Этническая и культурная однородность большинства развитых стран уходит в прошлое. Франция столкнулась с проблемой интеграции в общественную ткань светского, демократического государства многочисленных переселенцев, сознание которых формировалось в иной социокультурной среде. В свою очередь, иммиграция стала важным фактором влияния на экономическую, социальную, политическую и культурную жизнь страны [2, с.27-28].
Противоположные политические оценки сложившейся миграционной ситуации во Франции, тем не менее, едины в том, что французская модель интеграции мигрантов более не в состоянии решать проблемы интеграции и адаптации мигрантов. Государством и обществом была поставлена задача реформирования данной модели и поиска путей сплочения этнически и культурно многообразного французского общества.
Во-первых, принципы, лежащие в основе французской политики интеграции мигрантов, восходят к периоду и идеям Французской революции. Во-вторых, вызывает интерес собственно трактовка «мигрант», принятая во французском законодательстве и оказывающая влияние на особенности французской модели интеграции мигрантов. Во Франции под мигрантом понимается лицо, родившееся от родителей-иностранцев за пределами Франции и приехавшее затем на постоянное место жительства в эту страну. Несмотря на то, что мигрант может пройти процедуру натурализации и вступить в гражданство Франции, он все равно будет считаться мигрантом [1, с.213].
Термин «интеграция» стал употребляться и в отношении коренных французов, пострадавших в период экономического кризиса и распространения массовой безработицы. Политика интеграции гарантировала иммигрантам права, которыми обладает коренное население в области образования, жилья, здравоохранения при условии, что последние будут соблюдать основные ценности жизни принимающего общества: признавать светский характер государства, равенство мужчин и женщин, соблюдать свои обязанности, а также проникнутся духом гражданственности.
В структуре миграционных потоков значительную долю составляют инокультурные мигранты. В2018 г. среди переселенцев насчитывалось 33,5% выходцев из европейских стран, 46,1% – из стран Африки, 14,5% – из стран Азии и 6% – государств Американского континента и Океании [4].
Для значительной части приезжих и их потомков основой цивилизационной самоидентификации является ислам. Во Франции сформировалась самая многочисленная в Европе арабо-мусульманская диаспора, численность которой составляет около 5 млн. человек.
Сегодня основные проблемы, связанные с процессами адаптации мигрантов связана с большим притоком беженцев и нелегалов. Чтобы не допустить выхода ситуации из-под контроля, власти вынуждены ужесточать правила приема. В среднем Франция удовлетворяла менее 40% заявок на предоставление убежища.
Большие проблемы связаны с нелегалами – их примерно 300 тыс. В основном это беженцы, чьи прошения об убежище были отклонены и которые не возвращаются на родину. Они находятся во Франции в надежде на урегулирование их статуса – вне юридической защиты, на нелегальном положении. Практически все общественные силы сходятся во мнении, что Франция не справляется с притоком беженцев.
Нынешний глава государства считает абсолютным приоритетом современной миграционной политики Франции интеграцию иммигрантов, полагая, что именно меры, принимаемые в этом направлении до последнего времени, были недостаточными. Интеграция предполагает хорошее владение французским языком – главное условие для профессионального и личного обустройства в стране, а также понимание и принятие основных республиканских ценностей, особенно в том, что касается прав женщин и светских традиций.
Важно подчеркнуть, что тема приема иммигрантов и, в частности, беженцев для такого социально ориентированного государства, как Франция, имеет особую значимость. В свою очередь политика, проводимая французским руководством по вопросам миграции, требует изменений и корректировок. Изменений требует политика по вопросам социальной поддержки населения и медицинской помощи. Кроме того, школьное образование стало одним из особых путей легализации иммигрантов. Во Франции все дети от шести до 16 лет независимо от их статуса должны посещать школу. Пользуясь легализацией детей, числящихся в учебных заведениях, их родители также запрашивают законный статус для себя и своей семьи.
Сегодня правительство Э. Макрона придерживается так называемой политики соразвития, направленной на оказание помощи развивающимся государствам с целью создания в них благоприятных условий, тормозящих эмиграцию. В рамках этой политики правительство Франции регулярно выделяет субсидии нуждающимся странам. Однако во Франции многие сомневаются в успешности этой политики. Несмотря на французские инвестиции в страны исхода иммигрантов, их число не уменьшается, а растет. [3, с.38]
Таким образом, стоит сделать несколько основных выводов.
В стране наблюдается необходимость сохранения приверженности ценностям французской демократии, на которые опирается французская модель; в то же время наблюдается провал нескольких десятилетий политики интеграции, несмотря на многочисленные и дорогостоящие программы реабилитации неблагополучных кварталов, образования, социальной адаптации мигрантов и их потомков в нескольких поколениях. В этой связи можно сделать вывод о том, что французская республиканская модель интеграции мигрантов претерпела достаточно серьезные изменения и приобрела черты мультикультурной модели.
Позицию ныне действующего президента Франции Э. Макрона в современной миграционной политике Франции можно охарактеризовать как прагматичную и достаточно гибкую, во многом продолжающую линию его предшественников. В отношении беженцев, в условиях европейского миграционного кризиса, французский президент стремится, с одной стороны, наладить эффективную и гуманную систему приема легальных законопослушных мигрантов и их дальнейшую интеграцию, в первую очередь в рамках языковой политики.
Интеграция иммигрантов, оставаясь абсолютным приоритетом его миграционной программы, предполагает создание и реализацию местных локальных интеграционных проектов, обучение французскому языку и освоение иммигрантами республиканских ценностей, истории и традиций. Стремление «жить вместе», по мнению ныне действующего президента, заключается в отказе как от модели мультикультурализма, так и ассимиляции.
Библиографический список
- Гришин И.В. Интеграция инокультурных мигрантов: перспективы интеркультурализма / И.В. Гришин. – М., 2020. – 339 с.
- Новоженова И.С. Национальная идентичность в эру глобализации // Франция в поисках новых путей / И.С. Новоженова. – 2019. - 154 с.
- Якубова Л. А. Особенности французской модели интеграции мигрантов в контексте социального развития единой Европы во второй половине XX – начале XXI в. // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2020. – № 4. – С. 35–41.
- Institut national de la statistique et des études économiques (INSEE). Insee Références 05.10.2019. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.insee.fr/fr/statistiques/3633212 (accessed: 07.10.2021).