ИЗУЧЕНИЕ ОНТОЛОГИИ И БОГОСЛОВИЯ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ И ИБН СИНЫ

Лотфализадех Настаран1, Скворцова Екатерина Константиновна1
1Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

Аннотация
После переводческого движения в исламском мире мусульмане обратили внимание на идеи греческих философов и, осмыслив их наследие, создали философию, названную исламской.
По этой причине в настоящей статье мы рассматриваем онтологию с точки зрения одного из самых известных исламских философов -Ибн Сины и великого греческого философа Аристотеля, давшего интеллектуальную основу для его суждений. Однако философия Ибн Сины имеет принципиальное отличие от философии Аристотеля в силу ее иной онтологии.

Ключевые слова: Аристотель, богословие, Греческая философия, Ибн Сина, Исламская философия, онтология, теология


A STUDY OF ONTOLOGY AND THEOLOGY IN THE PHILOSOPHY OF ARISTOTLE AND IBN SINA


Abstract
After the translation movement in the Islamic world, Muslims paid attention to the ideas of Greek philosophers and, having comprehended their heritage, created a philosophy called Islamic.
For this reason, in this article we consider ontology from the point of view of one of the most famous Islamic philosophers - Ibn Sina and the great Greek philosopher Aristotle, who gave an intellectual basis for his judgments. However, Ibn Sina's philosophy has a fundamental difference from Aristotle's philosophy due to its different ontology.

Keywords: Aristotle, Greek philosophy, Islamic philosophy, ontology, theology


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лотфализадех Н., Скворцова Е.К. Изучение онтологии и богословия в философии Аристотеля и Ибн Сины // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/06/98495 (дата обращения: 18.04.2024).

Научный руководитель: А.С. Веремчук,

к. ф. н., доц., СПБГИКиТ г. Санкт-Петербург

Введение

Мыслительный процесс уходит корнями в историю человеческого мышления, а история мысли — это описание бесконечного желания человека понять истину. Иногда это желание связано с религией, иногда с философией, а иногда с наукой и техникой. В мыслительном процессе исследуется география поля и размаха мысли, причины трансформации идей в зависимости от социальной ситуации, а также факторы, вызывающие устойчивость, рост или застой мысли. Социальные условия изменяют мысли человека и, следовательно, мысли влияют на ход исторических событий. Мысли представляют собой взаимосвязанные цепи, полное понимание каждой из которых зависит от понимания их отношения друг к другу. Также изучение истории интеллектуальных разработок, подобно изучению онтологической и теологической мысли в философии двух мыслителей, Аристотеля и Ибн Сины, укрепляет свободное мышление и эффективно в достижении истинной свободы.

Аристотель, косвенный учитель Ибн Сины

Философская система Ибн Сины в целом и в частности в отношении некоторых ее принципов оказала глубочайшее и наиболее продолжительное влияние на исламскую философскую мысль после него, а также на европейскую философию Средневековья. Эта философская система представляет собой смесь одного из важнейших фундаментальных элементов аристотелевской философии и некоторых характерных элементов неоплатонического мировоззрения в связи с исламским религиозным мировоззрением.

Ибн Сина, следуя идеям Аристотеля, вносит новшества, проясняет двусмысленность его мысли. Он развивает и иногда дополняет ее и, наконец, пытается создать новую философскую систему. Но жизненные события, особенно его безвременная смерть, оставили его усилия незавершенными. Ибн Сина назвал свою новую философскую систему, которой он намеревался положить конец- «Восточная мудрость».

Относительно его позиции можно сказать, что он принадлежит к аристотелевскому течению и считает себя последователем Фараби больше, чем любой другой мусульманский философ. Сам о себе Ибн-Сина говорил, что он чрезвычайно интересовался философией Аристотеля, а также о том, как он сорок раз читал «Метафизику» Аристотеля, но понял его идеи лишь тогда, когда прочитал толкование «Метафизики» Аль-Фараби. И свою философию он разрабатывал как наиболее близкую к идеям Аристотеля. Почти все его записи представляют собой размышления над произведениями Аристотеля и его последователей, а в некоторых своих произведениях он еще и критикует их. Помимо того, что Ибн Сина не считал себя последователем Аристотеля, он шел дальше него в трактовке ряда философских вопросов, выдвигал и решал новые проблемы философского осмысления мира, что явилось одним из важных факторов, определявших особенности его логического учения. В настоящей статье делается попытка рассмотреть такие понятия как онтология, теология и богословие в философии Аристотеля и Ибн Сины.

Онтология и теология Ибн Сина

Вопрос существования и исследования этих двух понятий с самого начала философской деятельности всегда занимал философов и был одной из важнейших тем метафизики, от Сократа, Платона и Аристотеля, до философов более поздних времен – все исследовали концепцию существования. Неудивительно, что проблема познания бытия с самого начала занимала особое место в исламской философской мысли. Особая важность познания Вселенной восходит к аристотелевской традиции. Аристотель считал вопрос о существовании самым фундаментальным предметом философских исследований. Следуя по стопам Аристотеля, Ибн Сина также подчеркивает этот момент.

Метафизика Авиценны сосредоточена главным образом на онтологии, и именно изучение проблемы бытия и всех его существенных характеристик играет центральную роль в его метафизических рассуждениях. [1]

Ибн Сина использует понятие «существование» в очень широком смысле и говорит, что большинство людей считает «существование» как нечто неосязаемое, то, что не воспринимается, не существует, или то, что не находится в таком месте или положении, как тело, не имеет смысла в существовании. Однако, это оказалось неверным. По Ибн Сине, «существование» — это слово, которое можно применить ко всему, осязаемому или неосязаемому.

Когда человек о чем-то думает, непосредственно в своем уме он может различить два разных аспекта этой вещи: один аспект представляет ее сущность, то есть все, что может быть включено в ответ на вопрос «что это такое?», второй аспект — ее существование. К примеру, когда человек думает о лошади, он может различать в своем уме идею лошади, или ее сущность, которая включает вид, форму, цвет, то есть все, что составляет сущность лошади, и существование этой лошади во внешнем мире. [2, C.5]

Еще одним важным вопросом философии Ибн Сины является различие между существованием и природой. Хоть он и не занимался самостоятельными исследованиями на эту тему, как будто принимая ее как должное и не нуждающееся в аргументации, но всякий раз, когда он сталкивается с ней в ходе исследования, постоянно подчеркивает важность этого различия. Ибн Сина следует теориям Фараби, чтобы подчеркнуть разницу между существованием и природой, объясняет ее по-разному и использует любую возможность, чтобы подчеркнуть это.

Богословие

Ибн Сина, изучив понятие существования, вводит в свою онтологию еще одно понятие, что очень важно для понимания его идей, тем более что это понятие связано с богословием и в каком-то смысле дополняет его.

Богословие Ибн Сины основано на его онтологии. Сначала он делит существующее на два основных типа: возможное бытие и необходимое бытие.

Сейид Хусейн Наср в своей статье объясняет, что таким образом, универсум и все вещи в нем представляют собой возможное бытие и с метафизической точки зрения зависят от необходимого бытия. Более того, возможное бытие бывает двух типов:

  • Вещи, бытие которых, пусть и возможное само по себе, однако сотворено бытием как необходимое.
  • Вещи, существование которых просто возможно, без какой-либо необходимости, приписываемой им.

Первый тип включает чистые и простые интеллектуальные субстанции, или ангелов, которые являются «вечными следствиями» Бога в том смысле, что они сотворены им, то есть необходимыми. Второй тип содержит творения мира, которые уже включают принцип «не-вечности» в них самих и, таким образом, рождены только для того, чтобы зачахнуть и исчезнуть.

Реальность вещи зависит от ее существования, а знание объекта сводится к знанию его онтологического статуса в цепи универсального бытия, который и определяет все его атрибуты и качества. Все в мире, только благодаря самому факту своего существования, погружено в бытие; только Бог, или чистое Бытие, который является началом и творцом всех вещей в мире, не является первым звеном в непрерывной цепи и, следовательно, не связан «субстанциально» и «горизонтально» с бытием мира. [3] Скорее предшествует универсуму и трансцендентен ему. Так Бог воспринимается во всех авраамических религиях, причем не только мусульманином Авиценной, но и еврейскими, и христианскими философами, которые обладают общим представлением о высшем Божестве, и которые, как и Авиценна, выразили принципы и понятия древнегреческой философии посредством монотеистической терминологии.

Ибн Сина является создателем одного из самых известных аргументов в пользу существования Бога. Этот аргумент оказал глубокое влияние на средневековых мыслителей, особенно на Фреда Томаса.

Этот аргумент заключается в следующем:

Наше восприятие мира и вещей показывает, что мир существует. Но существование вещей не обязательно. Потому что вещи возникают и исчезают. Следовательно, они возможное бытие, однако возможное бытие не возникает без причины. Эта цепь причин должна продолжаться до тех пор, пока мы не достигнем причины, для которой мы больше не можем найти причину. Этой причиной необходимого бытия и есть необходимость, которую в религиях называют Богом.

Ибн Сина, вслед за Аристотелем, подчеркивает тот же момент, и таким образом онтология образует главную ось философской системы Ибн Сины. [4]

Сходства в философии Аристотеля и Ибн Сины

Для того чтобы полностью понять учения Ибн Сины важно обратиться к древнегреческим истокам его суждений, к примеру, к Аристотелю. Для него Аристотель является самым великим и самым непогрешимым философом, обладающим наивысшим знанием, доступным человечеству. Между тем, при исследовании многих вопросов логики он существенно дополнил логическую концепцию Аристотеля новым содержанием. Ибн Сина не только переработал, но и развил многие аспекты греческой науки, известные на мусульманском Востоке, определил пути дальнейшего их развития, как на Востоке, так и на Западе.

Вслед за неоплатониками Ибн Сина утверждал, что мир возникает путем эманации из божества, но не по воле последнего, а в силу объективной необходимости.

Как и Аристотель, Ибн-Сина божественную деятельность понимает как мышление Бога о самом себе. Природа, возникшая в результате последовательных эманаций, далее развивается самостоятельно (тем самым Ибн-Сина выступает против идеи фатализма и божественного предопределения).

Исходным принципом теологии Ибн Сины является учение о Необходимосущем и Возможносущем, предопределяющее первоначальные установки его мировоззренческого суждения. Характеризуя Необходимосущее, Ибн Сина во всех своих записях, где анализируется данный вопрос, подчеркивает, что оно «не входит в какой-либо род, или не находится под каким-либо определением и доказательством, свободно от «сколько?», «как»?, «где?», «когда?» и движения; оно бесподобно, у него нет соучастника и противника; оно едино во всех отношениях, ни актуально, ни потенциально, ни в разуме, неделимо на части, ибо его существо составлено из духовных сущностей…», не является ни телом, ни телесным, а есть Чистое Добро, Чистая Истина и Чистый разум. По этим параметрам Необходимосущее Ибн Сины совпадает, с одной стороны, с Единым (Добром) Платона и Плотина, с другой, – с Перводвигателем Аристотеля, что свидетельствует о единстве принципиальной основы их теологии. Оно совпадает и с понятием Аллаха мусульманской религии и теологии. Это совпадение заключается в том, что почти все данные Ибн Синой характеристики Необходимосущего соответствуют кораническим представлениям и взглядам мусульманских теологов об атрибутах Аллаха. Настоящий факт свидетельствует о том, что Ибн Сина ориентировал свои теологические воззрения на исламские ценности. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что Ибн Сина, рассматривая отношение Аллаха и Мира как отношение причинно – следственной связи, а не как отношение творец – творение, значительно расходился с исламскими представлениями об абсолютном всемогуществе и всеведении Бога, что привело к ожесточенной критике его теологии мусульманскими мутакаллимами. Таким образом, Аристотель и Ибн Сина способствовали развитию мировой цивилизации не только своими оригинальными идеями и открытиями, но и тем влиянием, которое они оказали на последующее развитие философии и общественной мысли. [5]

Заключение

Аристотель считает вопрос о существовании или бытии наиболее фундаментальным предметом философского исследования.

Ибн Сина использует понятие существования в очень широком смысле и утверждает, что большинство людей думают, что существование осязаемо, а то, что неосязаемо и невидимо, не существует.

Ошибочно говорить, что то, чего нет в таком месте, как осязаемая материя, не существует. Существование — это понятие, которое можно применить ко всему, материальному или нематериальному.

Большой интерес представляет онтология в философской системе Ибн Сины, а в частности попытка совместить признание вечного существования материи с утверждением абсолютного бытия верховного божественного начала через теорию эманации. Ибн Сина вносит новые моменты в теорию движения, времени, пространства, развивая материалистические тенденции в концепциях своих предшественников, особенно Аристотеля.

Ибн Сина, в отличие от Аристотеля, выдвигает гипотезу о наличии внутреннего движения, однако, он не сводит его лишь к внешнему толчку, а стремился трактовать “движение” как философскую категорию.

Теперь, исследуя концепции философии Аристотеля и Синая, мы поняли, что Аристотель и Ибн Сина имеют два разных взгляда на «концепцию существования», и это привело к фундаментальному различию в их философии.

Так что мы можем говорить об эволюции философии исламских философов и ее независимости от греческой философии (Аристотеля в частности) у Ибн Сины. А также обнаружили различия в принципах и основаниях философии Ибн Сины по сравнению с философией Аристотеля.


Библиографический список
  1. A. M. Goichon. L’Unite de la pensee avicennienne // Archives Internationales d’Histoire des Sciences. № 20—21. P. 290—308. Дата обращения: 10.06.2022.
  2. Сеййид Хусейн Наср. Философы ислама: Авиценна (Ибн Сина), ас-Сухраварди, Ибн Араби, 2014. Дата обращения: 11.06.2022.
  3. S. H. Nasr. Polarization of Being // Pakistan Philosophical Journal. 1959. October. 3. P. 8—13. Дата обращения: 12.06.2022.
  4. Ибн Сина. Аюн аль-Хикма, исследование Абдула Рахмана Бадави, Кувейт, Дар аль-Китаб.) Дата обращения: 13.06.2022.
  5. Сопоставительный анализ учений Аристотеля и Ибн Сины о человеке. [URL: https://refdb.ru/look/1528970-pall.html ]  Дата обращения: 14.06.2022.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Скворцова Екатерина Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация