ТИПИЧНЫЕ ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Горшенкова Арина Олеговна1, Широкова Любовь Константиновна1, Сущева Светлана Михайловна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Разумова Виктория Владимировна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант

Аннотация
Авторы статьи выделяют психологическую характеристику агрессии, рассматривают актуальную типологию причин, а также характерные факторы агрессивного поведения подростков.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Горшенкова А.О., Широкова Л.К., Сущева С.М., Рыбина Е.А., Разумова В.В. Типичные причины и факторы агрессивного поведения подростков // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/06/98557 (дата обращения: 20.04.2024).

Сегодня не существует единой дефиниции понятия «агрессия», однако в привычном понимании данный термин отражает насильственные, захватнические действия, где агрессоры выступают в отрицательном ключе с ярко выраженным культом грубой силы.

Типология причин агрессии у подростков:

1. Внутрисемейные проблемы [1]. Самый очевидный и явный признак агрессивности у подростков, возникающий на фоне внутреннего дискомфорта и неумения совладать с собственными эмоциями. К ним относятся:

  • гиперопека, проявляющаяся в ограничении свободы действий, выбора. Родительская чрезмерная забота, повышенное внимание наряду со стремлением оберегать своего ребёнка даже в отсутствие опасности не дают подростку должного личного пространства;
  • гипоопека – в таких внутрисемейных отношениях отсутствует эмоциональная сплочённость, внимание, любовь и забота о ближнем;
  • насилие в семье (и психическое, и физическое). Инициаторами данного явления становятся авторитарные родители. Физическое насилие: угрозы, применение силы. Психическое насилие: навязывание собственного «правильного» мнения, доминирование (как одеваться, что говорить и пр.) [3];
  • неблагополучие в семье – если подросток изначально рос в агрессии, то велика вероятность его дальнейшего идентичного поведения;
  • отсутствие/избыток денежных средств.

2. Биологические особенности организма [4]: соматические и психические заболевания, генетическая наследственность.

3. Влияние социального окружения [6]. Употребление в компании алкоголя, наркотиков, ПАВ (психоактивных веществ), ведение аморального образа жизни негативно сказываются на психической, физиологической составляющей организма.

4. Влияние средств массовой информации [5].

5. Накопление нервного напряжения, а так же отсутствие полноценного отдыха.

Характерные факторы возникновения подростковой агрессии [2]:

  1. Изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране.
  2. Рост негативной информационной нагрузки на детей через интернет, телевизор и пр.
  3. Отсутствие коммуникативных способностей у подростка.
  4. Изменившейся межличностное взаимодействие между учителями и учениками, проявляющееся в:
  • потере самообладания педагога на уроке в отношении класса или отдельного индивида (крик, унижение, оскорбление);
  • высмеивании недостатков/некорректные шутки педагога;
  • выделении «любимчиков», поощряющихся на протяжении всего процесса обучения;
  • отсутствие правил поведение самим педагогом (употребление пищи);
  • постоянном нахождении педагога за учительским столом без должного взаимодействия с классным коллективом;
  • преподнесении материала с опорой только на учебную литературу без учёта практических заданий, взаимодействия, экспериментов, интересов детей и методологии стороннего обучения и так далее.

Библиографический список
  1. Антонян Ю.М., Горшкова И. В., Зулкарнеева Л. М. Проблемы внутрисемейной агрессии. М.: НИИ МВД, 1999.
  2. Ветошкин С. Как справиться с агрессией в школе и защитить детей [Электронный – https://rg.ru/2018/04/25/kak-spravitsia-s-agressiej-v-shkole-i-zashchitit-detej.html – статья в интернете
  3. Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. No 6.
  4. Еникополов С.Н., Садовская А. В. Враждебность и проблема здоровья человека // Журнал неврологии и психиатрии. 2000. No 7. С. 59–64.
  5. Жмуров Д.В. Сценарная агрессия. Влияние СМИ на криминализацию молодежи. Интернет-портал.
  6. Кинард Э.М. Дети, страдающие от плохого обращения // Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. Т. 1. С. 202–209.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Горшенкова Арина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация