Проблема работы с одаренными детьми актуальна для современного российского общества. Особенно важно рассматривать данный вопрос с точки зрения дополнительного образования детей, где при правильно подобранным методикам преподавания возможно максимально раскрыть их потенциал. Организационно-методические аспекты при работе с одаренными детьми в дополнительном образовании рассматривали такие ученые, как Тулупова О.В., Шамрина М.А., Букурова Е.А и др.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Обучающиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психологического склада.
Главной задачей работы с одаренными детьми является создание условий для развития и реализации их способностей, как специальных, так и общих. Для достижения этого необходимо:
- обеспечить широкую образовательную подготовку высокого уровня предметных и ключевых компетенций, учитывая индивидуальные потребности и склонности учащихся;
- развитие индивидуальности одаренного ребенка;
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка.
Педагог должен находить индивидуальный подход к каждому одаренному ребенку, у которого выражена индивидуальность и независимость. Главной целью, по-прежнему, остается воспитание уникальной целостной творческой личности, которая способна на сознательный и ответственный выбор в любых жизненных обстоятельствах. Педагог должен знать психологические особенности учащихся, проникнуться проблемами и интересами каждого, владеть способностью их распознавать, активизировать и развивать, верить в ученика, быть доброжелательным, оценивая действия обучающегося, уметь поставить себя на место ребенка. Именно поэтому, каждому педагогу необходимо постоянно самосовершенствоваться: учить и учиться; быть энтузиастом, целенаправленным, настойчивым, уверенным в своих силах.
Чаще всего основными направлениями деятельности с одаренными детьми является урок и внеклассная работа. В учреждениях дополнительного образования детей всё чаще практикуют такие виды деятельности, как индивидуальная и коллективная, кружковая работа. Родителям таких детей рекомендуется способствовать личному самообразованию такого ребенка (рисунок 1).
Рисунок 1. Направления деятельности с одаренными детьми
Основными направлениями деятельности с одаренными детьми являются:
- урок;
- внеклассная работа;
- самообразование;
- индивидуальная, групповая и коллективная формы работы.
В урочной деятельности также можно использовать такие методы и технологии, как проблемное, игровое обучение, эвристические методы, методы критического мышления, кейс-метод или метод проектов, которые позволяют использовать систему дифференцированных домашних заданий.
Таким образом, независимо от того, в каких условиях происходит обучение одарённых обучающихся — принципиальным является то, чему и как учится одарённый ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одарённых детей с общей одарённостью и некоторыми видами специальной одарённости, должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одарённостью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одарённых обучающихся.
Библиографический список
- Ветлугина К.А. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в лицее-интернате / К. А. Ветлугина // Практика адм. работы в шк. – 2012. – № 4. – С. 31-37.
- Востокова, С. Н. Совершенствование работы с одаренными детьми на основе проектной деятельности /С.Н.Востокова//Одаренный ребенок. –2012.
- Цыплакова С.А. Обеспечение качества в высших учебных заведениях // В сборнике: Теоретические основы и инструментарий nрофессиологической экспертизы качества педагогического образования (для специалистов системы общего и профессионального образования) Сборник научных статей. под науч. ред. С.И. Назаровой. Санкт-Петербург, 2015. С. 52-55.
- Цыплакова С.А. Развитие проектной компетенции у будущих педагогов профессионального обучения // Научный поиск. 2015. № 3.4. С. 74-75.
Количество просмотров публикации: Please wait