География является единственным школьным предметом в системе основного общего образования, содержание которого составляет как гуманитарно-общественное так и естественное научное знание. Военная география как дисциплина и наука, которая изучает военные аспекты географии и возможность их применения в военном деле, сформировалась в отдельное направление еще в 19 веке. Военная составляющая географического образования в настоящее время приобретает еще большую значимость в связи с коренными изменениями в мировой военно-политической обстановке, новыми взглядами на обеспечение безопасности и независимости нашего государства.
Одной из актуальных особенностей вооруженного противостояния является то, что боевые действия могут вестись во всех географических сферах: космосе, атмосфере, гидросфере, литосфере, на локальных и региональных пространствах земного шара. Поэтому исследование географических закономерностей стало одним из важнейших направлений изучения географии в Нахимовском училище. В 6-8 классах при изучении тем «Климат и атмосфера», «Строение земной коры» и «Рельеф и полезные ископаемые», вопросы и задания для нахимовцев составляются преподавателями с учетом конкретных мест службы матросов и офицеров Военно-морского Флота.
Например: по средней температуре декабря и июля, господствующим воздушным массам, годовому количеству осадков и их распределению по сезонам года, коэффициенту увлажнения и направлению ветра, определите принадлежность территории к острову Ушакова в составе архипелага Норденшельда в Карском море, полигону Скорпион Каспийской флотилии или главной базы Тихоокеанского флота во Владивостоке. Изучая неблагоприятные погодные явления, нахимовцы рассматривают условия строительства причальных сооружений в районах вечной мерзлоты, возможности использования Северного Морского пути для доставки военных грузов в отдаленные гарнизоны Заполярья.
Изучая отличительные черты составляющих компонентов природы, необходимо донести до обучаемых, что каждый географический объект – это целое событие, а не безликий условный знак на карте. Например, для военной оценки судоходного пролива или места стоянки кораблей недостаточно знать его глубину и состав грунта. Помимо этого необходимо иметь представление о характере растительности и окружающей его местности, о вероятности того или иного состояния погоды и метеорологической обстановки в то или иное время года, о наличии природных факторов для оценки условий маскировки, ведения огня, наблюдения и инженерного оборудования. Критично важна информация и о наличии пресной воды , толщине снежного покрова, классах морского льда, вероятности тумана, облачности, влажности и даже об этнографических особенностях и количестве жителей населенного пункта в месте дислокации. Такое понимание достигается не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Примером тому является военно-стратегический характер исследований Бориса Андреевича Велькицкого в русской Арктике. В ходе ознакомления с ними, нахимовцы сделали вывод, что географические исследования Б.А. Велькицкого не только повлияли на упрочение военно-стратегического положения России в Арктике, но и имели большое значение в становлении военной науки, а именно военной гидрографии.
В изучении географии большая роль отводится различным средствам наглядности – учебным рисункам, графикам, схемам и кончно же географическим картам. Еще в начале XIX века военным флотам и армиям для ведения боевых действий потребовались точные и подробные как сухопутные, так и морские карты и описания театров военных действий. Умение работать с картой имеет огромное значение для формирования общей культуры личности будущих морских офицеров. Умения и навыки, полученные при изучении этой темы, пригодятся им не только в учебной и исследовательской деятельности, но и в повседневной жизни (использование атласов автомобильных дорог, туристских картосхем). Для стимулирования познавательной активности при составлении заданий активно используется военный компонент. Например, на топографической карте определить азимут (пеленг) условного противника, находящегося в указанной точке. Пользуясь планом местности выполнить следующие задания:
- По течению реки Нева идет военный корабль. Определить, в каком направлении движется корабль. Какое расстояние ему надо проплыть до судоходной стоянки?
- На высоте 142,5 метров находится условный противник. Какие природные объекты необходимо учитывать, чтобы незаметно его уничтожить?
При составлении заданий на определение и измерение расстояний и направлений по плану в 6 классе нахимовцы используют топографическую карту в рабочей тетради по географии.
- В каком направлении от населенного пункта Берёзкино замаскировался наблюдательный объект, находящийся в смешанном лесу?
- Как лучше от железнодорожной станции доставить военную технику на паромную переправу через реку Тихая? Какое расстояние придется преодолеть военным?
- В каком направлении роте десантников лучше спускаться с высоты 154,4 метров?
Для выполнения топографического диктанта нахимовцам предлагаются следующие задания: схематически изобразить план описываемой местности в тетради.
- Смешанный лес находится на северо-западе в 800 метрах от условного противника, который расположился на высоте 177.
- Чтобы подавить огнестрельную позицию на высоте 325 метров, надо пройти болото, которое окружает эту высоту.
- Группа разведчиков прошла от станции в сторону елового леса 400 метров по азимуту 2700, затем 200 метров по азимуту 1800, потом 300 метров по азимуту 2250. По какому азимуту и какое расстояние нужно пройти разведчикам, чтобы вернуться к станции по прямой?
При изучении темы «Определение географических координат» предлагаются обучаемым следующие задания:
- В районе Филиппинских островов рыболовное судно терпит бедствие. Кто первым придет на помощь: военный корабль «Очаков», находящееся в квадрате 35 с.ш. 175 в.д., или военный корабль «Адмирал Ушаков», находящееся в точке с координатами 12 ю.ш. 90 в.д.?
- Определить географические координаты японских городов, куда была сброшена атомная бомба американскими летчиками?
Нахимовцы и сами с удовольствием составляют задания подобного типа, представляя себя летчиками, моряками, разведчиками, спасателями.
В 10 – 11 классах большое внимание уделяется политической географии, знанию международных экономических и военно-политических группировок стран, точек военных конфликтов, расстановки политических сил. Страноведение и театры военных действий взаимно связаны и используют конкретный материал из географии физической, экономической и политической. В настоящее время на географическую науку обратили внимание президент и правительство России. Русское географическое общество (РГО) возглавляет Министр Обороны С.К. Шойгу, а попечительский совет общества – В.В. Путин. На развитие географической науки выделены правительственные гранты.
Почему российское правительство стало уделять такое пристальное внимание географической науке? При помощи этой науки можно решить современные политические проблемы – о спорных границах между Норвегией и Россией в Баренцевом море, о российском шельфе в Северном Ледовитом океане. Можно изучать изменения, происходящие в природе, и их влияние на российское государство.
Можно справляться с межнациональными конфликтами, так как они связаны с традициями, обычаями и религиями народов, а это часть географической науки. В этих вопросах ничто не заменит географию.
Количество просмотров публикации: Please wait