Успешная работа с детьми с заиканием важное место в логопедических занятиях занимают ритмические занятия. Их значение играет большую роль в речи детей с нарушением темпа и ритма устной речи, гораздо больше, чем у детей с другими речевыми расстройствами. Для детей с такими нарушениями создана специальная программа обучения детей с нарушениями темпа и ритма речи в дошкольном учреждении. Она направленна на то, чтобы формировались навыки использовать самостоятельную речь без запинок (С. А. Миронова). Кроме работы логопеда с детьми в программу включены музыкальные занятия по развитию музыкального слуха, умение воспроизвести звуковой ряд последовательных ритмов.
Систему ритмического воспитания основал музыкант – педагог Жак Далькоз. Он использовал данную методику для своих воспитанников для более продуктивного усвоения грамоты.
Александрова Н.Г. основал логоритмическую гимнастику в Росиии в 1915 году.
Логопедическая ритмика – является лечебной ритмикой является благотворно воздействующей на физическое и психическое состояние ребенка. Еще в раннем возрасте важно уделять внимание физическому воспитанию ребёнка, поэтому возникает необходимость создания в логопедических группах таких условий, которые обеспечат детям высокое физическое развитие. Логоритмика важна для детей с нарушениями речи и не только.
В работе с детьми по развитию движений условно можно выделить следующиетри формы:
1) Основные движения (благотворно влияют на всестороннее физическое развитие детей, укрепляют мышцы, улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы, обогащают двигательный опыт детей);
2) Общеразвивающие упражнения и игры (воздействуют на организм детей и дают и привыкнуть к точным и чётким движениям, выполняемых в определённом ритме и темпе, а иногда и с музыкальным сопровождением);
3) Подвижные игры (оказывают влияние на развитие инициативы, активности детей и являются наиболее эффективной формой работы по развитию движений).
Ребенок учится различать звуки музыкальных инструментов, определять направление, по которому доносится звук, находить разницу в силе, высоте и длительности звуков. Основной принцип системы музыкально-ритмического воспитания заключается в тесной связи движения с музыкой. Музыка в данном случае используется для создания особого метода, направленного на исправление разнообразных форм речевого расстройства. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не только музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющей сохранить при этом принцип ритмичности в движениях.
В двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. На занятиях музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, т.е. музыкальный ритм является организующим моментом. Содержание музыки, оттенки, темпе и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповым расстройством речи, корригирующими часто с беспорядочным беспокойным характером движения. Таким образом, влияние музыки в упражнениях может служить целям воспитания в широком смысле слова.
Логопедическая ритмика с детьми проводиться на специальных занятиях. Она может также входить элементами в логопедическое и воспитательское занятие. И в том и в другом случае формы ее разнообразны: отстучать определённый такт, изменить темп, характер или просто направление движения в зависимости от темпа или характера музыки, пения, мелодекламации, рассказывания стихотворений в сопровождении соответствующих движений, танцы, пляски, речевые игры. Основным материалом по развитию чувства ритма в движениях являются танцы, хороводы и игры. Разучивание элементов танца непременно надо сопровождать счётом. А ещё полезнее выбирать танцы со словами, они помогут лучше прочувствовать ритм и запомнить последовательность движений.
Устный материал на логоритмических занятиях благотворно влияет на введение приобретённых звуков в речь.
Важный фактор: привлечение родителей в образовательный процесс для того, чтобы они специально создавали условия, в которых бы ребенок двигался под музыку: маршировал, хлопал в ладоши, прыгал, пел. Логопед должен разъяснить родителям, как важно развивать чувства ритма у ребенка и значение условий воспитания в семье для эффективности логопедической работы.
Библиографический список
- Кононова, Наталья Григорьевна. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки: пособие для учителя-дефектолога/ . – Москва: Владос, 2008.- 319 с.: ил.- (Развитие и коррекция).- Библиогр.: с. 318-319.- ISBN 978-5-691-01595-3.
- Анищенкова, Елена Степановна. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов: [программа обучения в детском саду]/ . – Москва: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.- 61 с.- (Родничок).- Библиогр.: с. 63.- ISBN 978-5-17-039355-8 (АСТ).- ISBN 978-5-271-14553-7 (Астрель).- ISBN 978-5-226-02441-2 (ВКТ).
- Дьякова, Елена Александровна. Логопедический массаж: учебное пособие для пед. вузов по специальности “Логопедия”: доп. УМО вузов РФ/ . – Москва: Академия, 2010.- 96 с.: ил., фот.- (Высшее профессиональное образование).- Библиогр.: с. 93-94.- ISBN 978-5-7695-7602-7.