КОНЕВОДЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ТУРКМЕН

Курбанов Шатлык Джорамурадович
Пограничный институт Туркменистана
студент

Аннотация
Нет сомнения, что туркменское коневодство неразрывно связано с людьми, основавшими эту школу, первую в мире. Древние предки туркмен широко расселились по климату Азии, Европы и Северной Африки. Куда бы они ни пошли, они производили впечатление на местных жителей своими небесными конями, что равнялось их чести и радости. Грациозный, грациозно шагающий, высокошеий тростниковый небесный конь увековечен в древних скульптурах, барельефах и этроглифах Ассирии, Египта, Рима, Греции, Китая и Монгольской равнины, Алтая, Ирана, Урарту, Индии.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курбанов Ш.Д. Коневодческое искусство туркмен // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/07/98710 (дата обращения: 22.05.2024).

Небольшие скульптуры из глины характеризуют материальную и духовную культуру народов, проживающих в тех или иных регионах, и отражают склонность населения к определенным религиозным и мифолого-эпическим представлениям. Само собой разумеется, что среднеазиатские свадебные фигурки, наряду с их религиозной основой, представляют интерес как произведения коллективного народного творчества. Сколько бы ученые и историки ни спорили о том, когда и где были изобретены тростниковые лошади, исторические свидетельства всегда убедительны. Это полностью подтверждается тем, что первое и наиболее древнее изображение приобретенных коней было найдено в Туркмении (в Гарадепе близ Артыка, 4-е тысячелетие до н.э.). Фигуры и статуи лошадей обнаружены также в слоях развалин Алтындепе и Улугдепе, относящихся к территории южного Туркменистана, относящихся к III тысячелетию до н.э. На стенах скульптур отчетливо видны изображения небесных коней, которые то и дело радуют наш взор, с тонко закрученными камышовыми ушами, совершенно сухим лицом и красиво выбритой головой (что уже свидетельствует о развитии Сейизм того времени).

Ссылаясь на сведения, предоставленные палеозоологами, можно сказать, что сохранившиеся лошади были найдены также в развалинах Келлели и тайпских селений Древнего Маргуша, относящихся к III-II тысячелетиям до н.э. Один из видных археологов Б. А. Куфтин участвовал в сборе исторических находок, относящихся к эпохе энеолита и бронзы в Южном Туркменистане. Согласно полевым исследованиям, древнийВ Аневе, Ясыдепе и Керменчи-Хилл есть конюшни для длинноногих лошадей. В самом деле, пишет ученый: «обнаруженные свидетельства свидетельствуют о том, что местное население, ведшее оседлый образ жизни и занимавшееся скотоводством, считало лошадь диким существом и не охотилось на нее». В исторических памятниках юга Туркменистана (в частности, Намазгадепе близ Кака, Алтындепе близ Мене, Гунурдепе в Маргуше) обнаружено большое количество глиняных изваяний в виде двух- и четырехколесных колесниц. Эти находки датируются III-II тысячелетием до нашей эры.

Среди них есть и фигурки повозок с прикрепленными к колесам цветами, ведь на свадьбах к таким повозкам пригоняли ахалтекинцев. Роль верховой езды у древних народов Средней Азии также отражена в легендах, фольклоре и произведениях искусства. О том, что верховые лошади были известны уже в древней стране Маргуш, свидетельствует каменное изображение коня с задним седлом. Также в одной из трубок, принадлежащих табачникам близ кладбища в Гонуре, была найдена серебряная скульптурная фигурка лошади с длинной шеей, заостренными ушами и стеклянными глазами. Эта уникальная находка длиной всего 7 сантиметров представляла собой инструмент, прикрепленный к стволу дерева, которое, конечно же, тысячи лет находилось под землей. Даже этот образ с течением времени стерся, но это произведение искусства, являющееся плодом умелых рук мастеров, никогда не теряло своей первоначальной фактуры и художественного образа. Изображения лошадей и воображаемых конеобразных грифонов были популярны в творчестве чарва-сак-массагетских племен. «Сокровища Амударьи» доказывают, что так же было и среди населения, занимавшегося оседлым земледелием. Главное место в ней занимает изображение коня. Наличие золотой повозки, запряженной лошадьми, внутри клада свидетельствует о высоком уровне мастерства. В VII веке до нашей эры начинается новый славный поход враждующих племен типов, известных как «скифы», «саки», «массагеты», «далары», «киммерийцы», «парии», «сарматы». Славе конных лучников преклонялись все страны Старого Света, от Китая до Средней Европы, от Урала до Волги, от Индии до Египта. Уже в то время кавалерийские войска делились на легковооруженные и тяжеловооруженные. Сам, с пуленепробиваемым стальным щитом защищал шеи не только воинов, но и великолепных лошадей.

В населении, проживающем на территории Туркменистана, появился новый слой – слой «всадников», которые в греко-римском мире назывались «катафрактариями» и «клибанарами» и считались первыми рыцарями в мире. Всадники были одеты в тяжелые стальные доспехи, остроконечные пуленепробиваемые шлемы и стальные лицевые маски. По мнению ученых, катафракты были ответственны за формирование рыцарства, которое было широко распространено в Западной Европе в средние века. Римские воины, считавшиеся в то время непобедимыми, и воины древних тюрков обратили внимание римлян на уникальные кони коней. В сочинениях, оставленных древним историком Аппиалом: «Нусайские имена — самые выдающиеся из всех. Эти лошади подходят великим правителям. Эти лошади беспрекословно подчиняются поводьям. Парфия Ниса, расположенная в южных районах Туркменистана, является древним местом, где производились знаменитые на весь мир парфянские лошади. Каждый год 20 000 лошадей перевозились отсюда в государство Ахеменидов в Иране для больших праздников, устраиваемых в честь святого Митры. На Пазырыкской возвышенности, расположенной в Горном Алтае на юге Сибири, процессия всадников была изображена на рваном ковре, найденном в результате раскопок могилы Тиребаши, погребенной в вечном леднике в V веке до н.э. . Вероятно, скифские племена саки и массагеты знали о ковроткачестве, они взяли свои ковры и циновки с собой, когда мигрировали с Каспийского и Аральского морей, пустынь, простиравшихся до Алтая, на запад и юг. Статуи конных идолов. В Лебапском велаяте 2 экземпляра этих свадебных фигурок. Первая фигурка была найдена в 3-м слое развалин Одейдепе, относящихся к III-IV векам до н.э. Он представляет собой лошадь. Форма плоская, а ее детали ручной работы, а не токарной обработки. Его голова, руки и часть ног отсутствуют. Но на ее теле были следы рук. Они имеют форму лука, а сестры прижаты к груди чуть ниже шеи. Между его ногами держали серповидное седло, на котором восседала лошадь. Высота фигурки 9,5 см. Еще одна фигурка из головы лошади была найдена в Арафане в 1990 году. В литературе этот тип мужской статуи известен как «идол» или «всадник». Статуэтка конного «всадника» из Арафаны, как правило, нарисована от руки и грубо, со схематичными руками и, возможно, изогнутыми ногами (обе сломаны). Лошадь изображена в сидячем положении. Он чувствует себя свободно и уверенно. Не менее схематично изображение головы остроконечного животного, одетой в остроконечную шапку, приподнятой и слегка запрокинутой назад, с четко выраженным широким заостренным носом и подбородком, а к голове приклеен круглый пластилин. глазницы, а посередине их точка. Пасть открыта как у крикуна. Размер – 7,6х2,4см. Характеристика рассматриваемого изображения ясно показывает, что она принадлежит к группе всадников, сделанных из изображенных на свадьбе характеристик. Многие из них встречаются на территории древнего Востока и Средней Азии. В частности, их часто находят при археологических исследованиях и раскопках в Бактрии-Тохаристане, Согде, Хорезме, Мерве, Маргиане и других местах. Образ бетнышанского коня распространен в среднеазиатском искусстве. Фигурки могли быть как детскими игрушками, так и ритуальными. Л. И. Ремпель считает, что найденные в Мерве и Согде статуэтки из венчания служили домашними идолами и совершали службу молений. Г. А. Пугаченкова, подробно изучавшая проблему и смысл «Бетнышан-атлы», образ коня и его коня связывает с влиянием скотоводческих традиций на местную земледельческую среду. Он подчеркивает особый, неповторимый характер всадников и считает их «обобщенным образом покровителя всадников, которые на самом деле являются представителями пустыни». С приходом парфян великолепный конь стал символом храбрости могущественного государства, завоевавшего обширную территорию от Месопотамии до Индии. Среди фигурок коней, найденных при раскопках в Новой Нисе, месте, где поселились парфянские цари, было найдено изображение коня воина, покрытого доспехами и в боевом шлеме. Первые в мире боевые воины также возникли в этом регионе – в Парфии.

Позднее метод покрытия лошадей железными доспехами распространился по всему миру как символ бессмертия и благородства. Первым знатным воином был Арсакс I, основатель Парфянского царства. По происхождению Туркмен Ерсак I возглавляет восстание местных племен против греко-македонских захватчиков и спасает от греческих правителей области в предгорьях Копетдага, именуемые Парфиянским велаятом. Таким образом, он закладывает фундамент будущего могущественного государства. Один из античных авторов пишет: «Парфяне так чтут память о нем, что и по сей день все парфянские цари именуются именем Арсаков». Вероятно, это было не простое имя, а прозвище. Это прозвище происходит от древних туркменских слов «ар», «ер» и означает «человек», «беспечный человек». Плутарх пишет о парфянах: «Парфяне, научившиеся одинаково легко ездить верхом и с невероятной быстротой скакать взад и вперед, когда возникает необходимость, развертывают свою конницу, чтобы беспрепятственно перерезать неприятеля». Всемирно известные парфянские имена были хорошо известны и в античном мире. Он также упоминается в произведениях греческого поэта Анакреона (550-478 гг. до н.э.). В 4 веке нашей эры римский писатель Вегесиса так описывал нусайских лошадей: «Эти кони вспыльчивы, легко ломаются и не умеют утомляться». Они очень выносливы, высоки и имеют круглую и красивую голову. Войско саков (скифов), алано-сарматов, массагетов и воинов, называемых дах и пар, составляло ядро ​​тяжеловооруженной армии арсаков. По словам известного коневода М.И. Белоногова: «Уникальная история туркменского разведения уходит своими корнями в историю древности и восходит к племенной школе древних предков туркмен, массагетов, аланов и паров, прошедших сквозь многие тысячелетия». С развитием коневодства в странах азиатского и европейского климатов получили распространение и развитие конные и пастушьи тропы. Самым совершенным боевым снаряжением того времени считались специальные стрелы и луки, уздечки-седла, копья, круглые щиты и стальные шлемы, составлявшие боевое снаряжение туркменской конницы. Но не было воинов равных храбрости и отваге. История повторяет это в ожесточенной битве под Каррой (Хара) в 53 г. до н.э. В это время персидская армия, состоявшая всего из 10 000 всадников, разгромила 40 000-тысячную римскую армию во главе с жестоким полководцем Марком Крассом, и слава Рима, который не удалось победить на пути к войне, была взорвана. небо. Барон К. Боде в конце 20 века писал: «Нет сомнения, что имена коз произошли от имен Нисы, которые были известны в древности; «Сама древняя Ниса и городские руины вокруг нее принадлежат территории современных туркмен». Знаменитый конь Александра Зулькарнея Буцефал, вошедший в историю как непобедимый полководец, тоже весьма маловероятен. Александр очень хорошо видел этого коня, до безумия любил его и ездил на нем в самые напряженные минуты войны. Генуэзец Марко Поло писал в 13 веке: «У туркмен такие красивые имена. Их копыта очень крепкие и не требуют копыта. Они могут безопасно карабкаться по этим высоко летящим скалам. «По их словам, в тех местах до сих пор можно увидеть знаменитого Буцефала Искендера Зулкарнея».

Русский писатель (публицист) Е. Лепетухин прямо называет Бусефаля ахалтекинской лошадью. Согласно историческим записям. Буцефал выживает, ранен и убит в ожесточенных боях в Индии. Александр чествовал своего любимого коня, хороня его по-человечески, и приказывает поставить над могилой коня памятник. Именно там чуть позже был заложен первый камень будущего города под названием Буцефала. Итак, идем в до н.э. В предшествующем IV веке название ахалтекинских скакунов закрепилось за большим городом. Б.В. Ковалевская, знаток ахалтекинских лошадей: «Во второй половине I тысячелетия до н. правители с другой стороны. Несравненные дикие нусайские кони украшали торжественные шествия правителей Персии, Парфии, Бактрии, украшали святые места Енисея, Тувы и Ферганы. Изображения коней и всадников часто встречались среди находок, найденных в различных районах южного Туркменистана. Примером этого является гемма-инталия, гемма-инталия с вырезанным лицом, найденная в древней Нисе. На картине воссоздана батальная сцена. Парный воин в широких штанах с пробитой головой нападает на коня с копьем в руке. Вот шесть находок из Нисы с выгравированным на лице изображением кентавра. н чанхана (I в. до н.э.) «Нусайский конь» на бронзовом коне, стреляющий стрелами из лука (II-I вв. до н.э.), золотые монеты с гравированным изображением царя Парка Артаба на коне, а затем найденные в результате раскопки в древнем Мерве В качестве доказательства сказанного можно привести и геммы-инталии (III-IV вв.), изображающие царскую охоту. Крылатые изображения коня были характерны для парфянского искусства. Большинство ученых объясняют это греческим влиянием, а другие объясняют, что это связано с верованиями местных жителей. Такое изображение лошади мы можем видеть на примере статуи, найденной в Нисе. Статуя изображает крылатую лошадь с задними ногами в форме львиной лапы. В этот период лошадь считалась символом добра и процветания. Изображение летящего крылатого коня часто используется в качестве декоративного изображения мервских каменных ваз, относящихся к XII веку. В 1950 году в селе Ызгант Акджадепе Гекдепинского района была найдена свадебная печать. Он родился в до н.э. Датируемый 1 веком, он хорошо выдержан и равномерно обожжен до тех пор, пока не станет темно-желто-красным. Эти следы характерны для парфянской керамики. С одной стороны от него была изображена лошадь. Хотя фигура и проста, но полностью раскрываются особенности строения тела лошади – длинные тонкие ноги, гусиная шея, тонкий хвост. Отсюда можно понять, что имена, упоминаемые Геродотом, являются образами. Изображение коня на печати, найденной в Изганте, имеет сходство с изображениями на печатях, монетах и ​​чашах саков и кушанов, а также хорезмийцев (начало IV в. до н.э.). На территории древнего Хорезма было найдено множество фигурок животных. Важнейшей их частью являются лошадь и ее голова, которые иногда изображаются просто. Также был найден золотой браслет с изображением лошади. В архитектурных украшениях Хорезма (II-III вв.) растительному орнаменту соответствуют фигуры коня и гиппокампа-коня-дракона. Туркмены постоянно продолжают свои традиции почитания лошадей. Это можно проиллюстрировать несколькими примерами. Настенные надписи обнаружены в селе Тавриз Султан (70 км юго-западнее Конеургенджа). Когда там были расчищены изображения десятков лошадей, обнаружились прекрасные образы туркменского скакуна. Даже в Средние века изображение лошади продолжалось. Металл, на котором вырезано изображение конякольца не совпадали в период сельджуков. Такие перстни четко передают образ красивых лошадей.

Их нашел в Дехистане академик Ю. Атагарриев. Хотя торговый путь, издревле связывавший Запад и Восток в культурном, экономическом и политическом отношении, теперь известен как «Великий шелковый путь», предки тюркских народов называли этот путь «Золотым путем», древним и то, что историки называют «Бронзовой дорогой» и «Дорогой конной культуры». Даже в далеких странах мира изображение туркменских коней сохранилось в произведениях искусства и каменных надписях. Президент Гурбангулы Бердымухамедов сказал: «Учеными установлено, что и сегодня чалма, которую надевали пастухи для защиты от жары, существовала до появления всадников, изображенных в знаменитых орхоно-енисейских каменных надписях. Внешний вид скачущих лошадей этих всадников подобен внешнему виду ахалтекинцев: у них тоже длинные шеи, как головы, и тонкие ноги. «По мнению ученых, за 500 лет до нашей эры сакские племена переселились в те края — к берегам реки Енисей, чтобы спастись от нашествий дари», — говорит он.


Библиографический список
  1. Гундогдиев О. Зарождение и развитие верховой езды.//Небесные ахалтекинцы. 2013.
  2. Сарианиди В. Маргуш, древнее восточное царство у подножия реки Мургап.- Ашхабад, 2002.
  3. Кузьмина Е.Е. Древняя Анатолия.- М. 1985.
  4. Джуманиязов М.А. Из истории коврового искусства.//Искусство и архитектура Туркменистана.2012.
  5. Бурханов А. А. Новые сведения о художественной культуре побережья в среднем течении Амидарьи//Наследие. 2011.
  6. Образ коня в искусстве.- Ашхабад, Туркменская государственная издательская служба, 2013.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация