ФУНКЦИИ И ВИДЫ СЕМЬИ КАК УНИКАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА

Конев Федор Федорович1, Шишенина Ирина Владимировна2
1Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский международный университет», кандидат юридических наук, доцент
2ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Институт права и управления, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматриваются функции и виды семьи как уникального социального организма. Статья является частью исследования вопросов эволюции семьи и рассматривает классификацию семей, раскрывает сущность семьи через ее функции, изменение функций со временем и в истории. Анализируется регулирование функций законодательством разных стран и международными нормами.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Конев Ф.Ф., Шишенина И.В. Функции и виды семьи как уникального социального организма // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97915 (дата обращения: 18.04.2024).

Отдельные вопросы правового положения семьи, ее видов и форм освещаются в доктрине в соответствующих разделах истории государства и права, отдельных отраслях национального права, религиозных источниках права. Но они не представляют собой систему, могут вступать в противоречия друг с другом. Вследствие этого ощущается необходимость комплексного исследования, посвященного эволюции института семьи с точки зрения права.

Эволюция определения понятия семьи наряду с классификацией видов семьи, критерии которых дополнялись со временем, отражают объективные законы развития общества. В то же время изучение этих элементов позволяет отграничить истинные причины изменения институции семьи от временных явлений в борьбе за стабильность семьи против ее разрушителей.

Для установления перечня лиц, являющихся субъектами права на семью, представляется уместным обратиться к классификации семей. В основу классификации могут быть положены различные основания.

Так, в зависимости от состава лиц, семья может быть: 1) полной или неполной (наличие обоих супругов/родителей или одного); 2) нуклеарной (состоящей из одного поколения – родителями с детьми или без детей); 3) патриархальной (большая семья, состоящая из нескольких поколений; может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц).

По форме брака: 1) моногамная (состоящая из двух супругов); 2) полигамная (многоженство, многомужество).

По количеству детей: 1) бездетная семья; 2) малодетная семья; 3) многодетная семья.

По месту человека в семье: 1) родительская (семья, в которой человек рождается); 2) репродуктивная (семья, которую человек создаёт сам).

В зависимости от пола супругов: 1) однополая семья (лица одного пола, воспитывающие усыновленных детей, или детей, появившихся в результате искусственного оплодотворения, обращения к суррогатному материнству, а также детей, биологическим родителем которого является один из партнеров); 2) разнополая семья (супруги – мужчина и женщина).

Представленная классификация позволяет выделить следующие категории лиц, принадлежащих к старшему поколению: женщина-супруга; мать-одиночка; отец, воспитывающий детей без матери; родители, воспитывающие усыновленных детей.

Среди младшего поколения представляется возможным выделить следующие категории: ребенок; ребенок, оставшийся без попечения родителей; усыновленный ребенок.

К отдельной категории стоит отнести лиц, входящих в состав квазисемей: родители, не состоящие в зарегистрированном браке; супруги одного пола; суррогатные матери; дети, рожденные вне семьи (в результате искусственного оплодотворения; рожденные суррогатными матерями).

Представленные здесь классификации не являются исчерпывающими. Однако каждую из обозначенных категорий семьи характеризуют протекающие в ней социально-экономические, психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

Для раскрытия сущности семьи как уникального социального организма представляется необходимым выделить признаки семьи через ее функции.

В качестве генеральных признаков следует выделить критерии, определяемые функциями: 1) репродуктивная функция; 2) экономическая функция; 3) обеспечение культурной преемственности и самобытности народа.

Исторически именно семья была «ячейкой общества», в которой зарождалась новая жизнь, благодаря которой человек рождался, трудился, самостоятельно вступал в брачные отношения. В семье от поколения к поколению передавались не только накопленные материальные блага, но и элементы той культуры, к которой семья принадлежит. Безусловно, указанные функции выполнялись не только семьей. Но все же только она сочетала в себе условия, позволяющие в системе осуществлять указанные функции, отвечая интересам общества и государства.

Незаконнорожденные дети, не являясь равноправными членами семьи, также были чьими-то потомками, обеспечивали рост численности населения. Кроме того, во все времена существовала такая категория детей, как дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, которые также продолжали свой род, вне зависимости от того, воспитывались ли они в семье. Однако традиционно именно семья является институтом, выполняющим репродуктивную функцию. В свою очередь, именно рождение детей, появление наследников является основной целью при вступлении в брак, создании новой семьи.

С эволюцией общественных отношений и сменой экономических формаций функции семьи не могут оставаться статичными, они трансформируются. Однако воспроизводство населения в любых политических и экономических условиях является необходимым условием для существования и развития общества [1, с.74]. В некотором смысле семья обладает монополией на воспроизводство населения, поскольку в семье происходит не только физическое рождение человека, но и духовное воссоздание общества. Государство же, в свою очередь, стимулирует рождение детей в семье, предоставляя социальные выплаты, льготы многодетным семьям.

Второй генеральный признак – экономический. Образование семьи не обусловлено исключительно экономическими причинами, но состав семьи, отношения внутри нее играют важную экономическую роль. Именно в связи с экономическим фактором семья могла в определенные периоды времени быть консервативным институтом. При этом семья никогда не была статичным институтом. Несмотря на то, что ее функции относительно постоянны, представляется, что многообразие исторических форм брачно-семейных отношений обусловливается конкретно-историческими условиями [2, с. 579]. Семья изменялась в зависимости от смены формации в соответствии с изменениями в экономике.

Со сменой экономической системы от традиционной экономике к капиталистической происходит изменение функций, выполняемых членами семьи. Важным этапом в развитии экономики является переход к индустриальному типу производства в XVIII веке. На смену так называемой семейной промышленности приходит фабричная промышленность. Появление фабрик и мануфактур, использование на них женского труда стало фактором реформации семьи. Домашняя работа и рождение детей перестали быть единственными занятиями женщины. В свою очередь, женщины, работающие на производстве, перестали посвящать все свое время семье, сократилось количество детей в семьях.   Кроме того, работа ухудшала состояние здоровья женщины, что также влияло на деторождение и здоровье детей.

С предоставлением женщине широкого круга гражданских прав вследствие появления минимальных стандартов в области прав человека, устанавливающих гендерное равенство, брак постепенно из экономического института превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе [2, с. 580]. Произошло перераспределение обязанностей супругов во внутрисемейных отношениях. Однако это не отменяет значение выполнения семьей экономической функции, а лишь видоизменяет ее. Семья продолжает оставаться институтом накопления и передачи частной собственности.

Еще одна функция семьи, которую представляется возможным отнести к генеральным, это обеспечение культурной преемственности. Под культурной преемственностью предлагается в данном контексте понимать элементы самобытности, а именно религию, язык, традиции и культурное наследие. Такая формулировка содержится в Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятой Советом Европы в Страсбурге 1 февраля 1995 года [3, ст. 5]. Представляется, что подобное понимание может быть отнесено как к национальным меньшинствам, так и к народам в целом. Именно семья исторически является носителем духовных ценностей, передаваемых от поколения к поколению. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г. [4, с. 74-75], содержит норму, согласно которой «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие» [4, ст. 2].

Представляется, что культурное самобытное развитие народа неразрывно связанно с семьей, поскольку именно в этом институте обеспечивается преемственность. Ребенок, воспитывающийся в семье, становится частью того общества, к которому принадлежит его семья. В семье передается язык, традиции и обычаи. Отношение к религии первоначально также формируется в семье. Хотя статья 14 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года [5] гласит, что «государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии», стоит отметить, что именно семья становится первым источником информации о религии, примером для ребенка в области исповедования религии, соблюдении или несоблюдении религиозных обрядов.

Хочется отметить особую важность в аспекте преемственности в области культуры. Общеизвестно, что Европа неизменно является крупнейшим культурным центром, в котором сконцентрированы произведения искусств различных областей. Возможность такой культурной преемственности возможна во многом за счет смены поколений европейцев, которые заинтересованы в сохранении и развитии такого явления как европейская культура. Однако утрата европейской семьей репродуктивной функции неразрывно связана с возможностью осуществления функции культурной преемственности. Поскольку рост населения Европы незначителен и обеспечивается, в основном, притоком мигрантов, а не воспроизводством собственного населения, существует определенная угроза сохранения и поддержки культурного наследия Европы. Значение сохранение отдельных национальностей, их будущего подтверждается положениями Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 г. [6, ст. 244], в которой под геноцидом, как преступлением, нарушающим нормы международного права, понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

Помимо генеральных необходимо отметить субсидиарные функции семьи. Под субсидиарными в данном случае понимаются такие функции, которые присущи семье, однако выполнение которых предположительно не являются целью создания семьи или могут реализоваться вне семьи, или имеют явно темпоральный характер, что отличает их от генеральных, названных ранее признаков. Представляется, что к таким функциям или признакам следует отнести следующие: хозяйственно-бытовая; педагогическая (воспитательная); функция духовного общения; функция организации досуга [7, с. 423]; социально-статусная; эмоциональная и сексуальная функции [8, с. 43].

Хозяйственно-бытовая функция реализуется внутри семьи посредством ведения ее членами совместного хозяйства, позволяет получать поддержку и помощь в решении бытовых задач. Выполнение этой функции может быть возложено на наемных работников. Правовая регламентация такого труда обеспечивается, в частности, Конвенцией № 177 Международной организации труда «О надомном труде» (Заключена в г. Женеве 20.06.1996 г.) [9].

Педагогическая или воспитательная функция семьи состоит в передаче ребенку морально-этических норм, правил поведения, принятых в соответствующем обществе. В семье передаются понятие о добре и зле; кроме того, семья выступает первой «ступенью образования», занимаясь с ребенком, готовя его к получению образования в учебных заведениях. Особое место занимает воспитание в семье на примере старших ее членов – в зависимости от формы семьи, в которой воспитывается ребенок, в качестве примера выступают люди разных поколений. Педагогическая функция также выполняется семьей в системе с педагогами и обществом в целом. В случае, если ребенок остается без попечения родителей, указанная функция выполняется специализированными органами.

Функция духовного общения также не ограничивается лишь семьей, выполняется обществом, в целом. При этом семья является той ячейкой общества, где ребенок впервые получает возможность подобного общения, а члены семьи, в свою очередь, получают «духовное взаимообогащение» [8, с. 43].

Досуговая функция семьи заключается в организации свободного времени, удовлетворении потребностей членов семьи в отдыхе, соответствующим их интересам. Такая функция семьи, возможно, не является системообразующей, однако выделяется некоторыми исследователями [10, с. 30].

Осуществление семьей социально-статусной функции заключается в предоставлении определенного статуса. Семейный статус человека на разных этапах истории имел различное правовое значение. В частности, в древней Спарте отец пятерых детей вообще освобождался от всех государственных повинностей, а в 1941 году Указом Президиума Верховного Совета СССР [11] введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Сейчас в России такой налог отсутствует, однако существует система налогового вычета на детей по налогу на доходы физических лиц, предусмотренная статьей 218 Налогового кодекса Российской Федерации [12, ст. 3340].

Эмоциональная функция в семье реализуется посредством получения членами семьи психологической защиты и эмоциональной поддержки, «удовлетворением потребности в личном счастье и любви» [8, с. 43].

К сексуальной функции семьи относится «удовлетворение сексуальных потребностей и сексуальный контроль» [8, с. 43].

Таким образом, функции семьи тесно связаны с определёнными этапами исторического развития, а также с социально-экономическими условиями жизни общества.


Библиографический список
  1. Харчев А. Г. Современная семья и ее проблемы : [Социал.-демогр. исслед.] / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. – Ереван : Айастан, 1982.
  2. Философская энциклопедия. Т. 4 / Под. ред. Ф.В. Константинова – М.: Советская Энциклопедия, 1967.
  3. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (ETS N 157) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 01.02.1995). // Собрание законодательства РФ, 15.03.1999, N 11.
  4. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (Принята 14.12.1960 Резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН) // Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на пятнадцатой сессии. Т. 1. 20 сентября – 20 декабря 1960 года. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятнадцатая сессия. Дополнение N 16 (A/4684). – Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1961.
  5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
  6. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него [рус., англ.] (Заключена 09.12.1948). Статья II // Ведомости ВС СССР. 22 июня 1954 г. N 12.
  7. Большая энциклопедия: в 62 томах. Т.44. – М.: Терра, 2006.
  8. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. – М., Наука, 1989.
  9. Конвенция N 177 Международной организации труда “О надомном труде” (Заключена в г. Женеве 20.06.1996) // Документ опубликован не был.
  10. Боровых Л.Н. Эволюция религии в современном мире (институт семьи): курс лекций / Л.Н. Боровых; Владим. гос. ин-т. Изд. 2-е, испр и доп., – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2007.
  11. Указ Президиума ВС СССР от 21.11.1941 (ред. от 25.12.1972) “О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР” // Ведомости ВС СССР, 1941, N 42.
  12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 22.04.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Конева Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация