АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ

Курина Дарья Павловна
Астраханский государственный технический университет
студент магистратуры

Аннотация
В данной статье рассмотрена необходимость развития информационной технологии электронной коммерции по сферам интернет - торговли на Российском рынке. Цель статьи – изучить область деятельности электронной коммерции для определения степени прогресса информационной инфраструктуры электронной торговли. Для достижения данной цели поставлена задача – исследовать статистические данные платформ электронной коммерции, вычленить основные, определить направление дальнейшего развития данной сферы информационных технологий в данной сфере.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курина Д.П. Анализ информационного пространства электронной коммерции и прогнозы развития // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/06/98620 (дата обращения: 19.04.2024).

На сегодняшний момент успешное функционирование организаций зависит от использования ИТ-инфраструктур и уровня их развития. В данный термин заложен колоссальный объем всего спектра информационных ресурсов и доступов к ним, которые являются основой для организации системы работы и общей деятельности предприятий. Комплекс программных и аппаратных решений для осуществления электронной коммерции является необходимым ресурсом для полноценной работы, то есть платформы для осуществления электронной торговли – это фундаментальный элемент для усовершенствования информационных инфраструктур компаний и для соответствия постоянно модернизирующихся запросов современного мира.

В 2020 году на фоне пандемии отмечается быстрый рост электронной коммерции на российском рынке – увеличение до 58%, что составляет 2,7 трлн рублей, на 1 трлн рублей больше, чем в 2019 году. Это изменение в потребностях населения вызвано пандемией и следствиями борьбы с ней: удаленный тип работы, запрет на деятельность большого количества торговых и развлекательных пространств.

Невозможность привычных паттернов оффлайн-покупок вынудило потребителей выйти в интернет пространство, и многие пользователи открыли для себя формат электронной коммерции, что привело к увеличению количества новых покупателей в онлайне, в 2020 году этот прирост составил 10 млн человек.

Основываясь на новых статистических данных и опыте в период пандемии, можно говорить о том, что к 2025 году рынок электронной коммерции в России вырастет в 4 раза и достигнет 11,1 трлн рублей (см. рис. 1).

Рисунок 1. Прогнозы с учетом новых данных и нового пандемического опыта

Такое стремительное развитие экосистемы происходит не только внутри отрасли, но и пересекая другие сферы экономики. В результате мы можем наблюдать появление новых электронных бизнес-направлений, что, в свою очередь, сопровождается эволюции финансовых и технических сервисов [1].

Очевидно, что российская система не может функционировать в замкнутой среде и взаимодействует с глобальной экосистемой электронной коммерции, и в этом играют важную роль современные процессы интернациолизации. Опираясь на оценки экспертов, в ближайшие 5-6 лет крупные региональные центры (агломерации), преимущественно города-миллионники, имеют больше возможностей для развития Интернет-торговли.

Становится понятно, что рынок интернет-торговли в России развивается стремительно (+30% в год в период с 2014 г. по 2018 г.) и опережает темпы мирового рынка. Необходимо прокомментировать, что данный быстрый скачок в развитии характерен для любой развивающейся сферы в момент ее зарождения. [2]

В дальнейшем прогнозируется постепенное уменьшение темпов развития российского рынка Интернет-торговли в связи с насыщением рынка. Визуализация прогнозов представлена виде диаграммы на рисунке 2.

Рисунок 2. Рост российского рынка розничной Интернет-торговли, млрд.руб

Главным фактором развития Интернет-торговли в Российской Федерации, как и в других странах, остается распространение Интернета (преимущественно мобильного). Отсюда можно сделать вывод, что количество Интернет-покупателей будет расти. В свою очередь появление новых пользователей интернет-сети приводит к увеличению объема интернет-продаж. При этом стоимость покупок отходит на второй план.

На рисунке 3 представлено сравнение объема и предпочтение аудитории интернета в России.


Рисунок 3. Сравнение объема и предпочтение аудитории

Установка интернет-эквайринга увеличивает выручку магазина на 35-40%. Подключить интернет-эквайринг можно двумя способами: либо через Банк, либо через платежные агрегаторы. Основные отличия подключения представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Отличия подключения оплаты

Условия

Банк

Платежные сервисы

Способы оплаты

Только карты, доступность платежных систем зависит от банка

Карты + электронные кошельки.

У некоторых платежных агрегаторов есть оплата с баланса мобильных телефонов

Комиссия

Низкая

Высокая, так как это посредники между банками и клиентами

Где используется

В тех бизнесах, где достаточно принимать оплату только картами

Там, где важно предоставить клиенту как можно больше разных вариантов оплаты

В случае заключения договора с банком на интернет-эквайринг владельцу сайта предоставляется инструкция для подключения к системе приема электронных платежей. Обычно банки предлагают готовые платежные модули для известных CMS или API для самописных сайтов.

Проценты комиссий за интернет-эквайринг бывают:

  • плавающие ─ зависят от оборота, а где-то еще и от наличия счета в банке, составляют в среднем 2,3 ─ 3%;
  • фиксированные ─ ставка всегда одинаковая, в среднем 2,4 ─ 2,6%.

Многие банки предлагают ряд выгодных тарифов для компаний из сферы ЖКХ, благотворительных организаций и клиентов с высоким уровнем оборота (от нескольких десятков миллионов рублей). [3]

Из-за пандемии первая половина 2020г. привела к неожиданному развитию электронной коммерции в мире (и в России в частности) и переживает один из самых впечатляющих метаморфозов. Все привычные сценарии подверглись изменениям – покупательское поведение, способы и место совершения покупки, влияние сезонности, потребность, средний чек и другие факторы. Увеличение коснулось не только онлайн-маркетов, но и процента покупки образовательных курсов в системе онлайн (+32%), видеосервисов (+49%), экспресс-доставки еды и продуктов (+79%) и медицинской сферы (+27,3%).

Опыт жизни в период пандемии предоставил населению возможность, отчасти необходимость, по новому взглянуть на сферу онлайн-шопинга, теперь больше 40% покупателей приобретают онлайн то, что раньше покупали только в розничной продаже, 25% нашли новые онлайн-маркеты в период карантина и самоизоляции и продолжили их использовать после снятия ограничений. При сравнении первых шести месяцев 2020г. с подобным периодом прошлого года возросли покупки бытовой техники (+30%), товаров для дома (+48,2%), товаров для ухода за лицом и телом (+64,5%), спортивных товаров (+53%) и стройматериалы (+74,3%). В сегменте “одежда и обувь” покупки упали на 4,7%, в аксессуарах – в 5,5 раз. [4-5].

Уже сейчас интернет-торговля соединяет в себе многие отрасли бизнеса и связывает их между собой. В электронной торговле на всем пути потребителя от момента желания и поиска до факта покупки присутствует элемент финансовых услуг. Временная паника, которая выразилась в падении заинтересованности к кредитам и займам (-10%), страхованию (-15%) и ипотеке (-30%), сменилась стремлением рационально использовать имеющиеся денежные ресурсы из-за общего упадка рынка труда и нестабильной экономической обстановки. [6]

Ситуация с пандемии привела к огромному скачку технологий и вывела в центр внимания два противоположных, но важных направления в развитии электронной коммерции в России. Бренды-гиганты направили свое усовершенствование в сторону D2C и собственных каналов коммуникации и продаж без посредников. Средний и малый бизнес, в отсутствии своей масштабной инфраструктуры и наличием малых ресурсов, выбрал в качестве направления сотрудничество с маркетплейсами, которые за время пандемии выросли на 14%.

При сравнении доля онлайн-покупок, новогоднего периода (декабрь 2019г. – январь 2020г.) с периодом март-май 2020г., увеличилась на 25%. Рост рынка приводит к росту критерий для выбора онлайн-продавца, сейчас 40% покупателей отдадут предпочтения другим производителям услуг, если их не устраивает хотя бы один из этапов совершения покупки. На первый план выходит условия доставки, стоимость и скорость, ранее приобретенный опыт взаимодействия с онлайн-продавцом. Но самое главное – персонализированное предложение и единая кросс-канальная коммуникация. [7]

На рис. 4 представлена значимость критериев при выборе площадки для покупки товаров и услуг.


Рисунок 4. Значимость критериев, в 2021 году

Рост онлайн-продаж не привел к бурному росту интернет-рекламы в стране: за первые шесть месяцев 2020г. рынок рекламы снизился на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2019. Но при этом сегмент интернет-рекламы понес меньший ущерб, по сравнению с другими отраслями рекламы, падение составило всего 1%. Изменения в ожиданиях покупателей превратились в обязательные требования, которые сделали более очевидной проблему децентрализации «трех китов» электронной коммерции – логистики, рекламных технологий и платежных систем [8-9].

Ожидается, что по истечению несколько лет рынок справится с системными проблемами, переработает отношение к работе с данными, коммуникацией и цифровыми каналами в целом. В основу стратегии станут технологии, которые позволят лучшей коммуникации с потребителем на всех этапах воронки, повышая средний чек. Стоит учесть ряд особенностей российского рынка электронной коммерции. Во-первых, на территории страны дорогая доставка товаров, и многие интернет-маркеты субсидируют ее, для привлечения клиентов. Во-вторых, электронной коммерцией, в основном, занимаются специалисты по созданию веб-страниц и информационным технологиям, а не эксперты по торговле и организации бизнеса. [10]

Так же важно отметить при перечислении особенностей российского рынка электронной коммерции, роль наличных денег. Оплату наличными предпочитают 60% населения страны, на данный момент средний чек пользователя при покупке товаров в онлайн-магазинах составляет 3,8 тысячи рублей, это ограничивающий фактов в развитии интернет-торговли, однако дает большое поле для улучшения сферы онлайн-бизнеса.

Следует отметить, что в России потребители и потенциальные покупатели все ещё настороженно относятся к сфере электронных платежей в отношении их законности и надежности.  Это подкрепляется отсутствием четкой и полной нормативно-правовой базы по вопросам ведения бизнеса в интернет пространстве.

Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод, что общий уровень развития электронной коммерции в России в значительной мере отстает от показателей развития западных стран. Негативные последствия экономического кризиса, недоступность современных телекоммуникационных сетей в большинстве регионов страны, низкая распространенность современных электронных платежных систем препятствовали своевременному развитию рынка. Но, в целом, на сегодняшний день в сфере ИТ-решений для электронной коммерции, формируется благоприятная обстановка, где растущий спрос стимулирует предложение.


Библиографический список
  1. Вирин Ф. Ю. Интернет-торговля в России в 2017. Цифры и факты. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://datainsight.ru Дата последнего обращения – 19.02.2018.
  2. Крутин, Ю.В. Электронная коммерция / Ю.В. Крутин. –Екатеринбург, 2018. – 103 с.
  3. Корецкий П.Б. Электронная коммерция как инновационная форма ведения снабженческо-сбытовой деятельности // Международный научный журнал «Инновационная наука» №02, 2017 – С. 201-203
  4. Маслова Е.Ю., Прибыткова Е.Н.// Национальная платежная система России // В сборнике: Технологии XXI века: проблемы и перспективы развития Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 126-129.
  5. Нестерова А. В. Торговля в интернете как новая экономика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://expert.ru Дата последнего обращения – 19.12.2021.
  6. Официальный сайт компании Global-e [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.global-e.com/ (Дата обращения 26.11.2021)
  7. Седых И.А. Рынок Интернет торговли в РФ // НИУ ВШЭ Обзоры ключевых отраслей и рынков. Институт «центр развития». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dcenter.hse.ru Дата последнего обращения – 19.12.2021.
  8. Скворцова Н.А., Ченцова К.Г. Развитие системы электронной коммерции торговых компаний // Научные записки ОРЕЛГИЭТ, 2020 – С. 20- 24
  9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Официальная статистика/ URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovation s/science/# (Дата обращения: 26.11.2021).
  10. Юрасов, А.В. К вопросу формирования понятийно-категориального аппарата электронной коммерции / А.В. Юрасов // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.erej.ru/Articles/2017/Yurasov1.pdf. – Дата доступа: 25.11.2021.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Курина Дарья Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация