ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ержанова Фарида Жолжановна1, Изимова Роза2
1Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, магистрант
2Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, научный руководитель, кандидат медицинских наук, доцент

Аннотация
В этой статье рассмотрены дидактические принципы дистанционного обучения. Показано, что, рассматривая самостоятельную работу обучающегося как исходную составляющую процесса обучения, важно реализовать подход, положительно влияющий на качество дистанционного обучения. Выделены и определены виды дидактических методов. Показаны особо важные дидактические условия, предъявляемые к учебным материалам на основе совершенствования технологии дистанционного обучения.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ержанова Ф.Ж., Изимова Р. Дидактические принципы организации дистанционного образования // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/05/98120 (дата обращения: 03.12.2024).

За последние десять – пятнадцать лет происходят серьезные изменения в устройстве систем образования в Казахстане. При этом ведущую роль играет дистанционное образование, основанное на современных технологических достижениях. Одной из главных целей развития системы дистанционного образования во всем мире является создание условий для обучения и обучения обучающихся по любым учебным программам. Только так у нас появится возможность развивать новые перспективные дела. Великий педагог чешского народа Ян Амос Коменский (1592 – 1671), внесший особый вклад в становление педагогической науки как самостоятельного предмета из рамок философии, в своей научной работе «Великая дидактика» предложил точку зрения на то, что «школа должна быть «нравственной мастерской», воспитывающей в ребенке любовь, нравственные качества [1].

Дидактика-это отрасль, которая постоянно развивается и процветает. Соответственно, без углубленного изучения образования и обучения, совершенствования науки, выполнения жизненных требований и выхода за пределы времени невозможно. Правда в том, что этот принцип царит и в нашем обществе, становясь высокой позицией нашего образа жизни. В этой связи, если мы изучим систему дистанционного обучения в системе образования страны нового формата работы: для чего мы обучаем дистанционно (цель обучения и образования)?, кого обучаем?, как мы организуем дистанционное обучение?, какие инструменты необходимы для дистанционного обучения (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактические программы и т. д.), Как отслеживать и оценивать результаты дистанционного обучения? – в рамках вопросов можно систематизировать возможности дидактики нового формата. Цель дистанционного обучения в области образования: повышение образовательного уровня обучающихся и обучающихся путем создания единой информационной системы образования.

Дистанционное обучение-это процесс получения знаний, умений и навыков. Систему дистанционного обучения можно рассматривать как набор из трех компонентов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких компонентов. Это: дидактические, технологические и обеспечивающие системы.

3 современных распространенных типа дистанционного обучения: онлайн/ синхронный/, оффлайн / асинхронный / и вебинар;

Онлайн обучение-организация обучения посредством просмотра экрана преподавателя с помощью интернет-ресурса;

Оффлайн обучение – обмен информацией между преподавателем и обучающимся с помощью интернет-ресурса/электронная почта/;

Вебинар-проведение семинаров и тренингов с помощью сети интернет [2];

Как организовать систему дистанционного образования в последние годы, в чем смысл педагогической преемственности в интеграции многовековых традиционных дидактических принципов обучения/учебного процесса с информационными технологиями, – сформулированы исследования отечественных и зарубежных ученых и специалистов – инноваторов с передовым опытом. В Казахстане Нургалиева Г.К., Кунанбаева С.С., Баймуханов Б.Б., Медеуов Е.У., М. Жусибалиева Е. Ы., Бидайбеков Т. О., Балыкбаев В. В., Гриншкун Е.А., Набиев Ж.К., Нурбеков А.Т., Шкиликова С.С., Усенов Г.Б., Ахметова А.И., Тажигулова Ж.М., и зарубежные ученые Дейкстра П., Деннинг Д., Коплинс Д., Кнут С., Пейперт Б., Хантер И. В., Вострокнутов С. Г., Григорьев В. П., Демкин С. А., Жданов А. Ю., Кравцова Г. А., Краснова В. В., Лукин Е. С., Полат И. В., Роберт И.Н., Скопин О. Г., Смолянинова А., Значительный вклад в развитие системы дистанционного образования внесли ученые Тихонов Н., Трубина И. И., Щенников С. А. и др. Эти исследователи, опираясь на научные концептуальные основы, доказали, что применение интерактивных методов и приемов обучения в системе дистанционного образования будет эффективным, определили дидактические принципы системы дистанционного образования [3].

В этой связи уместно отметить, что, рассматривая самостоятельную работу обучающегося как исходную составляющую процесса обучения, важно реализовать подход, положительно влияющий на качество дистанционного обучения. В работах вышеуказанных исследователей изучены общие принципы системы дистанционного обучения, классифицированные на 10 видов. Это: гуманизация в дистанционном обучении, приоритетность педагогического подхода при проектировании дистанционного образовательного процесса, применение новых педагогических целесообразных информационных технологий, обеспечение безопасности распространяемой информации, актуализация начальной ступени уровня образования, идентификация технологий обучения, рациональная организация обучения, принципы, не противоречащие и не противоречащие применимым формам образования к системе дистанционного обучения – да, – ответил он. В этой связи целесообразно выделить компоненты, изучаемые учением дидактики в дистанционном обучении.

Цель дистанционного обучения-овладение обучающимися системой знаний и умений, формируемой в соответствии с государственным заказом.

Содержание обучения-педагогическая модель социального спроса. Реализация процесса, методов и форм организации обучения определяется его содержанием.

Объект обучения: обучающиеся, слушатели. Традиционная форма обучения слушателей дистанционного обучения отличительная черта обучающихся-умение работать самостоятельно, умение работать с компьютером и навыками работы с телекоммуникационными средствами связи.

Субъект обучения: консультант-преподаватель, знание основ информатики и телекоммуникаций.

Методы обучения: в общей сложности состоит из 5 дидактических традиционных методов обучения. Это: информационно-регулятивные, репродуктивные (регуляция громкоговорителя), проблемное изложение, теоретические исследования, логические подходы.  Использование интерактивных методов в системе дистанционного образования в настоящее время является основой обучения взаимодействию обучающего и обучающего и создает условия для такого общения (inter – промежуточный, множественный, action – деятельностный). Основной проблемой в обучении является познавательная работа обучающихся. Методы обучения обеспечивают знание наиболее очевидных фактов, сближают теорию и практику. В то время как основной функцией методов обучения является обучение, стимулирование, развитие, воспитание, организация, подходы помогают реализовать эти методы [4]. Точнее, подход-это небольшая деталь метода обучения. Методы обучения способствуют улучшению мышления , внимания, памяти, восприятия, воображения, решению проблемных ситуаций, влиянию метода на чувства обучающихся, правильному взаимодействию между отдельными обучающимися. Интерактивные подходы, применяемые в организации обучения/учебного процесса в системе дистанционного образования, в зависимости от содержательных особенностей можно классифицировать методологически следующим образом: ценностно-ориентированный подход – предполагает создание предпосылок для самореализации личности.

Ценности среднего образования: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Личностно-ориентированный подход-ориентирован на развитие интеллекта, гражданской ответственности, духовных и творческих способностей обучающегося.

Системно-деятельностный подход-направлен на самообразование обучающегося в учебно-воспитательном процессе.

Коммуникативный подход-способствует формированию языковых навыков через чтение, говорение, письмо, аудирование.

Исследовательский подход-формирует у обучающихся навыки исследовательской деятельности и познавательные интересы.

Интегративный подход-позволяет добиться функциональности встроенных знаний из различных предметных областей.

Повышает познавательную активность в процессе обучения и обучения посредством исследовательской, частично исследовательской деятельности. Далее остановимся на педагогических технологиях организации дистанционного обучения.

Эффективность Кейс-технолога заключается в сборе текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов при организации традиционных и дистанционных консультаций преподавателями-тьюторами и направлении их для самостоятельного освоения пользователями. В портфолио дидактических материалов для реализации Кейс-технологии накапливаются: методические указания, учебные пособия и глоссарий, рабочая тетрадь с учебным планом, программами, справочные, учебно-познавательные, аудио, видео материалы, контрольные и экзаменационные материалы.

Важность сетевых технологий заключается в обеспечении оснащенности учебно-методическими средствами интерактивного взаимодействия между обучающимися и преподавателями и администрацией;

Модели дистанционного обучения: популярные в педагогической практике формы обучения: лекции, семинары, лабораторные работы, контрольные работы, экзамены и т.д. дистанционные лекции, в отличие от традиционных аудиторных занятий, исключают очное общение с преподавателем.

Однако есть и несколько плюсов. Для записи лекций используются аудио-и видео-кассеты, CD-ROM диски и др. Использование новых информационных технологий (гипертекст, мультимедиа, ГИС-технологии и т.д.) дает лекции в наглядной и содержательной форме. Такие лекции можно читать в любое время, на любом расстоянии.


Библиографический список
  1. «Великая дидактика» Коменский Я.А. и др. Педагогическое наследие сост. Кларин В.М., Джуринский А.Н. – М.: Педагогика, 1989.
  2. Государственная программа образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010 год.
  3. Официальный сайт Центра педагогического мастерства. https://www.cpm.kz/kz/
  4. Методика организации повышения квалификации педагогов в условиях внедрения системы электронного обучения в организациях образования Ахметова Г.Ж., Караев Ж.А., Мухаметжанова С.Т. Алматы, АО «НЦПК “Өрлеу” 2013г.
  5. Сборник научных статей IV Международного форума информатизации образования в Казахстане и странах СНГ (с. 18-19.  С. 38-39. Страница 118-119.   460-461


Все статьи автора «Ержанова Фарида Жолжановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: