Проблема суицидов в подростковом возрасте стоит остро в нашей стране. В 2021 году Роскомнадзор закрыл около 25 000 групп, содержащих пропаганду детских суицидов. По информации Совета безопасности, выявлен рост попыток самоубийств и суицидов среди несовершеннолетних, в 2020 – 2146, в 2021 – 3064.
Факторы риска суицидального поведения, специфичные для учреждения общего образования:
- буллинг, кибербуллинг;
- стигматизация в связи с какими-то отличиями от окружающих сверстников или после суицидальной попытки;
- высокие учебные требования;
Защитные факторы, специфичные для образовательной среды:
- информирование учащихся о службах поддержки;
- наличие протокола действий участников образовательного процесса для случаев суицидального поведения;
- профилактические беседы и мероприятия буллинга;
- разрешение проявлений горевания;
- создание сети школьной поддержки,
- сотрудничество образовательной организации с психолого-педагогической службой города.
Тревожные сигналы для педагога в поведении ребенка:
- снижение успеваемости и равнодушие к учебной деятельности;
- раздражительность, отсутствие настроения;
- резкие изменения в поведении;
- наличие примера суицида в окружении;
- разговоры о нежелании жить или косвенные проявления;
- экстремальные увлечения или хобби.
Если педагог заметил у учащегося следы самоповреждения, то ему не следует давать видимой эмоциональной реакции, необходимо мотивировать ребенка на обращение к специалисту. Перед началом беседы успокойтесь, пригласите подростка напрямую в место, где не будет посторонних людей и отвлекающих факторов, во время беседы с учащимся не следует отвлекаться, перебивать ребенка и показывать, что вы куда-то спешите, старайтесь следить за интонацией, уговоры и «грозный» тон только усугубят ситуацию.
При беседе с учащимся, попавшим в кризисную ситуацию, педагогу в первую очередь необходимо вести себя спокойно и выяснить суть кризисной ситуации. Не нужно давать множество советов, постарайтесь изменить романтическое представление о смерти и донести, что есть надежда на конструктивное разрешение конфликта.
На сегодняшний момент в образовательных учреждениях применяются меры профилактики суицидального поведения, но количество смертей от суицидов с каждым годом только увеличивается. Это демонстрирует, что проблема риска и профилактики суицидального поведения по-прежнему требует поиска путей решения.
Для предотвращения суицида необходимо слышать ребенка, принимать участие в его жизни, замечать тревожные признаки в изменении поведения ребенка.
Библиографический список
- Селиванова Елена Анатольевна Профилактика суицида у подростков: как уберечь ребенка от игр со смертью // Метеор-Сити. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-suitsida-u-podrostkov-kak-uberech-rebenka-ot-igr-so-smertyu (дата обращения: 28.06.2022).
- М.А. Бебчук, А.Я. Басова, П.В. Безменов, Э.Г. Рытик, Ю.В. Северина, С.Л. Залманова. Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации. Методические рекомендации / ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ». М.: 2020 г. 56 с.