В Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ) транспортный налог определяется как налог, который взимается с собственника зарегистрированного транспортного средства. Он регулируется 28 главой НК РФ, уточняется и дополняется законами субъектов РФ.[1]
Данный налог в России менялся несколько раз, а перечень объектов постоянно становится более обширным. В 2013 году правила расчета суммы налога были пересмотрены с учетом «возраста» транспортного средства.
Российская модель транспортного налога имеет несколько особенности:
1) широкий спектр транспортных средств облагается налогом на каждый вид транспорта;
2) транспортный налог в России – это налог на имущество, связанный с правом собственности на машину. Владение роскошным автомобилем облагается налоговой надбавкой, которая может увеличить налог.
Текущий транспортный налог в Российской Федерации рассчитывается по нескольким характеристикам. Важны не только марка и мощность автомобиля, но также место нахождения транспортного средства для постановки в налоговый орган по месту учета, но и год выпуска автомобиля. На размер взноса оказывает влияние мощность двигателя и количество месяцев владения транспортом. Таким образом, изучение зарубежного опыта регулирования налоговых отношений может помочь закрыть юридические лазейки, избежать ошибок и сформулировать новые финансовые и правовые нормы.[2]
На сегодняшний день каждый налогоплательщик должен вовремя осуществлять уплату налогов. В противном случае у него возникнут проблемы. В настоящее время порядком исчисления и уплатой транспортного налога недовольны ни налогоплательщики, ни налоговые органы. Налогоплательщики, в основном, считают, что ставки по транспортному налогу высоки, а налоговые органы сталкиваются с проблемой низкого уровня сбора налога с физических лиц.[3] Если посмотреть на статистику, то можно сделать вывод, что 40-50 % автовладельцев платят налоги регулярно. Остальным иногда проблематично оплатить налог или они не платят вовсе. Необходимо учитывать разницу в платежеспособности населения.
Чтобы решить проблему законного повышения или понижения налоговые ставки, находящихся в компетенции субъектов России, необходимо сократить разрыв между максимальной и минимальной ставками налога и повысить базовые ставки, указанные в ст. 361 НК РФ. Введение подобных коэффициентов сможет не только снизит налоговую нагрузку на автовладельцев, владеющих автомобилями среднего класса, но и увеличит сумму от транспортного налога для людей, владеющих автомобилями высокого класса, тем самым уменьшит социальное неравенство в обществе.
Также следует отметить, что граждане, имеющие в собственности транспортное средство обязаны уплачивать транспортный налог, согласно налоговому кодексу Российской Федерации. Неуплата налога ведет к увеличению большого долга в долгосрочной перспективе. Если не уплатить налог до 1 декабря, то налоговая инспекция начислит пеню за каждый день просрочки. Как только гражданин Российской Федерации регистрирует нас себя транспортное средство, данные об этом передаются в налоговую службу. Налоговая инспекция рассчитывает данный налог на автомобиль за финансовый год и высылает квитанцию на адрес собственника.
Показатели поступления налога в консолидированный бюджет РФ увеличился на 16 %. В 2018 г. транспортного налога поступило – 161 млрд. руб., в 2019 году – 175 млрд. руб., в 2020 г. – 187 млрд. руб. Поступление транспортного налога с организаций к 2020 году увеличилось на 20 % и составило 35 млрд.руб., а с физических лиц на 14 %.
На рост увеличения поступлений транспортного налога повлияло возросшее количество автотранспортных средств в собственности юридических и физических лиц. В общей сумме поступлений транспортного налога в 2020 году на предприятия приходится 35 млрд. руб., на физических лиц – 151 млрд. руб. Согласно данным за 2019 год физические лица, владеющие транспортом, уплатили налог в размере 21,7 млрд рублей, от организаций в бюджет поступило 4,6 млрд рублей транспортного налога.
В качестве направления повышения уровня налоговых поступлений в бюджеты субъектов и снижению налоговой задолженности по транспортному налогу предлагается субъектам РФ предоставит право законодательно устанавливать ограничения по оформлению транспортных средств на лицо, имеющее задолженность по транспортному налогу. А также необходимо на региональном уровне (в том числе между субъектами РФ) усилить межведомственное взаимодействие по обмену информацией о лицах имеющих налоговую задолженность между налоговыми и регистрирующими органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.[4]
Необходимо отметить, что одним из существенных факторов, оказывающих влияние на налоговую нагрузку по транспортному налогу является размер налоговой ставки по налогу. Так, например, в Омской области с положениями статьи 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки по транспортному налогу дифференцированы в зависимости от мощности двигателя транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
При этом, отметим, что для легковых автомобилей налоговые ставки дифференцированы в зависимости от мощности двигателя от 100 л.с. до 250 л.с. с интервалом каждые 50 л.с., что препятствует реализации в полной мере принципа справедливости.
К проблемам налогового контроля за полнотой поступления в бюджет начисленных сумм налога относятся такие как, несовершенство базы данных налоговых органов о состоящих на учете владельцев транспортных средств и несвоевременная доставка налоговых уведомлений по уплате налога.[5]
Это и является одной из причин недопоступления в бюджет суммы транспортного налога – факт получения налогового уведомления налогоплательщиком – физическим лицом с опозданием. Учитывая, что обязанность по уплате налога возникает после вручения налогового уведомления необходимо совершенствовать механизм вручения налогового уведомления налогоплательщику, предусмотрев возможность вручения физическим лицам онлайн-уведомлений использую дополнительные смс-оповещения в личном кабинете налогоплательщика или приложение Сбербанк-онлайн.
Установка периода отчетности позволит повысить рост поступлений по данному налогу не только для физических лиц, но и для юридических. Делается это для того, чтобы налоговая нагрузка была распределена на весь налоговый период. Также стоит обратить на летний период оплаты, полученные средства которого поступают в местный бюджет и идут на ремонт дорог (в отличие от зимнего периода).[6]
Так, транспортный налог занимает 1,3% удельного веса в общей структуре налоговых доходов регионального бюджета Омской области в 2020 году. Он отчисляется в консолидированный бюджет области по нормативу 100% в соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
Поступления по транспортному налогу в консолидированный бюджет Омской области имеют положительную тенденцию к увеличению. В 2019 – 5,5%, 2020 – 7,6% или на 117 млн рублей.[7]
Транспортный налог в Омской области за 2020 год начислен на 744 580 транспортных средств на общую сумму 1,7 млрд рублей, что на 3% или 55 млн рублей больше, чем в 2019 году.[8] На территории Омской области количество собственников автомобилей, которые платят транспортный налог превышает зарегистрировано более 2,5 миллионов транспортных средств. Всего на территории Омской области зарегистрировано 595 931 легковых и 52 428 грузовых автомобилей, 13 906 мотоциклов и мотороллеров, 8756 автобусов, 2266 катеров и моторных лодок, 16 яхт, 34 гидроцикла, 56 воздушных транспортных средств.
Несмотря на ежегодный прирост налоговых доходов от транспортного налога, в Омской области есть потенциал увеличения его собираемости. Налоговая ставка является одним из ключевых рычагов, способствующих увеличению налоговых доходов бюджета любого уровня. В целях повышения собираемости транспортного налога целесообразно законодательно предусмотреть обязанность плательщика транспортного налога предъявлять справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате транспортного налога при регистрации, перерегистрации транспортных средств. Данное предложение обусловлено тем, что в общей сумме транспортного налога, подлежащего к уплате в бюджет доминирующая доля причитается на налог, взимаемый с физических лиц, при этом меры принудительного взыскания транспортного налога с физических лиц возможны только в судебном порядке.[9]
Действующая система транспортного налога имеет множество проблем, в том числе: нецелевое использование средств, полученных в виде налоговых платежей; отсутствие современной налоговой базы; региональные власти не сообщают о тенденциях использования средств транспортного налога; высокие налоговые ставки и отсутствие единой системы налогообложения для всех регионов.
Следует отметить, что, хотя налоги различаются в зависимости от объема двигателя, налоговые ставки, как правило, не учитывают уровень воздействия конкретного транспортного средства на национальную сеть дорог и окружающую среду.[10] На эту проблему указывают многие исследователи. В этом смысле имеет смысл ввести дифференцированную систему налогообложения.
Сегодня транспортный налог применяется к имуществу налогоплательщика, используемому или неиспользуемому. Этот налог рассчитывается на основе мощности двигателя и не учитывает возраст автомобиля, пробег или экологические характеристики.
Транспортный налог составляет относительно большую долю доходов бюджета, но характеризуется некоторыми проблемами со стороны налогового администрирования. Например, незаконченность правовых норм, непоследовательность во взаимодействии органов власти объясняет назначение транспортного налога и организацию процесса взимания. Поэтому проблема низкой собираемости налогов часто связана с недостоверной информацией от ГИБДД и бесхозяйственностью со стороны налоговых органов. Налогоплательщики часто вынуждены платить из-за просчета или вынуждены платить налоги с уже проданных автомобилей.
Таким образом, отсутствие актуальной информации от налоговых органов из-за неполного обмена информацией снижает доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Совершенствование системы налогообложения транспортных средств требует учета интересов страны, регионов, налогоплательщиков, социальных и экологических условий. Уплата налогов и сборов направлена на баланс выбросов и загрязняющих веществ, развитие дорожной сети, повышение уровня и качества общественного транспорта, создание здоровой и комфортной среды.
Библиографический список
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
- Идрисов Ш.А. От теории к практике налогового регулирования субъектов бизнеса // Финансовая экономика. 2019. №9. С.44-51.
- Каширина М.В., Ходова К.Р. Изменения регионального налогообложения, проблемы и пути совершенствования. // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №2. С. 302-306.
- Каргина А.В. Полинская М.В. Направление совершенствования транспортного налога в РФ // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. Пенза: “Наука и Просвещение”, 2017. С.95-97.
- Иманшапиева М.М. Транспортный налог: анализ механизма исчисления и взимания, направления по его совершенствованию на региональном уровне (по материалам Республики Дагестан) // Налоги и налогообложение. 2020. № 6. С. 47-65.
- Ломов Е.Е. Совершенствование исчисления транспортного налога в России для физических лиц // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки – 2018 г. – №6 (22).
- В 2020 году налогоплательщики Омской области пополнили консолидированный бюджет РФ на 204,6 млрд рублей // https://omsk.bezformata.com/listnews/byudzhet-rf-na-204-6-mlrd-rubley/90448495/(дата обращения: 02.04.2022).
- Транспортный налог в Омской области начислен на 744580 транспортных средств // https://omsk.bezformata.com/listnews/transportniy-nalog-v-omskoy-oblasti/96014886/ (дата обращения: 02.04.2022).
- Шукаева А. В. Транспортный налог: история становления и направления совершенствования // Colloquium-journal. 2020. №10 (62). С. 227-232.
- Бобкова Ю. Д., Кириллова В. А., Токарева А. А. Актуальные проблемы роли транспортного налога в бюджете Российской Федерации // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. С. 113-115.