В Республике Бурятия на основе рекомендаций Федерального института оценки качества образования была разработана региональная методика оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций. Показатели, определенные в методике, фиксировались в информационной карте руководителя школы. Была проведена оценка компетенций руководителя проводится в форме выполнения диагностической работы (тестирования) [1].
Результаты, полученные в ходе мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций, показали недостаточный уровень сформированности управленских компетенций директоров школ.
В связи с этим Министерством образования и науки Республики Бурятия был издан приказ № 725 от 03.06.2020г. «О проведении курсов повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республика Бурятия», в соответствии с которым специалистами научно-методического отдела Регионального центра обработки информации и оценки качества образования разработан ряд практико-ориентированных курсов повышения для устранения профессиональных дефицитов и повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций [2].
Одним из первых реализованных курсов повышения квалификации был курс «Управление ресурсами в современной школе», направленный на изучение особенностей управления ресурсами образовательной организации в условиях современного законодательства, социального заказа со стороны обучающихся и их родителей, а также современных запросов экономики и рынка труда.
На данный курс зарегистрировались 47 слушателей из 13 муниципальных образований республики.
Программа включала в себя 4 модуля:
1.Управление материально-техническими ресурсами образовательной организации в целях обеспечения эффективности образовательной деятельности и достижения образовательных результатов;
2.Управление финансовыми ресурсами образовательной организации в целях обеспечения эффективности образовательной деятельности и достижения образовательных результатов;
3. Сайт образовательной организации;
4.Управление кадровыми ресурсами образовательной организации в целях обеспечения эффективности образовательной деятельности и достижения образовательных результатов.
При изучении модуля 1 были рассмотрены вопросы, касающиеся оснащённости общеобразовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС общего образования; мониторинга выявления соответствия материально-технического, обеспечения образовательной организации требованиям ФГОС общего образования, нормативным документам и локальным нормативным актам образовательной организации; разработки программы материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации. В ходе модуля 1 слушатели программы разрабатывали чек-лист по проверке материальной базы и ресурсного обеспечения ОО для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также составляли программы материально-технического обеспечения деятельности общеобразовательной организации; используя SWOT-анализ, проводили анализ материально-технического и информационно-технического оснащения образовательного процесса в своей образовательной организации и определяли сильные и слабые стороны по данной позиции.
Модуль 2 включал в себя такие вопросы, как финансовые ресурсы образовательной организации; мониторинг выявления соответствия финансового обеспечения образовательной организации требованиям ФГОС общего образования, нормативным документам и локальным нормативным актам образовательной организации. Слушатели в качестве практической работы заполняли чек-лист «Как проверить что заработная плата работников не ниже МРОТ». В ходе обсуждения было выявлено, что в некоторых работах не указаны или ошибочно указаны учет премий, открытие работником больничного, оплата при отсутствии премирования при сравнении заработной платы и МРОТ.
При изучении модуля 3 был сделан акцент на том, что сайт образовательной организации является важнейшим информационным ресурсом современной школы. Для слушателей был подготовлен чек-лист «Что необходимо изменить на официальном сайте ОО в 2021г. (согласно Требованиям Рособрнадзора, Приказ № 831 от 14.08.2020г.)», который в дальнейшем был подробно разобран на завершающем занятии.
В ходе изучения модуля 4 было уделено внимание вопросам кадрового обеспечения образовательной организации; мониторинга выявления соответствия кадрового обеспечения образовательной организации требованиям ФГОС общего образования, нормативным документам и локальным нормативным актам образовательной организации, а также разработке программы кадрового обеспечения деятельности образовательной организации. В качестве практического задания в ходе групповой работы слушатели разрабатывали программу сетевого взаимодействия; положение о формировании управленческого резерва и работе с лицами, включенными в состав резерва; программу повышения квалификации для организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ; положение о порядке организации и проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности. В ходе обсуждения разработанных документов руководителем курса было рекомендовано пояснительную записку начинать с описания нормативно – правовой базы, на которую опирался автор-составитель при написании программы; на титульном листе указывать полное наименование образовательной организации; где, когда и кем утверждена программа; название программы; ФИО, должность автора(ов) программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы. Также при изучении сайтов образовательных организаций руководителем курсов было рекомендовано в одной образовательной организации титульные листы программ оформлять однообразно, соблюдая симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа.
На рисунке 1 приведены результаты выполнения заданий по модулям: процент слушателей от общего количества участников, получивших зачет или незачет по отдельным модулям, а также не явившихся на курсы.
Рисунок 1. Выполнение заданий по модулям, %
Как следует из рисунка 1 лучше всего участники справились с выполнением модуля 1 и хуже всего – с выполнением модуля 2. В ходе проведенного круглого стола был проведен анализ всех проблемных вопросов.
В целом руководителями программы повышения квалификации отмечено, что:
в образовательных организациях проводится работа по созданию условий для выполнения требований ФГОС начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и организации воспитательного процесса;
внедрение инноваций в образовательный процесс позволяет образовательной организации обновлять содержание образования и развивать внутреннюю среду организации, ориентируясь на удовлетворение запросов потребителей;
опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования учащимся школы в соответствии с запросами личности;
сформированная система школьного самоуправления, организованная работа органов государственно-общественного управления школой, работа общественных организаций являются основой для расширения социальной открытости школы для окружающего социума и создания системы эффективного управления школой;
необходимо продолжать работу по формированию позитивного имиджа, направленного на повышение конкурентоспособности образовательной организации.
Библиографический список
-
Чимитова Д.К. Организационно-технологическое и методическое сопровождение мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций / Д.К. Чимитова, А.Б. Дамбуева, С.Н. Атанов // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Механизмы управления качеством образования в контексте реализации региональной политики в сфере оценки качества образования: сборник материалов V межрегиональной научно-практической конференции. В 2 ч. Челябинск, 2020. С. 150–157.
-
Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия № 725 от 03.06.2020г. «О проведении курсов повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республика Бурятия» // Раздел «Научно-методическая работа», официальный сайт ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования» http://burinko.ru.