ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОНЛАЙН-КУРСОВ

Копаева Анастасия Игоревна1, Сулык Карина Михайловна2, Умрилова Ольга Александровна3, Гребеньщеков Даниил Михайлович4, Чикунова Юлия Ильинична5
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 3 курса очной формы обучения группы ИРИ-20-1
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 3 курса очной формы обучения группы ИТ-20-1
3Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 3 курса очной формы обучения группы ИТ-20-1
4Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент 3 курса очной формы обучения группы ППД-20-1
5Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 4 курса очной формы обучения группы ПДС-19-1

Аннотация
Авторы статьи проводят общую характеристику понятийно-терминологического пространства и структурных компонентов онлайн-курсов.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Копаева А.И., Сулык К.М., Умрилова О.А., Гребеньщеков Д.М., Чикунова Ю.И. Общая характеристика понятийно-терминологического пространства и структурных компонентов онлайн-курсов // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/08/98787 (дата обращения: 21.05.2024).

В настоящее время использование современных информационных технологий в образовании стало реальностью сегодняшнего дня для всего интеллектуального мира. Современное общество на данном этапе своего развития тесно связано с процессами информатизации, т.к. во все отрасли производства и образования повсеместно внедряются компьютерные технологии. Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является информатизация образования, то есть внедрение не только средств информационных технологий в систему образования, но и формирование информационного мышления. Новые технологические варианты обучения открываются благодаря компьютерным технологиям, что обусловлено с безграничными и уникальными возможностями современной компьютерной техники.

Использование компьютера в учебном процессе позволяет интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, стимулировать интерес студентов к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить эффективность проведения учебного занятия, увеличить качество самостоятельной работы. Применение информационных технологий в образовательном процессе способствует развитию информационного и  мышления, повышает культуру умственного труда, формирует навыки самостоятельной работы, а также существенно влияет на мотивационную составляющую учебного процесса.

Исследователь А.И. Аникеева отмечает, что применение информационно-коммуникационных технологий в обучении позволяет:

-                   развивать у студентов навыки учебно-исследовательской деятельности, а также творческие способности;

-                   усиливать мотивы и интерес к обучению;

-                   формировать умение работать с информацией (поиск, переработка, хранение);

-                   качественно контролировать деятельность студентов;

-                 приобщать студентов к достижениям развития информационного пространства [2].

Информационно-компьютерные технологии создают возможности доступа к большим объемам современной информации, позволяют осуществить «диалог» с источником знаний. Применение информационно-компьютерных технологий экономит время, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний студентов. Работая на компьютере, каждый выбирает свой индивидуальный темп работы, также и диалог студента с машиной происходит индивидуально. Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Актуальность изучения онлайн-курсов обусловлена их активным внедрением в систему высшего образования в России и возможностями их использования для реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. На фоне становления электронной педагогики как отрасли педагогической науки теоретико-педагогический анализ онлайн-курсов как образовательного ресурса представляет большой исследовательский интерес.

Для начала следует уточнить понятие «онлайн-курс» в рамках научно-исследовательской литературы.

С.А. Корягина считает, что онлайн-курс является одним из значимых элементов электронного обучения, который позволяет студентам наиболее детально изучить рассматриваемые проблемы, обеспечивает их доступ к актуальному образовательному контенту посредством современных гаджетов и устройств [8].

В свою очередь, Ю.В. Саламатина считает, что онлайн-курс представляет собой целостный аудиовизуальный образовательный продукт, который состоит из определённых компонентов, включающих системы обратной связи, информационную литературу, видеоконтент и тестирование [14].

М.В. Качалова считает, что онлайн-курс представляет собой обучающий курс с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через интернет в рамках организации целостного образовательного процесса [6].

По мнению Е.В. Ликсиной, онлайн-курс является особой, основанной на использование современных информационных технологий, формой представления содержания учебного курса. Исследователь также замечает, что онлайн-курс представляет собой ключевой компонент построения процесса обучения и профессиональной подготовки с использованием технологий дистанционного обучения [9].

И.Б. Ахпашева считает, что онлайн-курс представляет собой в первую очередь формат обучения, который позволяет получать знания и выполнять домашние задания через интернет. Как правило, они включают в себя записанные видеоуроки или прямые эфиры с преподавателем, интерактивные тесты и письменные практические задания с обратной связью. В некоторые курсы добавляют геймификацию – элемент игры, где, например, нужно кормить мультяшного персонажа полученной в процессе обучения «едой» [3].

Исследователь В.М. Яровая рассматривает онлайн-курс как вид электронного обучения, то есть организованный целенаправленный образовательный процесс, построенный на основе педагогических принципов, реализуемый на основе технических средств современных информационных технологий и представляющий собой логически и структурно завершённую учебную единицу, методически обеспеченную уникальной совокупностью систематизированных электронных средств обучения и контроля [17].

В.В. Запорожко считает, что онлайн-курс представляет собой систему учебных занятий, во время которых студенты физически не контактируют с педагогом и другими студентами, выполняя полученные через видеоуроки задания и получая обратную связь от педагога [5].

Исследователь И.В. Пестова верно подмечает, что онлайн-курс всегда является видом электронного и дистанционного обучения как более широкой категории, но не всякий дистанционный или электронный курс является онлайн-курсом. Это значит, что для того, чтобы назвать какой-либо обучающий курс онлайн-курсом, он должен отвечать определённым требованиям и соответствовать некоторым критериям [12].

Е.В. Ерохина считает, что онлайн-курс представляет собой курс, предназначенный для электронного обучения, включающий тематически связанные видеолекции, дополнительные учебные материалы, презентации, проверочные задания, обеспечивающий постоянное общение всех участников учебного процесса в форумах на специализированной платформе онлайн образования [4].

Е.А. Орлова отмечает следующее: онлайн курс -  это структурированные знания и опыт, которые ведут студента из точки А в точку Б с использованием технологий электронного обучения. С каждым шагом студент под присмотром эксперта получает новые знания, совершенствует свои навыки и меняет привычное поведение. В конце обучения эксперт сверяет результаты студента с целями обучения и на основе этих данных формирует оценку, начисляет баллы или присваивает степень [11].

Онлайн-курсы также определяют как форму или вид обучения. Форма обучения – это способ организации образовательного процесса или его отдельного звена, характеризующийся типом коммуникативного взаимодействия между педагогическим работником и обучающимися, а также между самими обучающимися (очная, заочная, дистанционная, групповая, фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная и т.п.). Вид обучения – особенность обучения, связанная с использованием специальных приёмов обучения (традиционное, дистанционное, развивающее обучение и т.п.). Онлайн-курс как образовательный процесс, организованный определённым способом, не является ни формой, ни видом обучения, но может описываться как вид или разновидность (группа экземпляров, объединённых по общности признаков) дистанционного или электронного обучения.

Исследователь Е.Л. Авдеева определяет онлайн-курс в качестве взаимодействия педагога и студентов между собой на расстоянии, отражающего все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемого специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1].

Н.Н. Максютова считает, что онлайн-курс это учебный курс, во время которого у студента нет физического контакта с одногруппниками и преподавателями. С момента появления и до начала XXI века дистанционные курсы были корреспондентскими – педагог и студент писали друг другу письма, а сейчас стали преимущественно электронно-дистанционными – участники общаются с преподавателями через интернет [10].

Ю.В. Корнилов отмечает, что онлайн-курс позволяет педагогам не заниматься множеством организационных моментов: поиском помещения, встречей с арендодателями, наймом персонала. Всё же, онлайн-курс требует специального пространства в сети Интернет [7].

Исследователь А.Ю. Соколов отмечает, что онлайн-курс – это не просто следование образовательным трендам, он представляет собой удобный, экономичный формат обучения и преподавания. Благодаря онлайн-курсам курсам можно научиться многим современным профессиям, освоить полезные для профессиональной деятельности практические навыки [15].

Н.В. Пичугова выделяет следующие преимущества разработки и внедрения в образовательный процесс онлайн-курсов:

-                   возможность прохождение онлайн-курса в любое время и в любом месте, где есть интернет и телефон или компьютер;

-                   возможность выбора онлайн-курса на любой вкус, материальное положение и уровень профессиональной подготовки;

-                   возможность выбрать удобное время обучения;

-                   отсутствие зависимости от месторасположения слушателя и преподавателя;

-                   возможность интегрировать в обучение обмен информацией (подключение к проф. сообществам, страницам экспертов);

-                   широкий круг учебных ресурсов;

-                   кросс-культурный, межрегиональный опыт;

-                   обучение для студентов и преподавателей с особыми возможностями;

-                   развитие цифровой и информационной грамотности;

-                   снижение значимости административных барьеров [13].

Ю.О. Валитова, Н.Н. Горлушкина, Е.А. Кобец и Д.Д. Пономарев  выделяют иные преимущества онлайн-курсов:

-                   расширение образовательных возможностей, предлагаемых университетом студентам;

-                   повышение степени индивидуализации обучения, повышение привлекательности образовательных программ;

-                   высвобождение востребованных кадровых ресурсов или восполнение недостающих ресурсов;

-                   сокращение затрат на реализацию образовательных программ в части традиционных, малоэффективных форм взаимодействия со студентами;

-                   высвобождение ресурсов для новых, проектных форм обучения;

-                   высвобождение аудиторного фонда и экономия материально-технических ресурсов;

-                   повышение качества обучения за счет использования эффективных онлайн-курсов ведущих российских и международных преподавателей и экспертов и проведения независимого контроля знаний студентов;

-                   обеспечение ритмичности обучения, вовлеченности обучающихся в течение всего периода изучения курса за счет строгой системы еженедельных контрольных заданий;

-                   обеспечение формирования новых компетенций обучающихся за счет владения новыми технологиями обучения;

-                   обеспечение прозрачности содержания обучения и, как следствие, повышение доверия к результатам обучения и повышение конкурентоспособности образовательных программ;

-                   создание новых образовательных программ, в т.ч. по новым направлениям подготовки [16].

В свою очередь, Ю.В. Саламатина выделяет ограничения современных онлайн-курсов:

-                   уменьшение степени взаимодействия студента с педагогом и другими студентами профессионального образовательного учреждения;

-                 необходимость самостоятельно приобрести нужное оборудование и инструменты: например, краски, бумагу, графический планшет;

-                   доступ к технологиям (компьютер и соответствующее программное обеспечение);

-                   доступ в Интернет;

-                   цифровая грамотность;

-                   цифровая перегрузка [14].


Библиографический список
  1. Авдеева, Е.Л. Критерии разработки онлайн-курса для обучения иностранному языку студентов дистанционного образования / Е.Л. Авдеева // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 9. – С. 46-56.
  2. Аникеева, А.И. Направления применения информационных технологий в образовании / А.И. Аникеева // Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике : сборник статей Международной научно-практической конференции, Оренбург, 10 октября 2017 года. – Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью “ОМЕГА САЙНС”, 2017. – С. 16-18.
  3. Ахпашева, И.Б. Разработка и перспектива использования онлайн-курса “Современные цифровые технологии в специальном образовании” в среде LMS Moodle / И.Б. Ахпашева, К.И. Султанбаева // Информационные технологии и математическое моделирование в управлении сложными системами. – 2020. – № 3(8). – С. 56-60.
  4. Ерохина, Е.В. Методика разработки эффективных онлайн-курсов с использованием инновационных подходов к обучению / Е.В. Ерохина, А.И. Гретченко // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2021. – Т. 13. – № 2(42). – С. 34-46.
  5. Запорожко, В.В. Массовые открытые онлайн-курсы: основные этапы разработки / В.В. Запорожко // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве : Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 19 апреля 2017 года / Под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью “Центр развития научного сотрудничества”, 2017. – С. 158-163.
  6. Качалова, М.В. Исследование и разработка методов проверки знаний для массовых открытых онлайн-курсов / М.В. Качалова // Электронный бизнес. Управление интернет-проектами. Инновации : Сборник трудов участников IX Международной студенческой научно-практической конференции, Москва, 14–16 марта 2017 года / Ответственный редактор В.В. Корнилов. – Москва: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, 2017. – С. 162-166.
  7. Корнилов, Ю.В. Опыт разработки онлайн-курсов и организации онлайн-обучения в высшей школе / Ю.В. Корнилов, И.Б. Государев // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 60.
  8. Корягина, С.А. Использование методологии научения в разработке онлайн-курсов по защите персональных данных / С.А. Корягина // Управление образованием: теория и практика. – 2021. – № 5(45). – С. 227-239.
  9. Ликсина, Е.В. Организационное и методическое сопровождение процесса разработки онлайн-курсов / Е.В. Ликсина, А.В. Герасимова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 29. – С. 29-32.
  10. Максютова, Н.Н. Дополнительное профессиональное образование в области разработки онлайн-курсов для преподавателей колледжа / Н.Н. Максютова, А.С. Ли // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2022. – № 1(50). – С. 58-64.
  11. Орлова, Е.А. Опыт разработки онлайн-курса для школьников “Физическая культура – ключ к успеху” / Е.А. Орлова, Ю.А. Бахарев, С.В. Соколовская // Публичное/частное в современной цивилизации : Материалы XXII российской научно-практической конференции (с международным участием), Екатеринбург, 16–17 апреля 2020 года / Редколлегия: Л.А. Закс [и др.]. – Екатеринбург: Автономная некоммерческая организация высшего образования “Гуманитарный университет”, 2020. – С. 771-775.
  12. Пестова, И.В. Подготовка бакалавров технологического образования к разработке онлайн-курсов в рамках дисциплины “цифровая образовательная среда” / И.В. Пестова, Д.А. Скворцова // Актуальные вопросы профессионального образования: теоретико-прикладные аспекты внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс : Сборник научных статей. – Москва : Московский государственный областной университет, 2018. – С. 60-63.
  13. Пичугова, Н.В. Разработка онлайн-курса по подготовке к школе / Н.В. Пичугова, В.В. Источников // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. – 2021. – № 7(33).
  14. Саламатина, Ю.В. Основные критерии при разработке онлайн курсов в процессе реализации электронного обучения в системе непрерывного образования / Ю.В. Саламатина // Актуальные вопросы современной науки : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 20 ноября 2019 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью “Научно-издательский центр “Вестник науки”, 2019. – С. 88-92.
  15. Соколов, А.Ю. Разработка открытых онлайн-курсов / А.Ю. Соколов // Трансформация моделей образования: уроки пандемии : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Плехановский форум преподавателей», Москва, 17 декабря 2020 года. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. – С. 281-288.
  16. Формирование технических и форматных требований к разработке образовательного видеоконтента для онлайн-курса / Ю.О. Валитова, Н.Н. Горлушкина, Е.А. Кобец, Д.Д. Пономарев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. – 2021. – № 6. – С. 64-70.
  17. Яровая, В.М. Разработка онтологической модели веб-сервиса для выдачи рекомендаций онлайн курсов в системе электронного обучения / В.М. Яровая, Е.И. Колпакова // Новые информационные технологии и системы : Сборник научных статей XVI Международной научно-технической конференции, Пенза, 27–29 ноября 2019 года. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2019. – С. 116-119.


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация