НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА

Узеева Зарина1, Аюханова Эрика1
1Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

Аннотация
В статье речь идет о натуралистической концепции понимания общества. Так как человек является частью природы натуралисты рассматривают развитие человеческого общества в контексте эволюции и влияния окружающей среды на его развитие. На примере философов и последователей данной концепции можно понять, что в их понимании составляет истинную модель формирования общества, этноса. За основу взяты такие ученые, как, Монтескье и Кропоткин и эволюционная теория Чарльза Дарвина. Статья раскрывает содержание течения натурализма, философские взгляды мыслителей Мальтуса.

Ключевые слова: климат, ландшафт, натурализм, природа, сознание, философия, экология


NATURALISTIC CONCEPTS ABOUT SOCIETY


Abstract
The article deals with the naturalistic concept of understanding society. Since man is part of nature, naturalists consider the development of human society in the context of evolution and the influence of the environment on its development. Using the example of philosophers and followers of this concept, one can understand what, in their understanding, constitutes the true model of the formation of a society, an ethnos. Based on such scientists as Montesquieu and Kropotkin and the evolutionary theory of Charles Darwin. The article reveals the content of the current of naturalism, the philosophical views of the thinkers Malthus.

Keywords: climate, consciousness, ecology, landscape, naturalism, nature, philosophy


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Узеева З., Аюханова Э. Натуралистические концепции общества // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/06/98519 (дата обращения: 19.06.2024).

Научный руководитель: А.С. Веремчук,
к. ф. н., доц., СПБГИКиТ г. Санкт-Петербург

Натуралистическая концепция — описывает общество, от природы, исходя из физических, географических и биологических закономерностей; с этой точки зрения человечество — всего лишь еще один биологический вид среди биологических видов с фундаментальными биологическими потребностями, которые лишь изменяются цивилизацией. Социум рассматривается как естественное продолжение природных и космических процессов с различных точек зрения. Циклы Космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенности природно-климатической среды (Л. Мечников), эволюция природной организации человека в его генофонде формируют путь истории и судьбы народов (социобиология).

Люди считаются самыми неполноценными живыми существами, по природе своей обреченные на насилие и разрушение, а сообщество – величайшим, но точно не самым удачным сотворением природы.

На рост человеческого общества среда обитания влияет, как и на развитие других видов: положительные элементы способствуют развитию, а неблагоприятные факторы ведут к деградации. В результате наличие выхода к воде, имеет решающее значение для роста наций, поскольку позволяет развивать международную торговлю, которая является ключевым компонентом прогресса.

Известный философ и географ Петр Алексеевич Кропоткин подчеркивал важность естественных причин в общественной эволюции. В своей работе «Взаимопомощь среди животных и людей» (1902 г.) Кропоткин сформулировал «биологический закон взаимопомощи» в противовес учению социал-дарвинизма, утверждающего, что для особей одного вида существование является постоянным противостоянием друг с другом. Самый мощный инструмент в борьбе за жизнь, по Кропоткину, — это жизнь в обществе, основой которой является взаимопомощь, а не противостояние. Конкуренция, например, не является универсальным законом ни в животном мире, ни в человеческом, потому что губительна для обоих. «Общественная жизнь дает возможность самым слабым насекомым, самым слабым птицам и самым слабым млекопитающим оказывать сопротивление наиболее страшным хищникам и защищать друг друга от их нападения; она обеспечивает долголетие; она позволяет виду вскармливать свое потомство при наименьшей затрате энергии и поддерживать свою численность, несмотря даже на слабую рождаемость; она дает стадным животным возможность переселяться в поисках за новым местожительством» [1]. Так как в природе человек не исключителен, то человеческая цивилизация, по Кропоткину, строится на том же принципе сотрудничества. Кропоткин постоянно излагает историю человеческого социума в разные периоды развития, от первобытных времен до современности, таким образом аргументирую свое высказывание. Кропоткин приходит к выводу, что сотрудничество (например, родственных связей в племенах и ремесленных мастерских в Средние века и, наконец, в виде различных форм сотрудничества сегодня) имеет крайне важную социальную роль вне зависимости от времени и места. С другой стороны, борьба, по Кропоткину, — явление преходящее, и будущий рост цивилизации возможен исключительно путем обоюдного содружества, а не конфликта.

В общественном анализе натурализма немалое значение имеет географическое положение. Широкое понимание этого возникает после ознакомления с мыслями известного во франции философа Шарля Монтескье (1689 – 1755), изложенными в книге “О духе законов”. Климат является одним из множества разных элементов, оказывающих значительное влияние на народный дух, а также учреждения и законы соответствующие им.

Монтескье считал, что вне зависимости от того, какой является окружающая среда, будь то умеренная, теплая или холодная, она сказывается на мироощущении и поведенческих качествах человека. Люди физически сильнее в холодной среде, и вследствие этого им чаще свойственны более высокая уверенность в себе, лучшая смелость и, как следствие, «большее чувство своего превосходства, т. е. меньшее стремление к мести,… больше прямоты, меньше недоверия, политиканства и хитрости». При жаркой температуре тело сильно истощается, и в результате, по выражению философа, «народы жаркого климата робки, как пожилые люди» [2]. Наличие или отсутствие природных препятствий, таких как горы и реки, оказывает значительное воздействие на размер и характер политической системы государства: гораздо проще построить громадное государство на равнинах, чем на территории, пересеченной непроходимыми горами. Земля, а вдобавок род бытового занятия народа оказывает воздействие на общее состояние духа людей. «В стране с подходящей для земледелия почвой, естественно, устанавливается дух зависимости. Крестьяне, составляющие главную часть её населения, менее ревнивы к своей свободе; они слишком заняты работой, слишком поглощены своими частными делами. Деревня, которая изобилует всеми благами, боится грабежей, боится войска», — излагал в своей работе Монтескье [3].

Аспект натурализма можно найти в античной философии. Философ Диоген отстаивал тщетность всех социальных систем, изолирующих человека от природы. В качестве крова он выбрал бочку, (высказывая подобным образом нигилизм), таким нестандартным методом подчеркивая ненадобность всех культурно-приобретенных благ. Натуралистические воззрения античных философов в особенно ярком проявлении — гедонизме — проявляются в понятии нравственного натурализма. В следующих утверждениях выражалась его сущность: «Счастье – это разнообразие многочисленных удовольствий, образующих суть человеческого существования. Удовольствие – неповторимое добро – телесное, временное, позитивное» [4]. Иначе говоря – подобает брать от жизни блаженства, которые только возможно; ловя подходящий момент, стараться приблизиться к наибольшему наслаждению простых, типичных людских потребностей. Основная мысль – культура как естественное выражение эволюции человеческого рода.

Работа Чарльза Дарвина «Происхождение видов» (1859 г), несомненно, стала величайшей сенсацией в научном мире второй половины девятнадцатого века. Эта точка зрения была первой, в который предлагалось жизнеспособное нерелигиозное объяснение человеческой природы.

Гипотеза Дарвина совершила значительный шаг вперед в науке, несмотря на то, что в то время гипотеза Дарвина не была полностью убедительной. Дарвин обсуждал «борьбу за выживание» и «естественный отбор» в своей книге, описывая, как только самые сильные особи способны жить и размножаться. В процессе своих исследований он обнаружил, что живые существа менялись с течением времени. Виды значительно отличаются от исходных после многих поколений, сохраняя только сильные черты. Дарвин также утверждал, что все живые существа на планете произошли от одного общего предка [5].

Половой отбор был выбран Чарльзом Дарвином в качестве основополагающего импульса эволюции человека и общества. Определенные качества самцов делают их более привлекательными для самок, он считал, что это дает им в процессе размножения превосходство над другими представителями рода. Это обеспечивало физический и умственный рост семьи в определенном направлении. Дарвиновское мировоззрение не могло объяснить исчезновение линии роста волос, увеличение объема мозга, прямохождение и другие явления.

Большинство споров в животном стаде возникает именно из-за полового отбора, что особенно затрудняло Ч. Дарвина остановиться на истоках социогенеза. Половое влечение правильно описано как «наиболее антиобщественное и разрушительное из всех животных влечений, ограничение и подавление которых является фундаментальной предпосылкой существования цивилизации» [6].

В своей работе английский экономик «Опыт о законе народонаселения» Томас Мальтус пришел к заключению, в случае, если по натуральным причинам не замедлить рост населения, то в конечном счете это приведет к катастрофе. Этот бесконтрольный рост населения будет развиваться в геометрической прогрессии. К средствам существования доступ может быть расширен исключительно в арифметической прогрессии. В результате возникает диссонанс между двумя переменными, из чего выходит, что для его уменьшения необходимо насильно сдерживать естественный прирост населения (благодаря нравственному воспитанию), либо конфликт будет разрешаться действием внешних сил, например войны, болезни и голод.

Мальтус полагал, что ответственным за сознательное отношение к своей семье является обязанность каждого. По его мнению, было бы нерационально поощрять обедневших людей вступать в брак с молодыми, давая им надежду иметь собственных детей за счет общества. По этой причине он считал, что признание права бедных на питание будет крайне разрушительным.

Мальтус был резок со своими современниками, разделявшими эту точку зрения: «В действительности, что бы ни было по этому вопросу выставлено бесплодным красноречием, наше поведение, в сущности, доказывает, что этого воображаемого права (права бедных на прокормление) вовсе не существует. Если бы малоимущие имели право содержаться за счет общества, ни один человек не мог носить платье из хорошего сукна и удовлетворять свой голод мясом. Те, которые защищают это право и в то же время живут в изобилии, находятся в противоречии с собственными принципами» [7].

Попробуем всесторонне взглянуть на понятие Мальтуса с современной точки зрения. К сожалению, ситуация в Африке, где производство продовольствия на душу населения оставалось почти неизменным в течение последних трех десятилетий, заставляет нас признать, что Мальтус был недалек от истины и что решить продовольственный кризис (а вместе с ней и экологическую проблему), не замедлив рост населения, сложно, так как превышение всех мыслимых и допустимых нагрузок на сельскохозяйственные угодья, а также вырубка лесов приводит к быстро прогрессирующему опустыниванию.

Происходящее на других континентах, практически не противоречит тому, что предсказывал Мальтус. Если исключить некоторые богатые нефтедобывающие страны, никому еще не удавалось выбраться из бедности без снижения рождаемости. Особенно яркой иллюстрацией этого является Китай, где рождаемость теперь ниже, чем во Франции. Мальтус считал, что рождение ребенка, а также возраст и готовность партнеров к браку и созданию семьи чрезвычайно важны.

Взгляд на общество как на естественное продолжение природы, естественных обстоятельств и космоса интерпретирует натурализм и его движения. А. Чижевский и Л. Гумилев рассмотрели и усилили в своих работах непосредственное влияние Вселенной через солнечное и космическое излучение. Будущее творение человечества приверженцы натурализма связывали с освоением мировой суши, Земли, а впоследствии и самых дальних уголков Вселенной.

Итак, натуралистические концепции представляют собой комплекс мировоззрений ряда ученых, которые оценивают социум как часть природы, живущее и развивающееся по законам природы, т.е. биологическим законам. Так как человек часть природы, и его деятельность определяется законами природы, то и общественные процессы, определяются природными. Философские воззрения мыслителей исходят из того что если познать законы природы, то можно управлять и человеческим обществом. Таким образом, натуралисты отталкиваются от ранних философских движений, представляя как различные общественные тенденции, так и различные научно-философские методы.


Библиографический список
  1. Кропоткин П. А. Взаимопомощь как фактор эволюции: Редакция журнала «Самообразование». – М.: Самообразование, 2007. Интернет-ресурс URL: https://iphras.ru/elib/Kropotkin_Vzaimopom.html Дата обращения: 11.06.21
  2. Сидорина Т.Ю. Географическая обусловленность особенностей трудовой деятельности (Ш. Л. Монтескье и Г. Г. Гердер) Интернет-ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geograficheskaya-obuslovlennost-osobennostey-trudovoy-deyatelnosti-sh-l-monteskie-i-g-g-gerder Дата обращения: 10.06.21
  3. М.Н. Грачев. История политических и правовых учений: Электронная хрестоматия. Интернет-ресурс URL: http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt15.htm Дата обращения: 06.06.21
  4. Кезин А.В. Натуралистические подходы в эпистемологии XX века. Интернет-ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naturalisticheskie-podhody-v-epistemologii-xx-veka Дата обращения: 06.06.21
  5. Ш. Джереми. Происхождение категорий, к расширенному и иглубленному пониманию методологии Дарвина Интернет-ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proishozhdenie-kategoriy-k-rasshirennomu-i-uglublennomu-ponimaniyu-metodologii-darvina Дата обращения: 07.06.21
  6. Воронцов В.А. К вопросу о движущих силах антропо-социо-культурогенеза. Интернет-ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-dvizhuschih-silah-antropo-sotsio-kulturogeneza/viewer Дата обращения: 12.06.21
  7. Шолудько А.Н.Шупер В.А / Апология Мальтуса. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение». Интернет-ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/apologiya-maltus Дата обращения: 08.06.21


Все статьи автора «Узеева Зарина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация