ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Билобрицкий Виктор Александрович
МАОУ "СОШ №26"
г. Балаково, учитель физической культуры

Аннотация
Данная статья посвящена описанию применения игрового метода на уроках физической культуры. Подвижные и спортивные игры оказывают разностороннее влияние на личность учащихся. Использование элементов спортивных игр повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Билобрицкий В.А. Применение игрового метода на уроках физической культуры // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/08/98778 (дата обращения: 12.10.2024).

Физическая культура играет важную роль в формировании личности учащихся, так как преодоление сложных условий, трудностей на уроках, требуют от  ученика проявления волевых качеств, преодоления себя, а уже по мере их развития и закрепления эти качества находят применение в повседневной жизни.

Следует отметить, что на уроках физической культуры ученики также улучшают свою физическую подготовку, которая нуждается в совершенствовании,  направленном на важные физические качества – ловкость, быстроту реакции, общую и силовую выносливость.

Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса используются различные средства, методы, приёмы и способы физического воспитания.  Игровой метод широко применяется на уроках физической культуры в школе. Он позволяет решать многие задачи формирования гармоничной личности, стоящие перед учителем. Игровая деятельность является наиболее продуктивным направлением в современной методике физического воспитания для всех возрастов [1].

Применение на уроках физической культуры подвижных и спортивных игр позволяет раскрыть способности каждого учащегося, дают возможность почувствовать себя успешным. Благодаря игре, учащиеся лучше узнают друг друга, развиваются как физически, так и умственно, закаляются в волевом отношении. Поэтому игры оказывают большое влияние на развитие детских способностей, так как в процессе игры у школьника выражаются его наклонности и сила души.  Педагог К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля.

Игры, больше чем любые другие средства физического воспитания, отвечают потребностям растущего организма и способствуют всестороннему гармоничному развитию детей. Такие физические качества как быстрота, сила, выносливость, ловкость, развиваются благодаря применению игр в образовательном процессе, сюда же можно отнести развитие морально-волевых качеств, гражданских качеств – смелости, честности, коллективизма. Подвижные игры благотворно влияют на развитие организма детей, содействуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом [2].

Подвижная игра оказывает разностороннее влияние на личность ребенка. Такая форма игрового взаимодействия создает условия для управления детей собственным поведением, помогает поддерживать благополучное эмоциональное состояние в группе детей.

Существует несколько классификаций подвижных и спортивных игр.          Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол и другие, а также  подвижные игры – игры с правилами.

В зависимости от того, какова содержательная направленность практического использования игрового метода на уроках физической культуры, появляется необходимость подбора определенных игр. В таблице 1 представлена подборка различных элементов спортивных игр и их возможности применения на уроках физической культуры.

Таблица 1 – Содержательная направленность практического использования игрового метода на уроках физической культуры

Содержательная направленность

Игры

Содержательные компоненты

Развитие силы Вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Баскетбол Притягивания, сталкивания, удержания, выталкивания. Двигательные операции с доступными для детей отягощениями: наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки.
Развитие качества быстроты Игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Теннис Физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кротчайший срок
Развитие ловкости Игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой. Регби на коленях, футбол. Теннис. Упражнения на меткость, точную координацию движений
Развитие выносливости Игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Футбол. Физические упражнения с частыми повторениями, с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью

Эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры можно повышать, используя идеи развивающего обучения, через двигательные действия в различных видах спорта: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, гимнастика.

Применение элементов спортивных игр на уроках физической культуры формирует навыки выполнения начальных и подготовительных действий за счёт высокого эмоционального возбуждения, характерного для игровых условий [3].

Можно сделать вывод, что одним из потенциальных средств повышения физической подготовки учащихся считают использование подвижных и спортивных игр в образовательном процессе. Игры оказывают большое воздействие на формирование личности школьников, улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.


Библиографический список
  1. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов / А.М. Максименко. – М.: Физ. Культура, 2005. 544 с.
  2. Небывайло, Г. Н. Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы / Г. Н. Небывайло. Текст : непосредственный // Школьная педагогика. 2016. № 2 (5). С. 30-32. URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/775/
  3. Балдаев,  К. В. Подвижные игры на занятиях борьбой // Физическая культура в школе, 1986. №10. С. 46-49


Все статьи автора «Билобрицкий Виктор Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: