УДК 4414

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Карамышева Ольга Алексеевна
Московский городской педагогический университет
студент, руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, учитель-логопед. Институт права и управления. Школа права. Кафедра международного права и прав человека. Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №1324 г. Москвы

Аннотация
Данная статья посвящена анализу локальных нормативных актов, определяющих нормы образовательных отношений со всеми участниками образовательного процесса и регламентирующих разные аспекты ее деятельности при реализации адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. За образовательной организацией закреплено право на разработку и принятие локальных нормативных актов, которые направлены на практическую реализацию права детей с ограниченными возможностями здоровья на образования без дискриминации.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карамышева О.А. Локальные акты, обеспечивающие образование детей с ограниченными возможности здоровья, в общеобразовательной организации // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/06/98429 (дата обращения: 25.11.2022).

Важной и приоритетной задачей в сфере обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья для государства является их успешная социализация и адаптация детей в современной обществе. Получения детьми общего образования является одним из неотъемлемых условий при реализации данной задачи. Локальные нормативные акты образовательных организаций определяют и закрепляют нормы образовательных отношений со всеми участниками образовательного процесса. Локальные нормативные акты в том числе регламентируют разные аспекты деятельности образовательных организаций при реализации тех или иных образовательных программ. Законом закреплено право образовательной организацией на разработку в пределах своей компетенции и принятие локальных правовых актов.

Локальные правовые акты образовательной организации напрямую выступают гарантом реализации права на качественное и безопасное образование для всех обучающихся, и особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Локальные нормативные акты дают возможность четкой, последовательной и понятной для всех участников образовательных отношений регламентации деятельности в отношении организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В каждой образовательной организации, реализующей адаптированные основные образовательные программы для обучающихся, формируется специальная образовательная среда. Специальная образовательная среда в первую очередь, служит базой для сохранения и укрепления здоровья обучающихся данной категории. Специальная образовательная среда является достаточно подвижной системой, которая трансформируется под особенности здоровья, развития и возможности каждого обучающегося. Как часть нормативно-правового обеспечения процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является формирование локальных актов, которые регламентируют процедуру создание в школе специальных условий обучения и воспитания, одним из критериев которых является здоровьесбережение. Регламентируемая локальными актами образовательной организации здоровьесберегающая образовательная среда обеспечивает реализацию индивидуального образовательного маршрута с учетом особых индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Разработанные образовательной организацией локальные нормативные акты позволяют организовать специальные зоны обучения и развития, оснастить специализированным учебным оборудованием, развивать коррекционно-развивающую среду с учетом особенностей обучающихся, а также ввести новые профили обучения и другое.

С точки зрения терминологии понятие «регламентация» синонимично понятиям «регулирование», «упорядочение» или «нормативный акт» как регламент (польск. reglament, от франц. reglement, oт regle – правило), регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо государственного органа и его подразделения».[1] Образовательная система на современном этапе является достаточно подвижной системой, оперативно реагирующий на быстро меняющиеся вызовы. Все изменения требуют оперативного реагирования и быстрых эффективных управленческих решений. Здесь очень важен системный и последовательный подход в выстраивание взаимосвязей всех субъектов образовательных отношений. Реализуется данный подход через структурную разработку и утверждение локальных нормативных актов. Важной составляющей процесса реализации является планомерная процедура разработки локальных нормативных документов, где важен каждый этап. Локальные нормативные акты выполняют регулируемую функцию при осуществление образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, при установление и использование сетевой формы реализации адаптированных образовательных программ для данной категории обучающихся, при проведение подготовки или повышении квалификации педагогических работников с определенной нозологической группой обучающихся, при реализации материально-технического обеспечения образовательного коррекционно-развивающего процесса с особыми детьми. Контролирующие органы, общественные и попечительские организации в рамках осуществления контроля за деятельностью образовательной организации опираются на локальные нормативные акты, разработанные конкретной организацией с обязательным учетом специфики условий, состава обучающихся и других факторов. Локальные нормативные акты индивидуализируют процесс регулирования образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Сами акты и формируются, и издаются в различных формах. В основных локальных актах образовательных организаций выделяют приказы, инструкции, положения. Каждый акт регламентирует ту или иную сферу деятельности образовательной организации в отношение всех участников образовательного процесса с учетом специфики. Ознакомление субъектов правоотношений с содержанием локальных нормативных актов обязательно. Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ [2] работники должны быть ознакомлены под роспись со всеми локальными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Нормативный акт должен быть размещен на доступном для прочтения стенде в доступном формате, в сети «Интернет». Изменения или отмена действия локального нормативного акта вносятся в том же порядке, в котором локальный акт разрабатывался и утверждался первоначально. Порядок разработки и перечень необходимых локальных нормативных актов образовательных организации г. Москвы регламентирован утвержденным Стандартом деятельности государственных образовательных организаций по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.[3] В Стандарте указана, что образовательная организация автономна в своем праве разработки локальных нормативных актов, но стандарт призван обеспечить реализацию права в полном объеме. Для образовательных организаций рекомендуется перечень локальных актов, который предполагает реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья на качественное массовое образование в полном объеме.

Одним из необходимых локальных актов является Положение о Службе психолого-педагогического и социального сопровождения. Данное положение призвано регламентировать деятельность Службы психолого-педагогического и социального сопровождения конкретного Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы. Данная служба в образовательной организации обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, так же реализует комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума Школы и Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы.

Право на доступное массовое образование для детей обозначенной категории обеспечивается через реализацию адаптированных общеобразовательных программ в образовательной организации. Адаптированные образовательные программы в соответствии с нозологией обучающихся разрабатываются образовательными организациями в соответствии со Стандартом.[4] Регламентирующим локальным нормативным актом в образовательной организации является Положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в адаптированные основные общеобразовательные программы. Положение определяет структуру, порядок разработки и реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированные общеобразовательные программы определяют содержание образования и организацию этого процесса, а также сам механизм реализации ФГОС. Программы учитывают и специфику, и возможности конкретной образовательной организации и безусловно являются локальными нормативными актами, которые школа разрабатывает самостоятельно. Программы разрабатываются в соответствии с ФГОС и с учетом контингента обучающихся, а также кадровых, материально-технических, финансовых условий, созданных в школе. Программы являются документом, в который возможно внесение изменений или дополнений. Сам порядок изменений установлен положением.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья носит специфический и очень конкретизируемый процесс. Для реализации в полной мере доступности образования необходимо индивидуализировать весь образовательный процесс под особенности каждого ребенка.  Положение о порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью) служит инструментом индивидуализации процесса обучения и воспитания. Локальный акт описывает систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь его задача максимально учесть специфические возможности и особые образовательные потребности каждого ребенка, а также обозначить тот перечень специальных условий, которые необходимы конкретному ребенка для реализации его права на качественное массовое образование. В данном локальном акте фиксируется, что индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается коллегиально, где участие принимают и специалисты службы сопровождения, и педагогические работники, и администрация школы.

На современном этапе в соответствии с государственной политикой в российской школе реализуется принцип инклюзивного образования. Дети с интеллектуальными нарушениями или множественными сочетанными нарушениями развития могут в полном объеме получать образования в массовой образовательной среде, которая становится для них инклюзивной и доступной. Положение о порядке разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью) является тем нормативным локальным актом, который регламентирует процесс образования данной категории детей в образовательной организации и обеспечивает взаимодействие всех участников образовательных отношений. Локальный акт включает в себя описание регламента содержания и форм организации обучения, указывает меры психолого-педагогической и социальной поддержки, определяет способы сопровождения через проведение психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации обследования и оценку состояния ребенка.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»[6] образовательная организация обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения всех обучающихся. Реализация этой задачи происходит через психолого-педагогический консилиум, который создается в каждой образовательной организации. Психолого-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия участников образовательных отношений. Регламентирует эти отношения Положение о психолого-педагогическом консилиуме.

Реализация детьми права на получение качественного образования без дискриминации в соответствии с законодательством Российской Федерации происходит через организацию и предоставление специальных условий обучения в каждой образовательной организации, где есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Положение о предоставлении обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью) специальных условий получения образования является локальным нормативным актом образовательной организации, который закрепляет понятие специальные условия, обозначает их содержание и определяет выбор специальных педагогических подходов, методов и способов взаимодействия рамках образовательной среды, а также права и обязанности сторон. Положение закрепляет предоставление специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется бесплатно.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья достаточно широкая и неоднородная по своему составу категория, которая включает в том числе детей, у которых могут быть нарушения способности к самообслуживанию, к передвижению, к ориентации, к общению. В процессе образования в рамках создания инклюзивной среды таким детям необходимо оказание технической помощи для осуществления возможности получения ими доступного качественного образования в условиях школы. Для эффективной организации такого вида помощи служит Положение об ассистенте (помощнике) по оказанию технической помощи в образовательной организации. В положение фиксируются требования к ассистенту (помощнику) по оказанию технической помощи в образовательной организации, цели, задачи и функции деятельности, а также система организация данной помощи в образовательной организации.

Как уже отмечалось выше, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные по степени нарушения развития, которые в той или иной степени осложняют им процесс обучения. В структуру каждого дефекта развития нарушение речи входит как один из самых распространенных осложнений. Овладение речевыми навыками, сформированность устной и письменной речи служит базовыми способностями обучающихся, которые позволяют освоить образовательную программу, в том числе и адаптированную.  В систему создания специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья входит обеспечение коррекционно-развивающей помощи согласно заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Коррекционно-развивающая помощь реализуется через непосредственную работу с обучающимися специалистов службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации, а именно учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога. Положение об оказании логопедической помощи является локальным нормативным актом, закрепляющим порядок оказания логопедической помощи обучающимся.

Процесс обучение детей с ограниченными возможностями здоровья носит глубоко индивидуализированный характер. Образовательная организация создает специальные условия обучения, которые находят свою реализацию через тьюторское сопровождение всего образовательного процесса. «Тьютор — это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы, включая адаптированную». Положение о тьюторе, сопровождающем образование обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в образовательной организации является необходимым локальным нормативным актом, который регламентирует и предоставление тьюторского сопровождения, как образовательной технологии и педагогическую деятельность педагога, осуществляющего данное сопровождение. В данном документе фиксируется цели и задачи деятельности тьютора, его функции и организация деятельности.

Обеспечение и удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оптимизация процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей развития и дефицитов ребенка (выбор коррекционно-развивающих курсов, дисциплин, темпов и сроков освоения, форм обучения) в рамках осваиваемой адаптированной образовательной программы происходит через индивидуальный учебный план. Положение об индивидуальном учебном плане, как локальный нормативный документ, устанавливает цели и задачи индивидуального учебного плана, порядок обучения по индивидуальному учебному плану, требования у индивидуального учебного плана в соответствии с уровнями получаемого образования, контроль исполнения индивидуального учебного плана, особенности государственной итоговой аттестации обучающихся, финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение.

Достаточно часто дети с особыми возможностями здоровья, осваивающие адаптированные образовательные программы, ввиду объективных обстоятельств связанных с их состоянием здоровья не могут посещать образовательную организацию. Обеспечивая и защищая конституционные права обучающихся в части получения ими общего образования в форме индивидуального обучения по месту их проживания образовательная организация организует обучение таких детей на дому. Образовательная организация обязана обеспечить освоение обучающимися адаптированных образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта, а также организовать образовательный процесс в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья ребенка, в том числе обеспечить благоприятные условия обучения для них. Положение об организации обучения на дому обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию, является обязательным документом, в котором закреплены цели и задачи обучения на дому, регламент перевода на обучения на дому, права и обязанности участников образовательных отношений при организации обучения на дому.

Действующие локальные нормативные акты образовательных организаций являются документами, которые максимально индивидуализируют процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные документы устанавливаю правовые отношения между участниками образовательных отношений и, в первую очередь, обеспечивают реализацию права на качественное массовое образования без дискриминации детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей психофизиологического развития. В действующие локальные нормативные акты образовательной организации вносятся изменения, дополнения, касающиеся специфики обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в образовательной организации. Другими словами, специфика анализируемых документов заключается в их подвижной структуре и возможности дополнений и изменений с учетов контингента конкретной образовательной организации.


Библиографический список
  1. Фролов Б. М. Государственная регламентация образовательной деятельности: понятие, признаки, пути совершенствования // Вестник университета имени Кутафина (МГЮА). 2015 № 8 С. 277–278
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
  3. Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 12 ноября 2021 № 682 «Об утверждении стандарта деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye akty/view/260805220/
  4. Олтаржевская Л.Е., Ушакова Е.В., Егупова О.В. и др. Федеральные Государственные Образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в схемах и таблицах. / под общей ред. Л.Е. Олтаржевской – М.: ГБУ ГППЦ ДОгМ, 2018. – 26 с.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Карамышева Ольга Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация