ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Копаева Анастасия Игоревна1, Сулык Карина Михайловна2, Умрилова Ольга Александровна3, Гребеньщеков Даниил Михайлович4, Чикунова Юлия Ильинична5
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 3 курса очной формы обучения группы ИРИ-20-1
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 3 курса очной формы обучения группы ИТ-20-1
3Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 3 курса очной формы обучения группы ИТ-20-1
4Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент 3 курса очной формы обучения группы ППД-20-1
5Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 4 курса очной формы обучения группы ПДС-19-1

Аннотация
Авторы статьи характеризуют проектную технологию обучения при преподавании экономических дисциплин. Также в статье проанализировано понятие «проектная деятельность студентов колледжа», выделены её основные компоненты.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Копаева А.И., Сулык К.М., Умрилова О.А., Гребеньщеков Д.М., Чикунова Ю.И. Характеристика проектной технологии обучения при преподавании экономических дисциплин // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/08/98786 (дата обращения: 12.12.2024).

В современных колледжах представлен достаточно широкий спектр инновационных образовательных технологий, применяемых при организации образовательного процесса и профессиональной подготовки студентов. Одна из таких инновационных технологий – это непосредственно проектная технология обучения. Далее охарактеризуем проектную технологию обучения при преподавании экономических дисциплин.

Проектная деятельность студентов в колледже представляет собой деятельность с применением технологии проектного обучения, которая ориентированы на формирование навыков самостоятельного исследования, реализации проектных идей и инициатив. Большое значение имеют также навыки адаптации приобретённых теоретических знаний к практической и будущей профессиональной деятельности. Способность к проектной деятельности в настоящее время является основополагающей личностной характеристикой современного специалиста в области экономики. При применении проектной технологии в образовательном процессе колледжа в рамках преподавания экономических дисциплин происходит формирование наиболее важных личностных компонентов самосознания, таких как самоанализ, ответственность, самоконтроль, саморегуляция, прогнозирование, самооценка, самореализация.

Исследователь К.В. Величинский  считает, что проектная деятельность студентов колледжа – это сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей студентов посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются обучающимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога [3].

С.В. Капин  определяет проектную деятельность студентов колледжа в качестве комплексной системы организованного взаимодействия различных субъектов образовательной среды, созданной с целью достижения определённого практического результата – предметной среды, вещи, образа жизни или деятельностной системы [7].

Исследователь Н.В. Бордовская отмечает, что проектная деятельность студентов колледжа является познавательной деятельностью, которая ориентирована непосредственно на разработку теоретической проективной модели в виде готового изделия, макета или прототипа [2].

Согласно точке зрения О.С. Волошиной, проектная деятельность студентов колледжа является видом образовательной деятельности, направленным на разрешение конкретной практической проблемы, содержательный аспект которой определяется непосредственно обучающимися в процессе реализации проектных идей под руководством преподавателя, играющего немаловажную роль [5].

В свою очередь, М.Б. Романовская определяет проектную деятельность студентов колледжа в качестве деятельности, которая ориентирована на изменение окружающего мира и включает в себя результат, процесс его достижения, а также средств и цель [8].

По мнению М.Н. Бердниковой, проектная деятельность студентов колледжа представляет собой некоторый компонент проектного обучения, который взаимосвязан с удовлетворением образовательных потребностей студентов при помощи создания какого-либо нового продукта [1].

Л.И. Канищева определяет проектную деятельность студентов колледжа в качестве образовательной, творческой, познавательной, игровой деятельности совместного характера, которая включает в себя систему согласованных методов и средств, а также способов осуществления деятельности для достижения практического конечного результата [6].

Таким образом, обобщая вышеприведённые определения понятия проектной деятельности студентов колледжа, необходимо отметить, что она представляет собой учебную совместную деятельность в рамках образовательной организации, направленную на достижение определённого практического результата в виде конкретного продукта.

Говоря о проектной деятельности студентов, следует также выделить её наиболее значимые факторы:

-                   формирование у студентов чувства ответственности за проделанную работу;

-                   развитие у студентов навыков к творческой и созидательной деятельности;

-                   повышение мотивации студентов к осуществлению образовательной деятельности;

-                   создание оптимальных условий для успешного взаимодействия преподавателя и обучающихся;

-                   смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому.

Сущность проектной деятельности студентов колледжа состоит в том, что она представляет собой единство двух видов образовательной деятельности: исследовательской и проектной. Эти виды образовательной деятельности различаются как минимум поставленной целью и конечным результатом. Исследовательская учебная деятельность является видом интеллектуальной деятельности, которая ориентирована непосредственно на получение новых знаний о каком-либо явлении, открытие новых понятий, теорий, закономерностей и законов для разрешения инженерных, гуманитарных, социальных или технологических проблем. В свою очередь, проектная деятельность ставит перед собой цель, которая заключается в реализации проектной идеи, инициативы, представляющей собой ведущий замысел проекта.

Исследователь Н.В. Власова отмечает, что применение проектной технологии обучения в колледже при преподавании экономических дисциплин способствует:

-                   развитию у студентов креативного экономического мышления;

-                   формированию и развитию творческих и познавательных навыков студентов;

-                   углублению, систематизации и закреплению полученных ранее студентами в колледже знаний, умений и навыков на практическом опыте;

-                   формирование у студентов навыков самосовершенствования, самообразования и саморазвития [4].

При организации проектной деятельности необходимо исходить из того, что проект в колледже представляет собой небольшую творческую работу, поэтапно от идеи до её воплощения. Данная работа обладает объективной или субъективной новизной, а в процессе её осуществления студенты постигают реальные процессы и проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. Проекты в колледже могут быть как индивидуальными, так и выполненными в группах.

Опираясь на опыт и интересы студентов, преподаватель колледжа помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта.

Проектная деятельность, как любая другая, имеет определённую структуру, которая включает в себя цель, мотивы, функции, содержание, внутренние и внешние условия, результат.

Целью проектной деятельности школьников является создание продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего личностную или социальную значимость.

В качестве мотивов проектной деятельности выступают социальные и личностные потребности в материальных и духовных ценностях.

Проектная деятельность выполняет созидательную, преобразовательную, исследовательскую, креативную, отражательную, технологическую функции.

Содержание проектной деятельности составляет проведение исследовательских подготовительных операций, практическое изготовление изделия, оценку и защиту объекта деятельности.

Психологическая структура проектной деятельности представляет собой взаимосвязь внутренних и внешних условий на основе психологических механизмов итериоризации (усвоения способов преобразования) и экстериоризации (порождение внешних действий).

Результатом проектной деятельности является определённый продукт (проект) и развитие личности студента.

Работа над проектом включает оформление отчёта, который содержит следующие разделы:

-                   название проекта;

-                   обоснование актуальности проекта;

-                   цели и задачи проекта; сроки реализации проекта;

-                   краткое содержание проекта с обоснованием целесообразности решения проблемы конкретными предлагаемыми авторами методами;

-                   план реализации проекта;

-                   предполагаемые конечные результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект;

-                   ресурсное обеспечение проекта;

-                   порядок контроля и оценки результатов проекта.

Таким образом, в рамках данной статьи была охарактеризована проектная технология обучения, возможности её применения в образовательном процессе колледжа при преподавании экономических дисциплин. В частности, было проанализировано понятие «проектная деятельность студентов колледжа», выделены её основные компоненты.


Библиографический список
  1. Бердникова, М.Н. Проектная деятельность как способ формирования инновационной активности студентов/ М.Н. Бердникова, Н.Ю. Припяткина Успехи современного естествознания. – 2019. – № 8 – С. 154-155.
  2. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2018.  432 с.
  3. Величинский, К.В. Реализация проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в историко-математической подготовке студентов Каменского педагогического колледжа / К.В. Величинский, Т.Н. Чалдина // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2013 г.: в 13 частях, Тамбов, 31 января 2013 года. – Тамбов: ООО “Консалтинговая компания Юком”, 2013. – С. 46-47.
  4. Власова, Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов 69 [Текст]: материалы Междунар. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2017. – С. 278-280
  5. Волошина, О.С. Применение проектной технологии на занятиях информатики в колледже / О.С. Волошина // Грани науки: теория и практика : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Сочи, 09 июля 2018 года. – Сочи: Общество с ограниченной ответственностью “Научное партнерство “Апекс”, 2018. – С. 104-106.
  6. Канищева, Л.И. Технология проектного обучения на уроках естественнонаучного цикла в колледже / Л.И. Канищева, Е.В. Никитенко // Технологическое образование в системе “Школа-колледж-вуз”: традиции и инновации : Сборник тезисов и докладов региональной научно-практической конференции, Воронеж, 26 апреля 2017 года. – Воронеж: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж», 2017. – С. 125-127.
  7. Капин, С.В. Технология формирования проектной культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения / С.В. Капин // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 1. – № 4. – С. 69-72.
  8. Романовская, М.Б.  Метод проектов в образовательном процессе : методическое пособие / М.Б. Романовская. – М. : Центр “Педагогический поиск”, 2016. – 160с. – Библиогр.: С. 159-160.


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: