ПОТЕНЦИАЛ СУББОТНИКОВ КАК ЭЛЕМЕНТА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Гордиенко Георгий Сергеевич
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы

Аннотация
В предлагаемой статье рассмотрено понятие субботника как специфического корпоративного мероприятия с точки зрения его возникновения, места, а также потенциала в современной организации. Проведен системно-содержательный анализ мероприятия, определены основные цели, задачи, специфика и план его организации в контексте деятельности компании.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордиенко Г.С. Потенциал субботников как элемента корпоративной культуры современной организации // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/04/98028 (дата обращения: 19.06.2024).

Традиция выходить на субботники зародилась в 1919 году трудовым коллективом одного из московских депо [1, с. 115]. Родоначальником этих мероприятий считается В.И. Ленин, впервые упомянувший о них в «Великом почине» и выделивший субботники в «особый современный тип общественного труда на основе свободной и сознательной дисциплины» [2, с. 160]. Тогда массовые мероприятия преследовали цели обеспечения государству поддержки со стороны населения, говоря современным языком, лояльности народа к государству. Исходя из названия, становится понятным, что данное мероприятие, как правило, проводилось по субботам.

В СССР под субботниками понималась форма добровольной бесплатной работы советских граждан, характеризующая их коммунистическое отношение к труду [3, с. 130]. На начальных этапах субботники считались добровольными, но со временем приобрели характер добровольно-принудительных и отошли от изначальной траектории, заданной основоположником данной традиции. Однако однозначно известно, что нельзя стимулировать работу сотрудника исключительно материальными ресурсами, равно как и нельзя заставить сотрудника добросовестно выполнять свой труд посредством одних лишь распоряжений и приказов руководства. Деструктивными будут последствия перехода от позиции мотивирования труда к принуждению проявления лояльности [4, с. 32].

На современном этапе уже в контексте трудовых взаимоотношений субботник по сущности представляет собой организационное мероприятие по комплексному благоустройству рабочего пространства, а в некоторых случаях и территорий, закрепленных за организацией.

В цивилизованном обществе такие проекты организуются в первую очередь с целью сплочения коллектива. Достигается это посредством совместной полезной деятельности, не связанной с рабочим процессом. Субботник помогает привести в порядок рабочее пространство: убрать все лишнее, ненужное – то, что захламляет рабочее место и может отвлекать при решении повседневных задач. Уборка территории как одна из форм проведения субботника считается пережитком прошлого, но тоже имеет место в некоторых организациях.

Стоит отметить, что мы придерживаемся позитивной телеологической парадигмы и субботник, по нашему мнению, обязан преследовать какую-либо полезную для работников цель и никак не может относиться к так называемой категории мероприятий «для галочки», рассматриваться сугубо с формальной стороны деятельности организации [5, с. 30].  Любая компания, которая следит за своим брендом и, в том числе HR-брендом (их репутацией) вынуждена подстраиваться к социальным и экономическим изменениям, а равно гибко реагировать на вызовы собственными изменениями и уходить от устоявшейся политики создавать мероприятия для мероприятий, а не для каких-то конкретных, позитивно направленных целей [6, с. 39].

Часто наблюдается тенденция, даже среди крупного бизнеса, когда особая роль отводится теме корпоративных социальных мероприятий [7, с. 4].  Бюджет на такие инициативы выделяется достаточно охотно, зачастую руководители организаций идут на разного рода уступки с целью проведения таких мероприятий, но подобная гибкость за редким исключением наблюдается в случае с внутрикорпоративными инициативами, направленными, к примеру, на сплочение коллектива, повышение лояльности сотрудников и так далее.

Субботники относятся к своего рода церемониям, которые являются одним из ключевых элементов корпоративной культуры [8, с. 48]. Сама по себе корпоративная культура является сильным стратегическим инструментом современной организации и дает возможность направлять сотрудников организации на общие цели и задачи, привлекать их к инициативности, а также облегчать общение между подразделениями [9, с. 58]. Исследователь Перелыгина И.А. освещает феномен корпоративной идентичности в его неотъемлемой связке с корпоративными ценностями организации [10, с. 157]. Важно понимать и то, что от фирменного стиля, традиций, ритуалов, ценностных ориентиров, их принятия и понимания всеми сотрудниками организации, зависит не только корпоративная культура, но и дальнейшее развитие предприятия в целом [11, с. 66].

Одной из главных задач субботника однозначно видится сплочение коллектива, поэтому крайне нецелесообразно его проведение без учета мнения самих сотрудников, их желаний, предпочтений и предложений по его организации. Если не учитывать обратной связи от сотрудников по проводимым мероприятиям, это может в конечном итоге привести к потере интереса к корпоративной жизни организации и лояльности сотрудников [12, с. 46].

Для того, чтобы соблюсти традиционное проведение мероприятия в субботний день, достаточно заранее запланировать его на приходящийся субботний рабочий день согласно производственному календарю, к примеру, в 2022 году на этот день приходилось 5 марта (сокращенный рабочий день).

В свою очередь, не в каждом году на какую-либо субботу приходится рабочий день, да и в целом может сложиться необходимость в неоднократном проведении мероприятия в пределах одного и того же года. В связи с этим, видится некоторая необходимость в уходе от устоявшегося названия «субботник» на нечто более нейтральное, к примеру, «чистый стол» или «чистый марафон», не привязанные к конкретному дню недели.

Организации любого мероприятия всегда предшествует составление понятного и конкретного плана предстоящих работ, ведь осознанная постановка стратегических целей и продуманная тактика действий представляют собой современный подход к организации корпоративных мероприятий [13, с. 276].

Понимание потенциального фронта работ позволяет перейти к проработке форм реализации мероприятия.

В зависимости от разработанного плана мероприятие может быть проведено:

- по количеству вовлеченного персонала: с привлечением одного, нескольких сотрудников либо всего отдела;

- по форме занятости: в рабочее или во внерабочее время;

- по продолжительности выполнения задач: за один день или в течение нескольких;

- по зонам ответственности: в индивидуальной или групповой формах.

К мероприятию могут быть привлечены как отдельные сотрудники, их группы, так и весь штат. Не каждая организация может себе позволить разом отвлечь всех сотрудников в рабочее время на подобного рода мероприятия, но и не каждая задача требует привлечения всего имеющегося штата.

Любое мероприятие, не выходящее за рамки рабочего времени однозначно будет встречено сотрудниками более лояльно, чем во внерабочее время, поскольку не требует от сотрудников корректировки своих личных планов. Вместе с этим, привлечение работников во внерабочее время должно сопровождаться не только их письменным согласием, но и оплачиваться. Бесплатное участие сотрудников в таких мероприятиях видится лишь тогда, когда коллектив сам изъявил желание организовать мероприятие, а бюджет на него выделить, по тем или иным причинам не удалось.  В таком случае перед сотрудниками уже встает вопрос их добровольного желания участвовать на безвозмездной основе. Со своей стороны, руководство организации в таком случае должно выступить в качестве одобряющей позитивно направленные инициативы сотрудников платформы.

Многие задачи выполняются за один рабочий день. Если же это невозможно, возникает необходимость в пролонгации периода работ. Важно еще на подготовительном этапе провести анализ планируемых задач и определить, сколько потребуется времени на их исполнение. Соблюдение баланса в этом вопросе исключит срыв выполнения задач, необходимость в дополнительных согласованиях и перегрузку вовлеченных в процесс сотрудников, особенно, если речь идет о сверхурочной работе.

Выполнение плана может быть реализовано посредством разделения на индивидуальные или групповые зоны ответственности. В первом случае каждый сотрудник будет чувствовать свой вклад в общее дело, а в другом – может быть достигнута сплоченность сотрудников посредством группового решения поставленных задач. Возможен и вариант использования гибридной схемы, когда гибко сочетаются индивидуальная и групповая формы ответственности.

Полноценный план, учитывающий все вышеперечисленные особенности позволяет перейти к его практической реализации, по итогам которой обязательно проводится анонимная обратная связь, с использованием общедоступных, неотслеживаемых инструментов опросов (к примеру, гугл-анкета). По итогам обратной связи делаются управленческие выводы об эффективности проведенного мероприятия, желании коллектива в становлении такого мероприятия традиционным.  Наравне с этим сотрудники могут передать исчерпывающую информацию, позволяющую сделать работу над ошибками и лучше, более продуктивно реализовать мероприятие в будущем.

Таким образом, сейчас любая компания при организации каких-либо корпоративных мероприятий должна учитывать цели, ценности и приоритеты современного трудового коллектива. Субботник и без изменения названия может выступить как фактор улучшения климата в коллективе, психологической разгрузки работников и органично влиться в существующую корпоративную культуру организации, придав ей новую, лучшую форму. Но вместе с тем, отсутствие аналитики, предварительного планирования, согласования всех важных аспектов данного мероприятия и эффективной обратной связи может выразиться в уклонении сотрудников от участия в таких мероприятиях либо их вклад будет носить лишь формальный характер.


Библиографический список
  1. Пискунов М.О., Раков Т.Н. КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД? СУББОТНИК МЕЖДУ ПОЗДНЕСОВЕТСКИМ РИТУАЛОМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №6 (69).
  2. Оборский Евгений Юрьевич Становление системы советских массовых праздников в 1920-е гг. (на материалах Ставрополья) // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. №1.
  3. Плещенко В.И. Реактуализация феноменов СССР в условиях перехода к Индустрии 4. 0 // ЭВР. 2018. №1 (55).
  4. Пискунов Михаил Олегович, Раков Тимофей Николаевич ПОЗДНЕСОВЕТСКИЕ СУББОТНИКИ: ОТ ПРОДУКТИВИСТСКОЙ УТОПИИ К РИТУАЛАМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. №73.
  5. Смирнова Т.В. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Экономика. Социология. Право. 2021. №1 (21).
  6. Прохоров Андрей Васильевич Корпоративная культура как основа формирования конкурентоспособного бренда // Социально-экономические явления и процессы. 2019. №2 (106).
  7. Зильберштейн Олег Борухович, Шкляр Татьяна Львовна, Ершова Наталья Анатольевна, Руцкий Евгений Игоревич Формы корпоративной социальной ответственности // Вестник евразийской науки. 2016. №6 (37).
  8. Марченко О. В. Значение корпоративной культуры в организации // Вестник УлГТУ. 2018. №4 (84).
  9. Гримашевич О.Н., Жданов С.А. Формирование корпоративной культуры предприятий в современных российских условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. №3 (72).
  10. И.А. Перелыгина ОСОЗНАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПТА КОРПОРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ // МНКО. 2021. №3 (88).
  11. Е. Ю. Душарина Основные элементы корпоративной культуры // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №3-1.
  12. Волкова Анна Андреевна КОРПОРАТИВНЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА // Меди@льманах. 2018. №3 (86).
  13. Никитина Б. А. Современные субботники как социальный конструкт // Вестник СамГУ. 2013. №8.2 (109).


Все статьи автора «Гордиенко Георгий Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация