Сегодня не существует единой дефиниции понятия «агрессия», однако в привычном понимании данный термин отражает насильственные, захватнические действия, где агрессоры выступают в отрицательном ключе с ярко выраженным культом грубой силы.
Типология причин агрессии у подростков:
1. Внутрисемейные проблемы [1]. Самый очевидный и явный признак агрессивности у подростков, возникающий на фоне внутреннего дискомфорта и неумения совладать с собственными эмоциями. К ним относятся:
- гиперопека, проявляющаяся в ограничении свободы действий, выбора. Родительская чрезмерная забота, повышенное внимание наряду со стремлением оберегать своего ребёнка даже в отсутствие опасности не дают подростку должного личного пространства;
- гипоопека – в таких внутрисемейных отношениях отсутствует эмоциональная сплочённость, внимание, любовь и забота о ближнем;
- насилие в семье (и психическое, и физическое). Инициаторами данного явления становятся авторитарные родители. Физическое насилие: угрозы, применение силы. Психическое насилие: навязывание собственного «правильного» мнения, доминирование (как одеваться, что говорить и пр.) [3];
- неблагополучие в семье – если подросток изначально рос в агрессии, то велика вероятность его дальнейшего идентичного поведения;
- отсутствие/избыток денежных средств.
2. Биологические особенности организма [4]: соматические и психические заболевания, генетическая наследственность.
3. Влияние социального окружения [6]. Употребление в компании алкоголя, наркотиков, ПАВ (психоактивных веществ), ведение аморального образа жизни негативно сказываются на психической, физиологической составляющей организма.
4. Влияние средств массовой информации [5].
5. Накопление нервного напряжения, а так же отсутствие полноценного отдыха.
Характерные факторы возникновения подростковой агрессии [2]:
- Изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране.
- Рост негативной информационной нагрузки на детей через интернет, телевизор и пр.
- Отсутствие коммуникативных способностей у подростка.
- Изменившейся межличностное взаимодействие между учителями и учениками, проявляющееся в:
- потере самообладания педагога на уроке в отношении класса или отдельного индивида (крик, унижение, оскорбление);
- высмеивании недостатков/некорректные шутки педагога;
- выделении «любимчиков», поощряющихся на протяжении всего процесса обучения;
- отсутствие правил поведение самим педагогом (употребление пищи);
- постоянном нахождении педагога за учительским столом без должного взаимодействия с классным коллективом;
- преподнесении материала с опорой только на учебную литературу без учёта практических заданий, взаимодействия, экспериментов, интересов детей и методологии стороннего обучения и так далее.
Библиографический список
- Антонян Ю.М., Горшкова И. В., Зулкарнеева Л. М. Проблемы внутрисемейной агрессии. М.: НИИ МВД, 1999.
- Ветошкин С. Как справиться с агрессией в школе и защитить детей [Электронный – https://rg.ru/2018/04/25/kak-spravitsia-s-agressiej-v-shkole-i-zashchitit-detej.html – статья в интернете
- Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. No 6.
- Еникополов С.Н., Садовская А. В. Враждебность и проблема здоровья человека // Журнал неврологии и психиатрии. 2000. No 7. С. 59–64.
- Жмуров Д.В. Сценарная агрессия. Влияние СМИ на криминализацию молодежи. Интернет-портал.
- Кинард Э.М. Дети, страдающие от плохого обращения // Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. Т. 1. С. 202–209.