Во время великого переселения народов V — VII веков славянские племена расселились по территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова, до Волги и Днепра. В дальнейшем славянские народы все более отдалялись друг от друга, тем самым образовав три современные ветви. Западные — поляки, словаки и чехи, восточные — это белорусы, русские, украинцы и южные — сербы, болгары, боснийцы македонцы, словенцы, хорваты. В дальнейшем, не смотря на разделение славян, их мифология и культура сохранила большое количество общих черт.
Самый густонаселенной подгруппой славян является восточнославянская ветвь, которая в средние века составляющая население Киевской Руси. Главными божествами пантеона богов восточных славян вялились бог-громовержец Перун, стоящий на защите людей от темных сил из иных миров, и «скотий бог» Волос (Велес). Считалось, что Перун — бог княжеской дружины, Велес — всей остальной Руси. Единственным женским персонажем владимирского пантеона являлась Мокошь, она была связана с характерными женскими занятиями и, первоначально, олицетворяла стихию земли — «Мать сыру землю». К другим богам восточнославянского пантеона относят Стрибога — предположительно был связан со стихией ветра, Дажьбога— Бога солнца, а также Сварога – повелителя огня.
Славянский бестиарий, помимо существ имеющих божественный статус, насчитывает огромное количеств представителей низшей мифологии. Так одним из самых известных представителей славянской нечисти является Баба-яга, которая обладает такими неотъемлемыми атрибутами, как способность к колдовству, обитание на границы леса в избушке на курьих ножках, а также ступа и метла. Этот фольклорный персонаж также имеет свой аналог в мифологии южных славян. В славянских мифах важное место занимает образ лесных духов, как добрых- так и злых. У восточных славян-это Леший. В рассказах леший предстаёт в виде духа хозяина леса, имеющего вид растительного, животного или антропоморфного существа.
Не менее важно место в низшей мифологии занимает образ мифического покровителя домашнего очага. У восточнославянских народов считалось, что Домовым после смерти становится самый старший в роду. Эти существа обычно были представлены в виде длиннобородых старичков, часто чем-то напоминающих лохматых зверьков, которые отличаются любовью к чистоте и порядку. Образы получеловека – полуволка, и вампира также нашли свое отражение в славянской мифологии Волколак – в славянской мифологии человек-оборотень, который на определённое время принимает образ волка. Мотив превращения человека в волка лучше всех сохранился в фольклоре польских славян. Также в славянской мифологии распространён образ медведя-оборотня.
Западные славяне отделились от общеславянской группы примерно в 7 веке, позже, в 8-9 веках, образовав свои независимые государства, на территории простирающейся от севера Балтийского моря до Карпат. Наиболее подробными и разнообразными являются сведения о богах балтийских славян. Существует мнение, что боги северо-западных славян, населяющих Балтику, не были объединены в отдельный пантеон, так как отдельные божества в основным связаны с какими-либо локальными культами. Одними из самых известных богов являются – Свентовит «бог богов», Триглав, которого также называли «высшим богом», а также Радгост. Все они так или иначе были связаны с гаданиями и военной функцией. Не менее разрозненными являются и сведения о богах чешских и словацких славян. Возможно, в пантеоне вышеуказанных народов имелись персонажи, являющиеся аналогами Перуна и Велеса. Если же говорить о мифологи польских славян, то единственные о пантеоне богов является хроника польского историка Яна Длугоша, написанная в XV веке, которая однако находит свои корни в римской мифологии и отчасти является авторским вымыслом, хотя Nya — Плутон, возможно аналог славянского «навь», «смерть».
Низшая мифология занимает столь же немаловажное место в фольклоре западных славян. Например нечистая сила имеющие название Бескуд —разновидность вампира в фольклоре Польше, Чехии и Словакии. Оборотней же в западно-славянской (в особенности литовской) мифологии называют Вилктаками. Также, в мифологии западных важное место занимает образ огромного змея. Так, в литовском фольклоре таким существом является Айтварас – дух имеющий вид огненного змея, приносящий семейству либо богатство, либо горе в случае обиды. Если говорить об образе хранителя домашнего очага, то его внешний вид у западных славян мало отличается от восточных, однако на западе, так называемые домовые чаще вредили людям. Например, Коцмолух – персонаж фольклора юго-востока, вредный домашний дух, ночами высасывающий молоко у коров. Западнославянская мифология также имеет аналог Лешего, который предстает в виде лесного духа Гейкалека (персонаж чешской мифологии), который окликал эхом путников, тем самым сбивая их с пути.
Местом расселения южных славян стал Балканский полуостров и часть восточных Альп, и в настоящие время южные славяне географически отделены о восточных и западных чёрным морем. Данных о южнославянской высшей мифологии чрезвычайно мало, так как эти народы раньше всех приняли христианство и попали под влияние византийской культуры, почти полностью утратив сведения о пантеоне языческих богов. Однако среди сказок словенского народа имеется история о колдунье Мокошки, что говорит о том, что Мокошь некогда была известна южным славянам, то же самое можно отнести к царю Дабогу, имя которого предположительно связано с Дажьбогом.
В Сербии, Черногории и Хорватии имеется свой аналог Бабы –Яги - зовётся Баба Рога (то есть Рогатой бабой). Ее изображают горбатую, уродливую старуху с рогом на голове и железными зубами, которая живет в темных пещерах. По сравнению с западными и восточными ветвями славян, образ вампира в мифологии южнославянских народов занимает весьма значимое место. К примеру Бруколак — разновидность вампира, встречающаяся в Молдавии, Трансильвании и Валахии, Дхампир – в Сербии и Плътник в Болгарии. Как и в западнославянском фольклоре у южных славян есть представление о мифическом змее. Таким существом является Хала- двенадцатихвостый, шестикрылый, трёхглавый дракон.
Таким образом мифология всех трех славянских ветвей имеет множество общих черт, которые сформировали свои самобытные различия в зависимости от места расселения и дальнейшего влияния исторических особенностей и неязыческих религий. Отождествление сил природы с божественным происхождением, связь с миром мертвых и наличие некоторых схожих устойчивых образов – все это составляет схожесть в фольклоре древних славян.
Библиографический список
- Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. — СПб., 1914
- Славянская мифология / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988.
- Прибалтики по данным «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского // «Советская этнография». — 1948. — № 4.
- Виноградова Л. Н., Толстая С. М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. — М. : Наука, 1994.