ОБРАЗ ПТИЦ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ТУРКМЕН

Хоммыев Тойлы Бабагельдыевич
Туркменский государственный университет имени Махтумкули
старший преподаватель, кафедры истории Туркменистана Ашхабад, Туркменистан

Аннотация
Изучение социальных и духовных традиций туркменского народа, возникших в результате наблюдений за птицами, представляет особый интерес. В течение многих столетий появилось множество легенд об условиях жизни, о размножении и характерных особенностях пернатых. Испокон веков среди туркменского народа некоторые птицы считались благородными и поэтому убивать, прогонять, распугивать их, а также бросать в них камни приравнивалось к греху.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хоммыев Т.Б. Образ птиц в духовной жизни туркмен // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/05/98357 (дата обращения: 20.06.2024).

С древних времён животные имели огромное значение в жизни человека. На протяжении тысячелетий они служили важным источником жизни человека. Хотя они охотятся на птиц и других зверей, они остаются загадочными и умственно непостижимыми существами.

Интересны распространенные у туркмен народные поверья, связанные с птицами. В результате регулярных наблюдений за птицами в народной мудрости накопилось более широкое представление о них. Об условиях их жизни, размножения и особенностях сложилось много интересных легенд, сказок, притч, пословиц и поговорок. В них птицы по – разному изображаются: слабыми, умными, сострадательными, злобными, ворюгами. Остаётся открытым вопрос защиты и помощи птицам во всех видах народного творчества.

В знаменитом словаре «Диван лугат ат турк» Махмуда Кашгари приводит поговорку: «Если пойдешь охотиться на птицу, не забудь дома курицу». Туркменские охотники не стреляли по предводителю в стае птиц, так как за отсутствием предводителя они могли сбиться с намеченного курса. В общем, не охотились на птиц, которые находились в своих гнёздах, бродили парами, имели сломанные крылья, были ранены, ослаблены и промокли от дождя. Не стреляли птицу с белым-пребелым оперением. Верили, что если поразить такую птицу, то долгое время будешь промахиваться [1]. Грехом также считалось разрушить гнездо любой птицы, брать её яйца и птенцов.

Многовековые верования туркмен о птицах нашли отражение в источниках. Гулибеф де Блоквиль, который был в плену в Мерве, отмечал, что туркмены носят покрытые серебром орлиный коготь, чтобы защититься от сглаза и дурного языка [2, с.60].

Издавна туркмены считали голубя священной птицей и близким помощником. Он воплощается в поверьях как символ чистоты, доверия и неисчерпаемой силы. Вызывает большой интерес могила мангышлакского туркмена Чолук батыра который был похоронен в посёлке Ширгала около близ Мангышлака. Его надгробие с двумя голубями, украшенными цветными ракушками, сейчас считается редким экспонатом Актауского музея в Казахстане [3, с.303]. Арабский автор Усама ибн Мункиз пишет, что в XII веке для доставки почты использовались специально прирученные голуби. Кстати, в туркменском эпосе «Юсуф – Ахмед» говорится, что пять прирученных журавлей в доме Юсуф-бека доставляли письмо Гуласал Юсуфу и письмо Юсуфа Бозоглана. Есть в эпосе и строки: «Журавли Юсуф – бека, летите в землю Мосул, и перейдите поскорее гору и принесите весть» [4, с.95]. Во многих других письменных источниках описывается использование птиц в качестве доставки почты.

Некоторые из птиц считались благородными, и считалось грехом убивать их, прогонять, пугать и бросать в них камни. К ним относятся совы, жаворонки, удоды, ласточки, голуби и некоторые другие птицы [5, с.10]. В народе сохранились различные легенды о святости этих птиц.

Согласно туркменским преданиям, сова тоже считается умной птицей. Её представляли, как зажиточную женщину, которая почему-то превратилась в птицу. Увидев сидящую на дереве сову, люди пытались отпугнуть её со словами: «Богатая девушка» или «Богатый парень». Считалось дурным знаком, если сова пролетела над тобой или приснилась во сне. Сова молилась, чтобы за присест она смогла съесть столько, сколько за один год. Поэтому считалось, что она проживала всего один год [1]. У туркмен также используется «приветствие совы». Говорят, что любой, кто улыбается знакомым лицам и тепло приветствует их в настроении, приветствует их, как «приветствие совы».

В туркменских легендах часто упоминается о превращении людей в некоторых птиц. Согласно туркменским преданиям, горлица была матерью с сыном. Они согрешили и стали птицами. Поэтому считалось грехом есть мясо горлицы. Горлица-мать всегда скучала по своим детям-близнецам и звала их. Она звала их поесть, когда созревали плоды тутовника. Если прислушаться, то её пение гармонирует со словами: «Якуп – джан – Мерджен – джан (близнецы – Т.Х.), приходите, созрели плоды тутовника!» [1].

Однажды, когда Харун Рашид был на охоте, охотник за птицами принёс ему рябчика. Правитель ранее сказал, что никогда не видел птицу, поэтому приказал отпустить её, дабы она не погибла [6, с.45-46]. Сегодня рябчик – одна из птиц, обитающих в горных районах Туркменистана. Говорят, что рябчик может пострадать от своего же пения. Когда птичка чирикает, издаёт нечто подобное: «Шетдат (человеческое имя – Т.Х.), поймай меня!». Рябчик при чирикании закрыл глаза. Охотники воспользовались этим, и с лёгкостью поймали его [1].

Особое место в интересных рассказах туркмен о птицах занимают журавли. Туркменские старейшины объясняют причину удивительного полета журавлей: «Говорят, что когда журавль летит с севера на юг, то пролетает суточный путь за пять дней, а если наоборот, за полдня». Как поговаривают, журавль летит на север, когда произрастает мерендера крепкая, которая считается одним из самых ранних растений пустыни, излюбленной пищей журавлей. Ближе к зиме, они снова возвращаются в тёплые края. Потом его потомство неохотно летят вперед, не желая покидать родное гнездо. Журавль – мать и журавль – отец летят с обеих сторон своего потомства и должны летать клином, чтобы не дать им вернуться назад. Затем однодневный перелёт превращается в пятидневный, чтобы не выпускать журавлят. Это также объясняется тем, что летят клином. Когда появились ростки мерендеры крепкой и воздух прогревается, молодые журавли стремятся в прежнее место гнездования и преодолевают однодневный путь за полдня [1].

Интересные представления, связанные с воробьем, сохранились у туркмен. Воробей – слабая птица, они летают стайками. Он также часто повреждает виноград и злаки. И все же в народных легендах воробья любят. Считается, что если новорожденный ребенок не ложится спать ночью, то надо поднести к его уху воробья и сделать так, что он зачирикал, и тогда ребёнок расслабится и нормально заснет. Суп из воробья считался лекарством от недугов. Неспроста народная скороговорка гласит: «Ложка воробьиного супа излечит любого». Когда рана неизлечима, на неё накладывали тушу только что забитого воробья. Считали, что если не снимать такую повязку, пока она не высохнет, рана быстро заживет. В древние времена человек поймал воробья и хотел съесть его. Тогда воробей умолял человека: «О человек, не убивай меня! Во мне мясо с гулькин нос. Вы не будете удовлетворены этим. Ты лучше оставь меня в покое, и я дам тебе хороший совет». Человек сказал, что хочет сначала услышать совет, а потом отпустит его. Воробей сказал: «Думай, уразумей, глазам не верь, внешность обманчива». Мужчина согласился и выпустил воробья. «Зря ты меня отпустил, во мне находится золото размером с кулак. Тебе бы очень повезло, если бы смог заполучить его», — сказал воробей, когда взлетел повыше. Человек, напротив, хлопнул себя в грудь, вздохнув, что его обманул воробей. Тем временем воробей напомнил мужчине о данном совете, и призвал сосредоточиться на выяснении того, как золото размером с кулак поместилось бы в такое крошечное тельце. Потом воробей улетел. Пословица, вытекающая из этой легенды, имеет значение быть благомыслящим [1].

Несмотря на то, что сороки внешне прекрасны люди их ненавидят, а пауки страшны, люди все равно их любят. По одной из легенд, юноша, убегая от преследователей, поспешно спрятался в дупле дерева. В это время откуда-то появился длинноногий паук и стал закрывать своей паутиной дупло. Враги пытались найти юношу возле дупла, но из-за толстого слоя паутины они не сочли проверить его. В это время невесть откуда появляется сорока и начинает клевать тесьму халата спрятавшегося юноши, тем самым выдаёт его. Парень попадает в руки врагов. Из-за этой легенды люди негативно относятся к сорокам и проклиная их, пророчили им порождать потомство через рот. Когда поблизости раздавался голос сороки, люди прогоняли её, бросая в ней камень, произносили: «К добру, к добру!».

Предки туркмен связывали приход времен года с птицами. Это означало, что если будет виден удод, то холодной погоды больше не будет. Они готовились к весне. Горлица предвещала, что приближается жаркая погода. Если появлялась белая трясогузка, её считали вестником осени. В дверь зимы стучал ворон [1]. Как поговаривает население у среднего течения Мургаба, сезон названий трех птиц начинается в середине апреля. Первая из них длилась неделю и называлась «Буря удода». Именно в этот период начинает появляться удод. Вторая неделя называется «Ласточкина буря». В эту неделю идет дождь. Ласточкино гнездо сделано из глины, а не из сучьев и прутьев. Они считали, что дождь шел для того, чтобы ласточка свила гнездо для себя. Последний сезон дождей в начале мая называют «Бурей сизоворонки». Птица по имени сизоворонка начинает появляться и исчезает через неделю. Она не заходит во дворы возле жилищ, а обитает только на открытом поле. Птица не сидела на месте, прилетала и вскоре улетала. О её приходе знали по характерному пению. Проливные дожди на этой неделе также повреждали плоды недавно почковавшихся садов. Считалось, что если найти перо сизоворонки и выпить с него воду, то маленький ребенок вылечится от коклюша [1].

Туркмены знали, что змеи размножаются из яиц. Степные птицы – чернобрюхий рябок, дрофа, гнездятся под кустарниками. Их яйца доступны для змей. Считалось, что змея пожирала по нескольку их яиц, что раз в жизни птицы откладывают одно яйцо для змеи. «Для змеи», так говорят в многодетной семье о нездоровом ребёнке. По народным поверьям, если разбить яйца птиц, собранные после весны то на них видны отметины личинки змей.

Это была традиция раздавать пшеницу птицам во время сбора урожая зерна, и она существует и сегодня. Туркмены называли его «Хакгулла», то есть в чашу насыпают зерно и кладут на него кусочек кома – «Хыдыр кесек». «Хыдыр» считался покровителем пустынь, а также изобилия и достатка. Люди переходили на другую сторону гумна и высыпали в эту чашу зерно, чтобы им можно было накормить птиц [7, с.14].

В туркменской классической литературе такие мифический птицы, как хумай, багтгуши, бибилгоя, гарагуш, сымруг, анка упоминаются в связи с различными радостными и горестными событиями [8, с.36].

Сокровищница туркменской народной мудрости содержит интересные сведения о птицах. Изучение богатой фауны туркмен является неотъемлемой частью изучения этнографии туркменского народа. Природа туркменской земли уникально и есть еще много в ней немало неизученных вопросов. Данная статья является примером изучения многовекового культурного наследия туркменского народа.


Библиографический список
  1. Полевые записи автора (2017-2018 гг..).
  2. Генри де Блоквиль. Түркменлериңкиде есирликде. – А.: Алтын гушак, 1992.
  3. Демидов С. Растения и животные в легендах и верованиях туркмен. –Москва, 2020.
  4. Магрупы. Юсуп – Ахмет. – А.: Магарыф, 1995.
  5. Гельдыханов М. Туркменские традиционные обычаи по охране   окружающей среды // Памятники Туркменистана. – 1984. – № 2.
  6. Атдаев С. Экологические традиции туркменского народа // Экологическая культура и охрана окружающей среды. – 2014. – № 4.
  7. Оразов А. Народные традиции охраны природы туркмен // Верования,  обряды и обычаи туркмен. – А.: Ылым, 1992.
  8. Демидов С. Животные в легендах и верованиях туркмен (Этнографи –ческое мини – эссе) // Верования, обряды и обычаи туркмен. – А.: Ылым, 1992.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Образ птиц в духовной жизни туркмен”

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация