркменских лошадей нашего отечества.свидетельствует о том,что

Культ – одно из социальных явлений, лежащих в основе материальной и духовной культуры. Латинское слово «культ» означает восхвалять, уважать, поклоняться. Это показывает, что данный термин неразрывно связан с понятием культуры. Культ является одной из важных составляющих любой религии и проявляется он в совершении религиозных обрядов.

Проблемы, связанные с возникновением культа коня у туркмен, находятся в центре внимания многих ученых.

В V тысячелетии до нашей эры все племена, жившие на равнинах, были известны как «арийцы» и обзавелись большим количеством лошадей. Культ лошади, должно быть, зародился именно в этих племенах. Еще следует отметить, что древние предки туркмен были сформированы оседлыми племенами, такими как арии, хорезмы и другие. Другую часть составляли скифские племена (скифы) и массагеты, занимавшиеся скотоводством и полускотоводством. Их называли «туранцами». Академик В.В. По словам Бартольда, «туранцы, будучи другой ветвью арийцев, были менее цивилизованными». В Авесте они известны как «типы по имени йиндам».

Запряжение лошади в колесницу, а затем езда на ней в качестве седла открывало беспрецедентные возможности добраться до труднодоступных по разным причинам мест, расширить представление о географии, преодолеть большие расстояния. А они, в свою очередь, поощряли установление новых благоприятных отношений и укрепляли непрерывное развитие и укрепление тесных контактов между племенами. Начиная с середины 2-го тысячелетия до нашей эры древние туркменские племена, известные как «арылар» или «турлар», начали свой знаменитый поход против могущественных государств Старого Света. Колесницы, известные ныне в Европе и Азии, составляли основу этой непобедимой армии. В древней Азии с этим также связывали обладание и освящение лошади. В государстве Митанни, которое было основано в Северо-Западной Месопотамии, роль лошадей и колесниц была совсем иной, и даже имена правителей и степени почета были связаны с лошадьми. Наглядным тому доказательством могут служить такие прозвища, как «Повелитель лошадей», «Владелец счастливых колесниц», «Хозяин экипажа», «Владелец великих лошадей».

Культуры мира развивались в тесном контакте друг с другом. В индийско-арийской мифологии описана традиция жертвоприношения коня (ашвамедха). В индийской военно-героической литературе говорится, что этот обычай исполняли только цари, кандидаты на высокую власть. Сначала отпускали лошадь, которую приносили в жертву. Король последовал за этой лошадью со своей армией и присоединил земли, по которым она путешествовала, под свою власть. Через год лошадь была принесена в жертву. Кража жертвенного коня считалась плохой приметой. Кража лошади также считалась у туркмен одним из самых тяжких преступлений.

Церемонии, связанные с восшествием на престол нового короля, отличались пышностью. Эти ритуалы проводились при жизни царя. Эти сложные ритуалы включают в себя жертвоприношения лошадей. Упоминается в индийском эпосе Махабхарата.

В Ашвамедхе приносят в жертву белую лошадь. Жертвоприношение белого коня совершали и гоктуркмены. По словам Ю. Я. Кузьминой, после этого ритуала царь получил второе рождение в новой форме. Считалось, что лошадь как тотем дает жене царя лидерство, а самому царю дает духовную и физическую силу и изобилие богатства. Голова лошади играла центральную роль в тотемном убийстве. Голова лошади занимает центральное место в соблюдении религиозных обычаев у индоевропейских знатных народов, а также у европейских, кавказских и других народов. Наконец, был соблюден обычай поедания лошади. Ашвамедха заканчивается грандиозным празднованием.

Когда раскопки на могильнике Гунурдепе дошли до его южной стороны, для самих археологов это было совпадением среди древних могил, где были захоронены люди, на глубине более одного метра ниже современного слоя, лежащих на правом плече, как общепринятый, головой на север, анатомически целостный. Могила кобылы была обнаружена в аварийном состоянии, но голова кобылы была отрублена, что является отличительной чертой этого мавзолея. Совершенно очевидно, что голова кобылы была снята с ее тела с особой целью, распространенной среди местного населения практикой, свидетельствующей о сложном религиозном ритуале, связанном с религиозным представлением о захоронении животных, что позволяет предположить, что он не был кобылой, привезенной из других областях, но что он был приобретен, что он родился в этих областях.

По мнению профессора Ю. Кузьминой, приобретенные имена появились в Маргуше (возможно, и во всей Средней Азии) только с приходом индейских племен.

Кости восьми лошадей были найдены в Норт-Браун. Среди них выделяется уникальная гробница (возможно, с куполообразной крышей), сложенная из кирпича, с погребальной камерой квадратной формы. Похоронен на царском кладбище. Рядом с телом лошади были найдены погребальная утварь и две простые бусы, которые когда-то были прикреплены к спине и хвосту лошади. Артефакты, связанные с мусором, разбросаны по всему полу гробницы, где по всем признакам видно, что изначально было две основные камеры. Вне его рядом с кюметом сохранилась двухкамерная печь традиционного религиозного стиля, где, вероятно, совершались жертвоприношения, связанные с погребальным обрядом.

Джеймс Мэллори, известный специалист по индоевропейской проблеме, отмечает, что почти у всех индоевропейских народов существовала традиция жертвоприношения коня («ашвамедха» в терминологии Ригведы). Другими словами, курган тайчанак и сопровождающая его печь в религиозном стиле полностью соответствуют традиции Ашвамедха и, возможно, были связаны с церемонией его открытия.

В 1931 г. чешский ученый Б. Грозный разработал метод чтения «Конного учения» древних хеттов. Его автор Киккули Миттанский (начало XIV в. до н.э.) был главой двора хеттских правителей.

Справедливости ради следует также сказать, что учение, разработанное Киккули, ученые видят очень похожим на учение, созданное туркменскими сейсами. Туркменский метод “вяления” лошади 10 дней – это “потать” ее, 8 дней кормить как огород, держать в газировке, 10 дней таскать груз весом 120 кг, возить на дальние расстояния на срок до 6 месяцев 1 Методы очень похожи, например, вынимать 5-6 раз в день. Ученый Б.В.Ковалевская пишет: «Так зовут небесных коней Средней Азии (сходство туркменского и хеттского пастушеских укладов свидетельствует о том, что предки ахалтекинских коней использовались в древних колесницах) и трех с половиной тысяч лет назад слава великих восточных цивилизаций разнеслась по всему миру. С тех пор эта слава ничуть не померкла.

Профессор С. Н. Богомовский отмечает, что богатая историческая культура Средней Азии, особенно Туркменистана, известного на весь мир своей Древней аенеевской культурой, близка хеттской и миттской культурам.

Ахалтекинцы были широко распространены и популярны во всех крупных и процветающих государствах Древнего Востока (даже в Ассирийском царстве, Урарту, Египте и других). Известный коневод В. О. Витт сказал об ахалтекинской лошади: «Этот чудесный конь Средней Азии был изображен в бессмертных произведениях великих мастеров Ассирии, Египта и Ювы и был поглощен вечностью».

В более поздние времена наряду с культом богов возник культ лошади. В I тысячелетии до нашей эры на территории Туркменистана возник культ бога войны Митры, что возродило верность договору. Митру несли по небу бестеневые кони, подкованные золотом и серебром. Тот факт, что парфянского царя звали Митридат, а Нису звали Митридатокерт, показывает, что он пользовался здесь большой репутацией. Культ Митры восходит к Древней Греции.

В древние времена в Туркменистане также верили в богиню Анахизе (Анаит). В авестийском гимне Анаиз изображается в виде реки, которая устремляется вперед, двигаясь в колеснице, которую везут лошади. Как мы видели, главное место в арийской мифологии принадлежало лошадям.

В Парфянском государстве жили представители многих племен и народов. Поэтому существовало множество племен и культов местных богов. Большой славой пользовался бог солнца, он занимал главное место среди богов мечетей. Они приносили в жертву лошадей в честь бога.  У язычников-парфян его представляли в образах Митры, ему приносили в жертву коней.

Здесь, по-видимому, в одном месте сосредоточены два культа: коня и солнца. В индийской мифологии Солнце изображается с золотой рукой и колесницей с семью лошадьми (представляющими семь лучей).

Согласно Геродоту (V в. до н.э.), саки и массагеты не случайно выбрали лошадь как символ Солнца. Согласно их воображению, самый быстрый световой цикл на земле (смена дня и ночи) должен был соответствовать самому приспособленному животному на земле. Сведения о культе коня, связанного с Солнцем, можно найти в поверьях мечетей.

Обычай хоронить коня вместе с его хозяином, оставленный скифами, соблюдается и древними тюрками и огузами, что свидетельствует о том, что они унаследовали свои древние традиции.

Геродот говорит о ритуале погребения скифского царя: «Они задушили 50 слуг и принесли в жертву 50 великолепных лошадей». Эти убитые, должно быть, были слугами короля. Согласно Геродоту, они были скифского происхождения. Этот обычай совершался через год после смерти царя. Сначала были закопаны его оружие и лошади. Считалось, что они были необходимы королю, чтобы бродить по небу и сражаться с огненным драконом.

Археологические раскопки подтверждают точность сведений Геродота. Археолог М.П.Грязнов обнаружил захоронение 160 верховых лошадей на раннескифском царском кладбище в Аржане (Тува). Шесть богато украшенных лошадей были похоронены там вместе с самим королем. Эти имена являются собственными именами короля, а другие могли быть заимствованы из подчиненных земель и соседних королевств. Примечательно, что спина и хвост лошади служили ложем царю. Признаки этой древней традиции можно увидеть в останках современных тюрков Тувинской области Российской Федерации:

«Если будешь ездить на лошади, то упадешь на ястреба, если будешь ездить на быке, то заденешь ястреба, если будешь ездить на лошади, если упадешь, то он упадет на землю, а ты упадешь на мягкую земля.” Это может объяснить, почему хозяин умершего был похоронен вместе с лошадью.

Согласно китайским источникам, древних тюрков хоронили вместе с их мертвыми вещами и лошадьми.

Алтайский эпос содержит следующие слова:

«Будем неразлучными друзьями,

Мы должны жить вместе, мы должны умереть вместе».

Вообще в турецких эпосах редко когда судьба героя и коня представляются вместе. Этот Л.П. По словам Потапова, его неоднократно демонстрировали на основе одной и той же модели.

«Когда мы умрем, наши кости будут в одном месте

Мы будем живы, нам повезет».

Археологические находки также доказывают традицию погребения с лошадью, продолжавшуюся у древних тюрков. С. П. Нестеров различает три вида этого ритуала: 1) сжигание тела лошади полностью 2) закапывание части шкуры лошади, черепа, костей ног вместе с умершим 3) помещение в могилу принадлежностей лошади (мундштука, седла, седла) . По его словам, в средние века все три типа таких захоронений продолжались вместе, а иногда все три совпадали в пределах одного и того же народа.

Этому есть несколько объяснений: 1) как известно, каждая нация состояла из нескольких племен, они сохраняли свои племенные особенности в своих традициях при раннем развитии народа 2) Наличие разных типов одежды может отражать социальные слои общества, сами богатые его хоронили вместе с лошадьми, а бедные сначала съедали лошадь или закапывали только конские принадлежности. 3) Человек, которого хоронили, возможно, был воином, но не всегда удавалось найти имя погибшего с поля боя, потому что кони были взяты в качестве добычи. В другом случае было трудно похоронить лошадь жертвы вместе с ее владельцем, поэтому шкура, голова и другие части лошади могли быть захоронены вместе с покойным.

Арабский путешественник Ибн Фадлан (10 век) пишет об огузовской погребальной традиции: «Берут головы ста, двухсот или одной лошади. Они съедают его плоть, оставляя голову, ноги, кожу и хвост. Они подводят их к деревянной платформе и говорят: «Это кони, на которых он поедет в рай».

Объясняя смысл этого обычая, Ибн Фадлан пишет: «Иногда лошадей не убивают день или два. Тогда один из старейшин говорит: «Я видел его (умершего) во сне, и он сказал мне: «Видишь, мои друзья шли за мной, и у меня были ноги в крови. «Я не мог следовать за ними, и я остался один», — сказал он. После этого убивают лошадей и приводят к могиле покойного. Через пару дней пришел старик и сказал: «Передайте моей семье и друзьям, что я последовал за теми, кто ушел до меня, и мое тело оправилось от усталости». Как видно отсюда, лошади были необходимы умершему для перехода из этого мира в иной. Считалось, что чем больше было лошадей, тем быстрее умерший мог перебраться в загробный мир. Лукиан отмечает, что эта традиция принадлежит скифам. Скиф помог Токсадису спастись от резни афинян, а после его смерти греки принесли в жертву белого коня по традиции его страны.

По свидетельству М.П.Грязнова: «Самым совершенным видом транспорта у ранних скотоводов были лошади. Ездовые лошади были гарантией полного снабжения скотом. Поэтому, когда усопшего отправляли в загробную обитель, вместе с седлами и лошадьми хоронили захороненных вместе с ними лошадей.

Даже через двести лет после сообщения Ибн Фадлана у туркмен существовала традиция хоронить вместе с лошадью. Например, в конце XII века в Конье был похоронен сельджукский султан Гияседдин со своим конем. В более поздние времена сведений о захоронении туркмен с лошадью нет. Основная причина этого в том, что обученные боевые кони стоят дорого. Это можно понять из слов Ибн Фадлана. В ней говорится, что, несмотря на старания старейшин строго соблюдать эту традицию, огузы относились к ней равнодушно.

Вся предоставленная информация позволяет с уверенностью сказать, что туркмены унаследовали свои традиционные верования от древних скифов и древнетюркских традиций.

Лошади играли важную роль при коронации короля или назначении наследника. Восседавшие на троне спутники Бум-хана сели на белого коня и сделали вокруг него девять кругов, подобных вращению Солнца, кланяясь ему на каждом круге. После этого его посадили на одну из лошадей и обвязали шею шелковой повязкой. Затем он развязал жир и спросил его: «Сколько тебе лет?» они спросили. Эти традиции существовали в истории Гоктюркмен как традиция, которой необходимо следовать. Согласно некоторым источникам, когда наследником был назначен Малик-шах, сын Алп-Арслана (1063-1072), его посадили на коня, а сам султан нес седло впереди наследника. По мнению С.Г.Агаджанова, «У тюркоязычных народов Средневековья лошадь оживляла племя или целое государство. Поэтому наречение наследника показывало, что он обладает повышенным авторитетом и высокой властью в глазах народа.


Библиографический список
  1. Гундогдиев О.  Зарождение и развитие верховой езды.//Небесные ахалтекинцы.  2013.
  2. Сарианиди В. Маргуш, древнее восточное царство у подножия реки Мургап.- Ашхабад, 2002.
  3. Кузьмина Е.Е.  Древняя Анатолия.- М. 1985.
  4. Джуманиязов М.А.  Из истории коврового искусства.//Искусство и архитектура Туркменистана.2012.
  5. Бурханов А. А. Новые сведения о художественной культуре побережья в среднем течении Амидарьи//Наследие.  2011.
  6. Образ коня в искусстве.- Ашхабад, Туркменская государственная издательская служба, 2013.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация