ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ В ПОЛОСЕ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Платонова Марина Алексеевна1, Сафонова Наталия Михайловна2
1Воронежский институт высоких технологий
2ВУНЦ ВВС ВВА им. Ю.А. Гагарина и Н.Е. Жуковского

Аннотация
Работы по удалению нежелательной растительности в полосах отвода железных дорог нередко сопровождаются предварительно выполняемым обследованием произрастающей нежелательной растительности. В статье рассматриваются достоинства и недостатки действующей методики обследования, формулируется вывод о необходимости ее доработки.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Платонова М.А., Сафонова Н.М. Особенности существующей методики обследования растительности в полосе отвода железных дорог // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97938 (дата обращения: 14.03.2024).

В настоящее время в рамках периодически выполняемых работ по содержанию в надлежащем порядке, определяемом рядом нормативных документов, полос отвода железных дорог продолжает оставаться актуальным вопрос повышения эффективности удаления с их территорий нежелательной (древесно-кустарниковой и травянистой) растительности (рис. 1). Указанные работы выполняются с определённой периодичностью [5, 7, 8], определяемой как условиями произрастания указанной растительности, так и породным её составом, при этом для воздействия на нежелательную растительность привлекаются как силы Дирекции инфраструктуры железных дорог, так и подрядные организации на правах аутсорсинга [4].

В соответствии с [2] в пределах полосы отвода железной дороги необходимо осуществить вырубку кустарника и покос травяной растительности для исключения ухудшения видимости сигнальных и путевых знаков, а также светофоров. Кроме того, в пределах полосы отвода железной дороги должна быть убрана сухостойная растительность, а также спилена древесно-кустарниковая растительность, угрожающая своим падением на железнодорожный путь, а также линии связи и линии электроснабжения.

Также полоса отвода должна быть очищена от валежника и образующихся при выполнении работ порубочных остатков, а также старогодных материалов и таких возможных отходов производства, как шпалы, элементы скреплений и т.п., при этом указанные материалы должны вывозиться с полосы отвода.

 

Рисунок 1. Удаление растительности с привлечением работников
Дирекции инфраструктуры

Особенностями выполняемых работ является то, что перед их проведением желательно осуществить обследование предполагаемого к очистке участка полосы отвода на предмет наличия нежелательной растительности, при этом целью указанного обследования является выявление характеристик данной растительности для предварительного обоснования технологической схемы (метода и средств) ее удаления.

К настоящему времени разработано несколько методов обследования участков поверхности [1], на которых возможно произрастание желательной (или – нежелательной) растительности, при этом к одним из традиционных (хотя – и несколько трудозатратных) методов [3, 6] относится метод таксационного обследования.

Сущность указанного метода заключается в том, что на участке, заросшем растительностью (в данном случае – в полосе отвода железной дороги, рис. 2), выполняется определение ряда характеристик указанной растительности, при этом такое определение нередко сопровождается вычислением статистических параметров полученного распределения данных.

В соответствии с действующей в настоящее время Инструкцией по текущему содержанию земельных участков полосы отвода и охранных зон, защитных лесонасаждений, озеленения и благоустройства, а также борьбы с нежелательной растительностью, утверждённой 22 марта 2019 г. [2], подобного рода обследования должны проводится и на инфраструктурных объектах железнодорожного транспорта, при этом анализ вышеуказанной Инструкции позволяет отметить нам следующие её достоинства и недостатки.


Рисунок 2. Заросшая полоса отвода железной дороги

Так, в соответствии с данной Инструкцией, ежегодно при плановых осмотрах полосы отвода железной дороги работниками ОАО «РЖД» должны отмечаться участки, на которых требуется выполнить ограничение роста или полное удаление как древесно-кустарниковой, так и травянистой растительности, однако при этом не указывается, что именно можно отнести к древесно-кустарниковой растительности, которая может различаться как по породному составу, так и по геометрическим характеристикам (например, произрастать в виде высокого и раскидистого куста или в виде одинокой и невысокой при этом поросли).

Несомненным достоинством рассматриваемой Инструкции является приведение в ней Ведомости учета древесно-кустарниковой растительности (форма 1, рис. 3) и Ведомости учета травяного покрова (форма 2, рис. 4):


Рисунок 3. Ведомость учета древесно-кустарниковой растительности


Рисунок 4. Ведомость учета травянистой растительности

В указанную ведомость заносится, например, левая и правая стороны полосы отвода дороги с указанием направления движения (прямое – обратное), при этом в случае различной степени заросшести полосы отвода данные стороны учитываются раздельно, а в случае, если они примерно одинаковы, выполняют одну запись, при этом вторая сторона отмечается знаком « – // -».

К достоинствам вышеуказанной Инструкции можно отнести то, что она предусматривает необходимость указания адреса обследуемого участка с отметками его начала и конца с привязкой к километровым столбам, однако отметим при этом, что указанные отметки не всегда видны «в натуре» ввиду их заросшести нежелательной растительностью, что не уменьшает впрочем необходимости их выявления.

При проведении обследования участок полосы отвода разбивается на более мелкие участки, однородные по породному составу растительности, а также так называемой «сомкнутости». Под сомкнутостью древесно-кустарниковой растительности (ДКР) в рассматриваемой Инструкции понимается проективное покрытие почвы проекциями крон ДКР в процентах или в долях от 1,0. Однако нам представляется неверным термин «проективное» покрытие ввиду того, что в соответствии с целым рядом нормативных документов ОАО «РЖД» растительности в полосе отвода железных дорог быть не должно, а из этого следует, что покрытие нежелательной растительностью может быть лишь «непроективным». Указанная сомкнутость в соответствии с Инструкцией определяется при полном облиствении в летнее время, при этом указывается как минимальная, так и максимальная степень сомкнутости для каждого выделенного участка. При всей положительности указанного подхода нельзя тем не менее не отметить возможность проведения таксационного обследования полосы отвода как в весеннее время (при условии облиствения растительности), так и в раннее осеннее (при условии наличия сохранившейся на растительности листвы).

К недостаткам рассматриваемой Инструкции несомненно относится цель определения сомкнутости растительности, а именно: для определения степени проникновения распыленной струи гербицида в кроны ДКР, из чего следует вывод, что никакого другого метода удаления древесно-кустарниковой растительности, кроме как химический, Инструкция фактически не предусматривает, что является на наш взгляд неверным ввиду существования различных механических и комбинированных методов удаления растительности.

Отдельно отметим выделенную в рассматриваемой инструкции рекомендацию к определению всех параметров «глазомерно». Для определения породного состава это вполне допустимо (при условии наличия квалифицированного специалиста, способного выявить колебания доли участия преобладающих пород до 5 единиц), при этом состав ДКР в Инструкции рекомендовано записывать общепринятой формулой, в которой перед заглавными буквами, обозначающими конкретный вид (Б – береза, И – ива, Л – липа, Ос – осина, С – сосна, Т – тополь, Я – яблоня и т.д.) указывается доля его участия в долях от 10 (например, 6Б 30 1Ив). Однако для других характеристик нежелательной растительности такое «глазомерное» их определение может привести к большим погрешностям в итоговом результате, а именно: в определении степени зарастания полосы отвода (параметр, необходимость наличия которого на наш взгляд в вышеуказанной Ведомости неоспорима) и, как следствие, в назначении сроков воздействия на растительность на территории обследованного участка.

С учетом вышеизложенного, отметим, что существующая методика обследования растительности в полосе отвода железных дорог нуждается в существенной доработке с изменением подходов как к применяемой терминологии, так и к показателям.


Библиографический список
  1. Алешко Р.А. Разработка методики актуализация информации о лесном участке с использованием снимков со спутников и малых БПЛА / Р.А. Алешко, А.А. Алексеева, К.В. Шошина // Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2017. Т. 14. № 5. С. 87-102.
  2. Инструкция по текущему содержанию земельных участков полосы отвода и охранных зон, защитных лесонасаждений, озеленения и благоустройства, борьбы с нежелательной растительностью: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 22 марта 2019 г. № 539р. – М: УралЮрИздат, 2019. – 52 с.
  3. Коломинова М.В. Лесоводство и таксация леса: учеб. пособие / М.В. Коломинова. – Ухта: Издательство УГТУ, 2015. – 128 с.
  4. Платонов А.А. Аутсорсинг в области борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах инфраструктуры / А.А. Платонов // Научное обозрение. 2017. № 8. С. 68-73.
  5. Платонов А.А. О существующих технологических решениях и средствах удаления нежелательной древесно-кустарниковой растительности в полосе отвода железных дорог / А.А. Платонов // Сборник научных трудов Донецкого института железнодорожного транспорта. 2018. № 49. С. 48-53.
  6. Редько Г.И. Лесные культуры: в 2 ч. Часть 1: учебник / Г.И. Редько, М.Д. Мерзленко, Н.А. Бабич; отв. редактор Г.И. Редько. – М: Издательство Юрайт, 2019. – 197 с.
  7. Platonov A.A. Modern state of technical means to remove uncontrolled vegetation / A.A. Platonov // Lesnoy Vestnik. Forestry Bulletin. 2021. Т. 25. № 1. С. 115-122.
  8. Platonov A.A. Visualization of volumes of works for removing unwanted vegetation from the territory of infrastructural objects / A.A. Platonov, L.N. Bogdanova // Colloquium-journal. 2020. № 2-2 (54). С. 143-148.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Платонов Алексей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация