ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В НАХИМОВСКОМ ВОЕННО-МОРСКОМ УЧИЛИЩЕ

Картышева Татьяна Вячеславовна
Филиал Нахимовского военно-морского училища Севастопольское президентское кадетское училище
г. Севастополь, воспитатель

Аннотация
Статья посвящена вопросам военно-профессиональной направленности изучения географии в Нахимовском военно-морском училище.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Картышева Т.В. Военно-профессиональная направленность изучения географии в Нахимовском военно-морском училище // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/08/98734 (дата обращения: 19.04.2024).

География является единственным школьным предметом в системе основного общего образования, содержание которого составляет как  гуманитарно-общественное  так и естественное научное знание. Военная география как дисциплина и наука, которая изучает военные аспекты географии и возможность их применения в военном деле, сформировалась в отдельное направление еще в 19 веке. Военная составляющая географического образования в настоящее время приобретает еще большую значимость в связи с коренными изменениями в мировой военно-политической обстановке, новыми взглядами на обеспечение безопасности и независимости нашего государства.

Одной из актуальных особенностей вооруженного противостояния является то, что боевые действия могут вестись во всех географических сферах: космосе, атмосфере, гидросфере, литосфере, на локальных и региональных пространствах земного шара. Поэтому исследование географических закономерностей стало одним из важнейших направлений изучения географии в Нахимовском училище. В 6-8 классах при изучении тем «Климат и атмосфера», «Строение земной коры» и «Рельеф и полезные ископаемые», вопросы и задания для нахимовцев  составляются преподавателями с учетом конкретных мест службы матросов и офицеров Военно-морского Флота.

Например: по средней температуре декабря и июля, господствующим воздушным массам, годовому количеству осадков и их распределению по сезонам года, коэффициенту увлажнения и направлению ветра, определите принадлежность территории к острову Ушакова в составе архипелага Норденшельда в Карском море, полигону Скорпион Каспийской флотилии или главной базы Тихоокеанского флота во Владивостоке. Изучая неблагоприятные погодные явления, нахимовцы рассматривают условия строительства причальных сооружений в районах вечной мерзлоты, возможности использования Северного Морского пути для доставки военных грузов в отдаленные гарнизоны Заполярья.

Изучая отличительные черты составляющих компонентов природы, необходимо донести до обучаемых, что каждый географический объект – это целое событие, а не безликий условный знак на карте. Например, для военной оценки судоходного пролива или места стоянки кораблей недостаточно знать его глубину и состав грунта. Помимо этого необходимо иметь представление о характере растительности  и окружающей его местности, о вероятности того или иного состояния погоды и метеорологической обстановки в то или иное время года, о наличии природных факторов для оценки условий маскировки,  ведения огня, наблюдения и инженерного оборудования. Критично важна информация и о наличии пресной воды , толщине снежного покрова, классах морского льда,  вероятности тумана, облачности, влажности и даже об этнографических особенностях и количестве жителей населенного пункта в месте дислокации. Такое понимание достигается не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Примером тому является военно-стратегический характер исследований Бориса Андреевича Велькицкого в русской Арктике. В ходе ознакомления с ними, нахимовцы сделали вывод, что географические исследования Б.А. Велькицкого не только повлияли на упрочение военно-стратегического положения России в Арктике, но и имели большое значение в становлении военной науки, а именно военной гидрографии.

В изучении географии большая роль отводится различным средствам наглядности – учебным рисункам, графикам, схемам и кончно же географическим картам. Еще в начале XIX века военным флотам и армиям для ведения боевых действий потребовались  точные и подробные как сухопутные, так и морские  карты и описания театров военных действий. Умение работать с картой имеет огромное значение для формирования общей культуры личности будущих морских офицеров. Умения и навыки, полученные при изучении этой темы, пригодятся им не только в учебной и исследовательской деятельности, но и в повседневной жизни (использование атласов автомобильных дорог, туристских картосхем). Для стимулирования познавательной активности при составлении заданий активно используется военный компонент. Например, на топографической карте определить азимут (пеленг) условного противника, находящегося в указанной точке. Пользуясь планом местности  выполнить следующие задания:

- По течению реки Нева идет военный корабль. Определить, в каком направлении движется корабль. Какое расстояние ему надо проплыть до судоходной стоянки?

- На высоте 142,5 метров находится условный противник. Какие природные объекты необходимо учитывать, чтобы незаметно его уничтожить?

При составлении заданий на определение и измерение расстояний и направлений по плану в 6 классе  нахимовцы используют топографическую карту в рабочей тетради по географии.

- В каком направлении от населенного пункта Берёзкино замаскировался наблюдательный объект, находящийся в смешанном лесу?

- Как лучше от железнодорожной станции доставить военную технику на паромную переправу через реку Тихая? Какое расстояние придется преодолеть военным?

- В каком направлении роте десантников лучше спускаться с высоты 154,4 метров?

Для выполнения топографического диктанта нахимовцам предлагаются следующие задания: схематически изобразить план описываемой местности в тетради.

- Смешанный лес находится на северо-западе в 800 метрах от условного противника, который расположился на высоте 177.

- Чтобы подавить огнестрельную позицию на высоте 325 метров, надо пройти болото, которое окружает эту высоту.

- Группа разведчиков прошла от станции в сторону елового леса 400 метров по азимуту 2700, затем 200 метров по азимуту 1800, потом 300 метров по азимуту 2250. По какому азимуту и какое расстояние нужно пройти разведчикам, чтобы вернуться к станции по прямой?

При изучении темы «Определение географических координат» предлагаются обучаемым следующие задания:

- В районе Филиппинских островов рыболовное судно терпит бедствие. Кто первым придет на помощь: военный корабль «Очаков», находящееся в квадрате 35 с.ш. 175 в.д., или военный корабль «Адмирал Ушаков», находящееся в точке с координатами 12 ю.ш. 90 в.д.?

- Определить географические координаты японских городов, куда была сброшена атомная бомба американскими летчиками?

Нахимовцы и сами с удовольствием составляют задания подобного типа, представляя себя летчиками, моряками, разведчиками, спасателями.

В 10 – 11 классах большое внимание уделяется политической географии, знанию международных экономических и военно-политических группировок стран, точек военных конфликтов, расстановки политических сил. Страноведение и театры военных действий взаимно связаны и используют конкретный материал из географии физической, экономической и политической. В настоящее время на географическую науку обратили внимание президент и правительство России. Русское географическое общество (РГО) возглавляет Министр Обороны С.К. Шойгу, а попечительский совет общества – В.В. Путин. На развитие географической науки выделены правительственные гранты.

Почему российское правительство стало уделять такое пристальное внимание географической науке? При помощи этой науки можно решить современные политические проблемы – о спорных границах между Норвегией и Россией в Баренцевом море, о российском шельфе в Северном Ледовитом океане. Можно изучать изменения, происходящие в природе, и их влияние на российское государство.

Можно справляться с межнациональными конфликтами, так как они связаны с традициями, обычаями и религиями народов, а это часть географической науки. В этих вопросах ничто не заменит географию.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Картышева Татьяна Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация