ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чимитова Джамиля Кимовна1, Дамбуева Альбина Борисовна2
1Региональный центр обработки информации и оценки качества образования, директор, доктор исторических наук, профессор
2Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, кандидат физико-математических наук, доцент

Аннотация
Одним из механизмов управления качеством образовательной деятельности является реализация системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций. Оценка компетенций руководителей образовательных организаций стала одной из составляющих региональной методики оценки эффективности руководителей образовательных организаций. На основе проведенной оценки были выявлены профессиональные дефициты и разработаны практико-ориентированные курсов повышения для их устранения и повышения квалификации. В статье представлена результаты реализации указанных курсов.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чимитова Д.К., Дамбуева А.Б. Повышение квалификации управленческих кадров в системе регионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/05/98385 (дата обращения: 23.04.2024).

В Республике Бурятия на основе рекомендаций Федерального института оценки качества образования была разработана региональная методика оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций. Показатели, определенные в методике, фиксировались в информационной карте руководителя школы. Была проведена оценка компетенций руководителя проводится в форме выполнения диагностической работы (тестирования) [1].

Результаты, полученные в ходе мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций, показали недостаточный уровень сформированности управленских компетенций директоров школ.

В связи с этим Министерством образования и науки Республики Бурятия был издан приказ № 725 от 03.06.2020г. «О проведении курсов повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республика Бурятия», в соответствии с которым специалистами научно-методического отдела Регионального центра обработки информации и оценки качества образования разработан ряд практико-ориентированных курсов повышения для устранения профессиональных дефицитов и повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций [2].

Одним из первых реализованных курсов повышения квалификации был курс «Управление ресурсами в современной школе», направленный на изучение особенностей управления ресурсами образовательной организации в условиях современного законодательства, социального заказа со стороны обучающихся и их родителей, а также современных запросов экономики и рынка труда.

На данный курс зарегистрировались 47 слушателей из 13 муниципальных образований республики.

Программа включала в себя 4 модуля:

1.Управление материально-техническими ресурсами образовательной организации в целях обеспечения эффективности образовательной деятельности и достижения образовательных результатов;

2.Управление финансовыми ресурсами образовательной организации в целях обеспечения эффективности образовательной деятельности и достижения образовательных результатов;

3. Сайт образовательной организации;

4.Управление кадровыми ресурсами образовательной организации в целях обеспечения эффективности образовательной деятельности и достижения образовательных результатов.

При изучении модуля 1 были рассмотрены вопросы, касающиеся оснащённости общеобразовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС общего образования; мониторинга выявления соответствия материально-технического, обеспечения образовательной организации требованиям ФГОС общего образования, нормативным документам и локальным нормативным актам образовательной организации; разработки программы материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации. В ходе модуля 1 слушатели программы разрабатывали чек-лист по проверке материальной базы и ресурсного обеспечения ОО для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также составляли программы материально-технического обеспечения деятельности общеобразовательной организации; используя SWOT-анализ, проводили анализ материально-технического и информационно-технического оснащения образовательного процесса в своей образовательной организации и определяли сильные и слабые стороны по данной позиции.

Модуль 2 включал в себя такие вопросы, как финансовые ресурсы образовательной организации; мониторинг выявления соответствия финансового обеспечения образовательной организации требованиям ФГОС общего образования, нормативным документам и локальным нормативным актам образовательной организации. Слушатели в качестве практической работы заполняли чек-лист «Как проверить что заработная плата работников не ниже МРОТ». В ходе обсуждения было выявлено, что в некоторых работах не указаны или ошибочно указаны учет премий, открытие работником больничного, оплата при отсутствии премирования при сравнении заработной платы и МРОТ.  

При изучении модуля 3 был сделан акцент на том, что сайт образовательной организации является важнейшим информационным ресурсом современной школы. Для слушателей был подготовлен чек-лист «Что необходимо изменить на официальном сайте ОО в 2021г. (согласно Требованиям Рособрнадзора, Приказ № 831 от 14.08.2020г.)», который в дальнейшем был подробно разобран на завершающем занятии.

В ходе изучения модуля 4 было уделено внимание вопросам кадрового обеспечения образовательной организации; мониторинга выявления соответствия кадрового обеспечения образовательной организации требованиям ФГОС общего образования, нормативным документам и локальным нормативным актам образовательной организации, а также разработке программы кадрового обеспечения деятельности образовательной организации. В качестве практического задания в ходе групповой работы слушатели разрабатывали программу сетевого взаимодействия; положение о формировании управленческого резерва и работе с лицами, включенными в состав резерва; программу повышения квалификации для организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ; положение о порядке организации и проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности. В ходе обсуждения разработанных документов руководителем курса было рекомендовано пояснительную записку начинать с описания нормативно – правовой базы, на которую опирался автор-составитель при написании программы; на титульном листе указывать полное наименование образовательной организации; где, когда и кем утверждена программа; название программы; ФИО, должность автора(ов) программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы. Также при изучении сайтов образовательных организаций руководителем курсов было рекомендовано в одной образовательной организации титульные листы программ оформлять однообразно, соблюдая симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа.

На рисунке 1 приведены результаты выполнения заданий по модулям: процент слушателей от общего количества участников, получивших зачет или незачет по отдельным модулям, а также не явившихся на курсы.

Рисунок 1. Выполнение заданий по модулям, %

Как следует из рисунка 1 лучше всего участники справились с выполнением модуля 1 и хуже всего – с выполнением модуля 2. В ходе проведенного круглого стола был проведен анализ всех проблемных вопросов.

В целом руководителями программы повышения квалификации отмечено, что:

в образовательных организациях проводится работа по созданию условий для выполнения требований ФГОС начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и организации воспитательного процесса;

внедрение инноваций в образовательный процесс позволяет образовательной организации обновлять содержание образования и развивать внутреннюю среду организации, ориентируясь на удовлетворение запросов потребителей;

опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования учащимся школы в соответствии с запросами личности;

сформированная система школьного самоуправления, организованная работа органов государственно-общественного управления школой, работа общественных организаций являются основой для расширения социальной открытости школы для окружающего социума и создания системы эффективного управления школой;

необходимо продолжать работу по формированию позитивного имиджа, направленного на повышение конкурентоспособности образовательной организации.


Библиографический список
  1. Чимитова Д.К. Организационно-технологическое и методическое сопровождение мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций / Д.К. Чимитова, А.Б. Дамбуева, С.Н. Атанов // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Механизмы управления качеством образования в контексте реализации региональной политики в сфере оценки качества образования: сборник материалов V межрегиональной научно-практической конференции. В 2 ч. Челябинск, 2020. С. 150–157.
  2. Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия № 725 от 03.06.2020г. «О проведении курсов повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республика Бурятия» // Раздел «Научно-методическая работа», официальный сайт ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования» http://burinko.ru.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дамбуева Альбина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация