В современных колледжах представлен достаточно широкий спектр инновационных образовательных технологий, применяемых при организации образовательного процесса и профессиональной подготовки студентов. Одна из таких инновационных технологий – это непосредственно проектная технология обучения. Далее охарактеризуем проектную технологию обучения при преподавании экономических дисциплин.
Проектная деятельность студентов в колледже представляет собой деятельность с применением технологии проектного обучения, которая ориентированы на формирование навыков самостоятельного исследования, реализации проектных идей и инициатив. Большое значение имеют также навыки адаптации приобретённых теоретических знаний к практической и будущей профессиональной деятельности. Способность к проектной деятельности в настоящее время является основополагающей личностной характеристикой современного специалиста в области экономики. При применении проектной технологии в образовательном процессе колледжа в рамках преподавания экономических дисциплин происходит формирование наиболее важных личностных компонентов самосознания, таких как самоанализ, ответственность, самоконтроль, саморегуляция, прогнозирование, самооценка, самореализация.
Исследователь К.В. Величинский считает, что проектная деятельность студентов колледжа – это сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей студентов посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются обучающимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога [3].
С.В. Капин определяет проектную деятельность студентов колледжа в качестве комплексной системы организованного взаимодействия различных субъектов образовательной среды, созданной с целью достижения определённого практического результата – предметной среды, вещи, образа жизни или деятельностной системы [7].
Исследователь Н.В. Бордовская отмечает, что проектная деятельность студентов колледжа является познавательной деятельностью, которая ориентирована непосредственно на разработку теоретической проективной модели в виде готового изделия, макета или прототипа [2].
Согласно точке зрения О.С. Волошиной, проектная деятельность студентов колледжа является видом образовательной деятельности, направленным на разрешение конкретной практической проблемы, содержательный аспект которой определяется непосредственно обучающимися в процессе реализации проектных идей под руководством преподавателя, играющего немаловажную роль [5].
В свою очередь, М.Б. Романовская определяет проектную деятельность студентов колледжа в качестве деятельности, которая ориентирована на изменение окружающего мира и включает в себя результат, процесс его достижения, а также средств и цель [8].
По мнению М.Н. Бердниковой, проектная деятельность студентов колледжа представляет собой некоторый компонент проектного обучения, который взаимосвязан с удовлетворением образовательных потребностей студентов при помощи создания какого-либо нового продукта [1].
Л.И. Канищева определяет проектную деятельность студентов колледжа в качестве образовательной, творческой, познавательной, игровой деятельности совместного характера, которая включает в себя систему согласованных методов и средств, а также способов осуществления деятельности для достижения практического конечного результата [6].
Таким образом, обобщая вышеприведённые определения понятия проектной деятельности студентов колледжа, необходимо отметить, что она представляет собой учебную совместную деятельность в рамках образовательной организации, направленную на достижение определённого практического результата в виде конкретного продукта.
Говоря о проектной деятельности студентов, следует также выделить её наиболее значимые факторы:
- формирование у студентов чувства ответственности за проделанную работу;
- развитие у студентов навыков к творческой и созидательной деятельности;
- повышение мотивации студентов к осуществлению образовательной деятельности;
- создание оптимальных условий для успешного взаимодействия преподавателя и обучающихся;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому.
Сущность проектной деятельности студентов колледжа состоит в том, что она представляет собой единство двух видов образовательной деятельности: исследовательской и проектной. Эти виды образовательной деятельности различаются как минимум поставленной целью и конечным результатом. Исследовательская учебная деятельность является видом интеллектуальной деятельности, которая ориентирована непосредственно на получение новых знаний о каком-либо явлении, открытие новых понятий, теорий, закономерностей и законов для разрешения инженерных, гуманитарных, социальных или технологических проблем. В свою очередь, проектная деятельность ставит перед собой цель, которая заключается в реализации проектной идеи, инициативы, представляющей собой ведущий замысел проекта.
Исследователь Н.В. Власова отмечает, что применение проектной технологии обучения в колледже при преподавании экономических дисциплин способствует:
- развитию у студентов креативного экономического мышления;
- формированию и развитию творческих и познавательных навыков студентов;
- углублению, систематизации и закреплению полученных ранее студентами в колледже знаний, умений и навыков на практическом опыте;
- формирование у студентов навыков самосовершенствования, самообразования и саморазвития [4].
При организации проектной деятельности необходимо исходить из того, что проект в колледже представляет собой небольшую творческую работу, поэтапно от идеи до её воплощения. Данная работа обладает объективной или субъективной новизной, а в процессе её осуществления студенты постигают реальные процессы и проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. Проекты в колледже могут быть как индивидуальными, так и выполненными в группах.
Опираясь на опыт и интересы студентов, преподаватель колледжа помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта.
Проектная деятельность, как любая другая, имеет определённую структуру, которая включает в себя цель, мотивы, функции, содержание, внутренние и внешние условия, результат.
Целью проектной деятельности школьников является создание продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего личностную или социальную значимость.
В качестве мотивов проектной деятельности выступают социальные и личностные потребности в материальных и духовных ценностях.
Проектная деятельность выполняет созидательную, преобразовательную, исследовательскую, креативную, отражательную, технологическую функции.
Содержание проектной деятельности составляет проведение исследовательских подготовительных операций, практическое изготовление изделия, оценку и защиту объекта деятельности.
Психологическая структура проектной деятельности представляет собой взаимосвязь внутренних и внешних условий на основе психологических механизмов итериоризации (усвоения способов преобразования) и экстериоризации (порождение внешних действий).
Результатом проектной деятельности является определённый продукт (проект) и развитие личности студента.
Работа над проектом включает оформление отчёта, который содержит следующие разделы:
- название проекта;
- обоснование актуальности проекта;
- цели и задачи проекта; сроки реализации проекта;
- краткое содержание проекта с обоснованием целесообразности решения проблемы конкретными предлагаемыми авторами методами;
- план реализации проекта;
- предполагаемые конечные результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект;
- ресурсное обеспечение проекта;
- порядок контроля и оценки результатов проекта.
Таким образом, в рамках данной статьи была охарактеризована проектная технология обучения, возможности её применения в образовательном процессе колледжа при преподавании экономических дисциплин. В частности, было проанализировано понятие «проектная деятельность студентов колледжа», выделены её основные компоненты.
Библиографический список
- Бердникова, М.Н. Проектная деятельность как способ формирования инновационной активности студентов/ М.Н. Бердникова, Н.Ю. Припяткина Успехи современного естествознания. – 2019. – № 8 – С. 154-155.
- Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2018. 432 с.
- Величинский, К.В. Реализация проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в историко-математической подготовке студентов Каменского педагогического колледжа / К.В. Величинский, Т.Н. Чалдина // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2013 г.: в 13 частях, Тамбов, 31 января 2013 года. – Тамбов: ООО “Консалтинговая компания Юком”, 2013. – С. 46-47.
- Власова, Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов 69 [Текст]: материалы Междунар. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2017. – С. 278-280
- Волошина, О.С. Применение проектной технологии на занятиях информатики в колледже / О.С. Волошина // Грани науки: теория и практика : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Сочи, 09 июля 2018 года. – Сочи: Общество с ограниченной ответственностью “Научное партнерство “Апекс”, 2018. – С. 104-106.
- Канищева, Л.И. Технология проектного обучения на уроках естественнонаучного цикла в колледже / Л.И. Канищева, Е.В. Никитенко // Технологическое образование в системе “Школа-колледж-вуз”: традиции и инновации : Сборник тезисов и докладов региональной научно-практической конференции, Воронеж, 26 апреля 2017 года. – Воронеж: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж», 2017. – С. 125-127.
- Капин, С.В. Технология формирования проектной культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения / С.В. Капин // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 1. – № 4. – С. 69-72.
- Романовская, М.Б. Метод проектов в образовательном процессе : методическое пособие / М.Б. Романовская. – М. : Центр “Педагогический поиск”, 2016. – 160с. – Библиогр.: С. 159-160.