ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

Галуцкая Мария Юрьевна1, Чехлыстова Татьяна Юрьевна2, Абрамова Татьяна Сергеевна3
1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 п.Разумное «Тропинка детства» Белгородского района Белгородской области, педагог-психолог
2Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 п.Разумное «Тропинка детства» Белгородского района Белгородской области, учитель-логопед
3Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 п.Разумное «Тропинка детства» Белгородского района Белгородской области, учитель-дефектолог

Аннотация
Основное содержание работы по увеличению словаря детей опирается на поэтапное увеличение и обобщение знаний и умений ребят. Беря во внимание возрастные особенности дошкольников в занятия по развитию речи нужно включать дидактические игры и лексические упражнения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Галуцкая М.Ю., Чехлыстова Т.Ю., Абрамова Т.С. Применения дидактических игр как средство развития речи дошкольника // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97895 (дата обращения: 13.03.2024).

Развитие речи, овладение родным языком, считается самым главным приобретением ребенка в дошкольном возрасте, это и есть основа воспитания и обучения детей. Именно речь – не просто способ общения, но и инструмент нашего мышления, креативности, носитель информации, самый мощный фактор и стимул развития ребенка в принципе.

Ребята, у которых хорошо развита речь с легкостью вступают в контакт с окружающими: они ясно изъясняются, передают собственные мысли и желания, задают вопросы, умеют найти контакт со сверстниками в игре. А нечеткая речь очень усложняет взаимоотношения с окружающими и зачастую оставляет след на характере ребенка.

К большому сожалению, в настоящее время всё большое живое общение у ребят заменяют гаджеты, и эта склонность постоянно увеличивается. Вследствие чего, увеличивается число детей с нарушениями речи. Именно поэтому формирование речи является очень актуальной проблемой в современном обществе.

Современная программа Российского образования обращена на формирование условий развития ребенка, которые открывают способы для его положительной социализации и личностного развития. В связи с эти дидактическая игра в условиях ФГОС предлагает большие возможности для развития речи дошкольников.

Применение дидактических игр в речевом развитии дошкольников раскрыта в работах В.В. Гербовой, С.М. Струниной, О.С. Ушаковой, и других.

В настоящее время количество детей с речевыми нарушениями увеличивается с каждым годом,  Вопрос в применении дидактических игр как способа развития словарного запаса является актуальной и в наши дни.

Новизна данной темы заключается в том, что можно улучшить методические приемы по развитию речи детей, при помощи применения на практике различных дидактических игр, которые направленны на пополнение и активизацию словарного запаса детей дошкольного возраста. Усвоение словарного запаса составляет базу речевого развития дошкольников, так как слово – это самая главная единицей языка, речи. Слова обозначают явления и предметы, их качества, свойства и признаки, действия. Дети запоминают слова, которые нужны для их активной жизнедеятельности. Самое важное в развитии слова у ребенка – понимания значения слова и его нужное применение в контексте сказанного.

Очевидно, что увеличение словарного запаса детей идет параллельно с изучением ими окружающей действительности.

В детском возрасте ребенку необходимо усвоить такой словарный запас, который позволит ему свободно общаться со взрослыми и сверстниками, хорошо учится в школе, усваивать литературу и т.д. Овладение словарем – это длительный процесс, накопленный нашими предками в процессе истории. К первому году жизни ребенок должен активно владеть 10-12 словами, к 6 годам активный словарь пополняется до 3-3,5 тысяч слов. Качественный словарь дошкольника квалифицируется постепенным усвоением ребенка общественно закрепленной сутью слова, которая отражает результат познания.

Психология определяет содержание слова как понятие или общение. Л.С. Выготский говорил: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие» [1, 322].

В связи с этим процедура овладения словарем напрямую связана с овладением понятиями и поэтому имеет специфические принципы.

Первый принцип заключается в сути словаря дошкольника. Так как в дошкольном возрасте мышление ребенка характеризуется наглядно-действенностью и наглядно-образностью ребенок усваивает сначала названия визуально представленных, доступных для его жизнедеятельности классов предметов, качеств, отношений, свойств, явлений, которые отражаются в словаре ребенка очень широко.

Второй принцип в плавном усвоении значений, смысловой сути слова. С начало ребенок сопоставляет слово только с определенным предметом или явлением. Это слово не имеет обобщающего значения, оно только сигнализирует дошкольнику о каком-то явлении, предмете.

В процессе узнавания ребенком окружающего мира – предметами, явлениями, он делает обобщения, руководствуясь определенными признаками. Почти всегда эти признаки не очень важны, но имеют эмоциональную окраску для ребенка.

Третий принцип словаря ребенка – это существенно маленький объем в сравнении со словарем взрослого человека, в связи с тем, что объем накопившихся знаний об окружающем мире существенно уступает объему знаний зрелого человека.

В.И. Логиновой, М.И. Поповой, О.С. Ушаковой, М.Ф. Фомичевой, А.И. Максакова говорят, что словарь ребенка 3-4 лет продолжает увеличиваться новыми словами и названиями предметов, с которыми ребенок встречается и взаимодействует в быту.

Иногда ребенок допускает ошибки, при названии предметов. Они связанны с неточностью восприятия и общего представления ребенка. (30, 82) В связи с этим важное значение в этом возрасте имеет ознакомление дошкольников с характеристиками явлений и предметов. Дети изучают названия предметов, их предназначения, особенности строения; ознакамливаются с разными материалы, изучают их свойства и качества. Процесс рассмотрения совместно с педагогом предметов помогает назвать и определить его цвет, размер; формирует способность ориентироваться во времени и пространстве, используя определенный словарь. Дети учатся находить сходства и различия в предметах по важным признакам и правильно обозначать их нужным словом.

Формирование словаря у дошкольника происходит при использовании трех видов занятий:

- занятия, которые решают задачи словарной работы, когда развиваются обобщения, понятия.

- занятия, когда словарная работа происходит в процессе изучения с постепенно увеличивающимся кругом явлений и предметов окружающегося мира;

- занятия, в процессе которых словарная работа строится на углубление знаний ребенка об окружающих явлениях и предметах.

Все эти виды занятий формирования словаря происходит в плотной связи с формированием познавательной деятельности. Если взять в учет возрастные особенности детей в данные занятия нужно включать лексические упражнения и дидактические игры.

Мудрость веков создала дидактическую игру, являющуюся для детей самой подходящей формой обучения.

Обучать нужно и в семье, и в детских учреждениях, тогда оно имеет большое значение. [6, с.5]

Дидактическая игра – это средство обучения, в связи с этим она может применяться при изучении любого программного материала. В данном виде игры создаются такие условия, когда все дети могут самостоятельно действовать в сложившейся ситуации или с выбранным предметами, формирую личный опыт. Дидактическая игра помогает создать необходимое количество повторений на различном материале при сохранении положительного эмоционального фона отношения к заданию.

Достаточно много можно дать ребенку в процессе ежедневного общения с ним, во время режимных моментов (одевания, кормления и др.), в играх, на прогулках. Но самой эффективной формой обучения является специальные занятия и игры дидактической направленности, которые организует воспитатель. В процессе этих занятий воспитатель, может планомерно усложняя материал, формировать восприятие дошкольников, рассказывать им доступную информацию, развивать умения и важные качества. Организованность данных занятий, определение особого места в режиме дня дают возможность воспитателю заблаговременно подготовится, подобрать детские игры, взаимодействовать со всеми детьми. [6, с.6]

Игра, как форма обучения – является ведущей на данной ступени развития, но уже не единственной. На 2-3 году жизни ребенка привлекает все что его окружает: дети могут долго рассматривать рисунки, животных, транспорт на улице. Ребенок заинтересованно наблюдает за действиями взрослых. Для того чтобы удовлетворить появляющийся интерес дошкольников к окружающему миру, дать необходимые сведения, информацию, воспитателю нужно организованно показывать, рассказывать и говорить с детьми. [6, с.7]

Дидактические занятия и игры достигнут хорошего результата только, если воспитатель точно сформулирует, какие задачи решаются в процессе проведения данных игр. [2, с.34]

Дидактические игры и занятия имеют большое значение для умственного развития детей. В процессе занятий у детей формируются важные качества, которые нужны для благоприятного умственного развития. Делая упор на то, что дети склонны к подражанию, воспитатель подталкивает их повторять за ним демонстрируемые действия, сказанные слова. [2, с.35]

Формирование способности к подражанию – важное фактор усвоения маленькими детьми знаний и умений. Это первостепенная задача, которую необходимо решать во время занятий, учитывая, что не все ребята одинаково овладевают этими качествами.

Способствуя подражанию своим словам и действиям, педагог учит ребят внимательно вслушиваться, присматриваться, осознавать и в меру своих способностей делать то, что от них требуют. [3, с.13]

Дети очень хорошо усваивают информацию об окружающем мире, когда они могут не только наблюдать, но и активно действовать. В связи с этим обучение различным видам деятельности содержится в программе занятий. Воспитанники постепенно учатся разбирать и собирать башенки, складывать формочки, матрешку и т.п., делать простые постройки из кубиков, играть с лопаткой, деревянным молоточком. В такой деятельности у ребят сформировываются активность, целеустремленность, и определенная планомерность действий. [4, с.64]

Дидактические упражнения и игры как метод увеличения словаря дошкольника рассматривается в 2-х видах: дидактические игры и игры-занятия.

В дидактических играх главная роль отдается педагогу, который для увеличения интереса у детей к занятию применяет различные игровые приемы, придумывает игровую ситуацию, включает элементы соревнования. Во втором случае педагог не просто передает знания, развивает представления, но также и пополняет словарный запас, развивает мышление и познавательный интерес.

Базой для игр у ребят служат имеющиеся представления о поэтапности элементарного игрового сюжета, о разновидности игровых действий с вещами. Главное, чтобы после этого были разработаны условия для переноса представлений и знаний в самостоятельные игры, значение которых должен быть значительно больше в жизни ребенка, чем обучение игре [5, с. 16].

Дидактические игры и упражнения как форма обучения дошкольника включает в себя два этапа: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог единовременно считается и организатором, и участником игры. Он обучает и играет, а ребята, учатся – играя.

Объединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, дает способность педагогу постепенно применять дидактические игры для формирования словаря детей и речевого развития.

Управление дидактической игрой и упражнениями происходит путем:

1) комплектованием игр и упражнений с постепенно усложняющейся сутью;

2) обучением ребят дидактическим упражнениям и играм (разъяснения правил, содержания, способов действий);

3) наблюдением за четким выполнениям правил, приучение детей к контролю в ходе игры.

Дидактические упражнения и игры активно используются в дошкольной педагогике и рекомендуются О.С.Ушаковой, В.В. Гербовой, Н.В. Нищевой, А.К. Бондаренко З.Е. Агранович и другими педагогами.

Исследование психолого-педагогической литературы по вопросу применения дидактических упражнений и игр в формировании словаря дошкольника помогло определить некоторые особенности такой работы [7, с.107]:

1. Стимульные материал для дидактической игры или упражнения подбираются в зависимости от лексического запаса ребят. Изначально выбираются слова, которые хорошо знакомые ребятам, часто применяемые.

2. Число предметов и их свойств в игре не должно превышать двух-трех штук.

3. В играх применяются игрушки (2-3 штуки).

4. Продолжительность игры 10-15 минут.

5. Обучает группировать предметы по определенным признакам.

В связи с этим, положительное формирование словаря дошкольника при помощи дидактических игр и упражнений реализуется следующими путями:

- подбором дидактических игр и упражнений в зависимости от особенностей речевого развития ребят;

- планомерное применение дидактических игр и упражнений на занятиях по развитию речи;

- применение дидактических игр и упражнений в индивидуальной форме работы в первой половине дня, с целью активизации словаря детей.

Используя дидактические игры в собственной профессиональной практике по увеличению словарного запаса дошкольников, нами были достигнуты определенные результаты. По собственным наблюдениям, у ребят существенно улучшилась связная речь, дошкольники стали легко оперировать словами антонимами и синонимами, находить разные формы прилагательных и объединять их с существительными и числительными, в том числе применяя дидактические игр у детей существенно увеличило степень четкости дикции. Дети, с которыми используют дидактические игры показывают хороший уровень речевого развития, а также повышается их общий уровень интеллектуального развития: увеличивается уровень слуховой памяти и восприятия, повышаются навыки мыслительной деятельности. Планомерная работа в этом векторе помогла достичь положительных результатов. Результаты диагностики речевого развития детей подтверждают необходимость, актуальность и важность использования дидактических игр в работе с детьми.


Библиографический список
  1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. – М., 1998. -207с.
  2. Артемова, Л.В. Окружающий мир дидактических игр дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
  3. Берменд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берменд. – Кемерово: Альф, 1992.
  4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. и доп. М., «Просвещение», 1977.
  5. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. -М.: Владос, 2004. – 220с.
  6. Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977
  7. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников / О.С. Усова. –М.: Сфера, 2005. – 130с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Галуцкая Мария Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация