В настоящее время одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства является помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья. Одним из направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является социально – педагогическое сопровождение.
Именно в рамках данного направления идет поиск и реализация эффективных путей социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как они составляют особую социальную группу, испытывая значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности в силу имеющихся особенностей.[1]
В ГБПОУ «Березниковский техникум профессиональных технологий» данное направление работы – социально – педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, является одним из приоритетных. Техникум является участником программы «доступная среда». Согласно требованиям данной программы, техникум в своей деятельности, по оказанию образовательных услуг лицам с ОВЗ руководствуется следующими нормативными документами: Федеральный закон от 3 мая 2012г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Федеральный закон от 24.10.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами».
Задачи, которые стоят перед педагогическим коллективом образовательной организации в работе с обучающимися с ОВЗ, это: успешная социализация и социальная адаптация данных обучающихся; формирование у них осознанного желания в саморазвитии, самостоятельности, социальной активности. [2]
Для успешного социально – педагогического сопровождения детей с ОВЗ в техникуме работают 17 квалифицированных педагогов, социальный педагог, педагог-психолог.
В ходе многолетней работы педагогическим коллективом техникума выстроена достаточно результативная система работы с лицами с ОВЗ.
Так, в техникуме создана образовательная среда, включающая в себя адаптационные образовательные программы, программы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ. Имеется необходимая материальная база для обучения детей данной категории. Выстроена система воспитательной работы, включающая мероприятия по профилактике дезадаптивного поведения, привлечение к коллективной деятельности, к занятию спортом, к студенческому самоуправлению и волонтерству, и другое. Педагогический коллектив считает самым главным приоритетом в работе с такими детьми индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка.
Работа ведется по следующим направлениям:
Изучение жизни обучающегося, его взаимоотношений в семье, с преподавателями, с группой.
Помощь в адаптации к новой социальной роли «студент», к новому месту и новому студенческому коллективу, к учебной деятельности.
Содействие в участии во внеурочной жизнедеятельности техникума, в объединениях дополнительного образования.
Организация взаимодействия с семьей обучающегося с ОВЗ.[3]
Главной задачей воспитательной работы со студентами с ОВЗ является реализация индивидуальных и творческих интересов личности, активизация самостоятельности студентов с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе, формирование устойчивого интереса к выбранной профессии.
Благодаря слаженной работе педагогического коллектива по социально – педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, успешно проходит их социальная адаптация в техникуме, они принимают активное участие во всех мероприятиях, которые проводятся в техникуме, в олимпиадах, профессиональных и творческих конкурсах, художественной самодеятельности. Все это способствует их социализации, успешному освоению образовательной программы выбранного профиля обучения, последующему трудоустройству по специальности.
Библиографический список
- Айбазова М.Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья / М.Ю. Айбазова, К.Ю. Лавринец.-(Педагогика) // Вестник Университета Российской Академии Образования.-2011.-№1.-С. 144-148.
- Зырянова С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С.И. Зырянова // Дефектология.-2015.-№6.-С.43-54.
- Кобзарева И.И. Психологическое сопровождение, как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения / И.И. Кобзарева // Наука. Инновации. Технологии.-2016.-№4. – С.95-101.
- Нагорная Г.А. Методологические и технологические основы психолого – педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпокаленческого перехода / Г.А. Нагорная // Известия Академии педагогических и социальных наук.-2014.-№2.-С.169-173.