Физическая культура играет важную роль в формировании личности учащихся, так как преодоление сложных условий, трудностей на уроках, требуют от ученика проявления волевых качеств, преодоления себя, а уже по мере их развития и закрепления эти качества находят применение в повседневной жизни.
Следует отметить, что на уроках физической культуры ученики также улучшают свою физическую подготовку, которая нуждается в совершенствовании, направленном на важные физические качества – ловкость, быстроту реакции, общую и силовую выносливость.
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса используются различные средства, методы, приёмы и способы физического воспитания. Игровой метод широко применяется на уроках физической культуры в школе. Он позволяет решать многие задачи формирования гармоничной личности, стоящие перед учителем. Игровая деятельность является наиболее продуктивным направлением в современной методике физического воспитания для всех возрастов [1].
Применение на уроках физической культуры подвижных и спортивных игр позволяет раскрыть способности каждого учащегося, дают возможность почувствовать себя успешным. Благодаря игре, учащиеся лучше узнают друг друга, развиваются как физически, так и умственно, закаляются в волевом отношении. Поэтому игры оказывают большое влияние на развитие детских способностей, так как в процессе игры у школьника выражаются его наклонности и сила души. Педагог К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля.
Игры, больше чем любые другие средства физического воспитания, отвечают потребностям растущего организма и способствуют всестороннему гармоничному развитию детей. Такие физические качества как быстрота, сила, выносливость, ловкость, развиваются благодаря применению игр в образовательном процессе, сюда же можно отнести развитие морально-волевых качеств, гражданских качеств – смелости, честности, коллективизма. Подвижные игры благотворно влияют на развитие организма детей, содействуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом [2].
Подвижная игра оказывает разностороннее влияние на личность ребенка. Такая форма игрового взаимодействия создает условия для управления детей собственным поведением, помогает поддерживать благополучное эмоциональное состояние в группе детей.
Существует несколько классификаций подвижных и спортивных игр. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол и другие, а также подвижные игры – игры с правилами.
В зависимости от того, какова содержательная направленность практического использования игрового метода на уроках физической культуры, появляется необходимость подбора определенных игр. В таблице 1 представлена подборка различных элементов спортивных игр и их возможности применения на уроках физической культуры.
Таблица 1 – Содержательная направленность практического использования игрового метода на уроках физической культуры
Содержательная направленность |
Игры |
Содержательные компоненты |
Развитие силы | Вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Баскетбол | Притягивания, сталкивания, удержания, выталкивания. Двигательные операции с доступными для детей отягощениями: наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки. |
Развитие качества быстроты | Игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Теннис | Физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кротчайший срок |
Развитие ловкости | Игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой. Регби на коленях, футбол. Теннис. | Упражнения на меткость, точную координацию движений |
Развитие выносливости | Игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Футбол. | Физические упражнения с частыми повторениями, с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью |
Эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры можно повышать, используя идеи развивающего обучения, через двигательные действия в различных видах спорта: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, гимнастика.
Применение элементов спортивных игр на уроках физической культуры формирует навыки выполнения начальных и подготовительных действий за счёт высокого эмоционального возбуждения, характерного для игровых условий [3].
Можно сделать вывод, что одним из потенциальных средств повышения физической подготовки учащихся считают использование подвижных и спортивных игр в образовательном процессе. Игры оказывают большое воздействие на формирование личности школьников, улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.
Библиографический список
- Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов / А.М. Максименко. – М.: Физ. Культура, 2005. 544 с.
- Небывайло, Г. Н. Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы / Г. Н. Небывайло. Текст : непосредственный // Школьная педагогика. 2016. № 2 (5). С. 30-32. URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/775/
- Балдаев, К. В. Подвижные игры на занятиях борьбой // Физическая культура в школе, 1986. №10. С. 46-49