Развитие речи, овладение родным языком, считается самым главным приобретением ребенка в дошкольном возрасте, это и есть основа воспитания и обучения детей. Именно речь – не просто способ общения, но и инструмент нашего мышления, креативности, носитель информации, самый мощный фактор и стимул развития ребенка в принципе.
Ребята, у которых хорошо развита речь с легкостью вступают в контакт с окружающими: они ясно изъясняются, передают собственные мысли и желания, задают вопросы, умеют найти контакт со сверстниками в игре. А нечеткая речь очень усложняет взаимоотношения с окружающими и зачастую оставляет след на характере ребенка.
К большому сожалению, в настоящее время всё большое живое общение у ребят заменяют гаджеты, и эта склонность постоянно увеличивается. Вследствие чего, увеличивается число детей с нарушениями речи. Именно поэтому формирование речи является очень актуальной проблемой в современном обществе.
Современная программа Российского образования обращена на формирование условий развития ребенка, которые открывают способы для его положительной социализации и личностного развития. В связи с эти дидактическая игра в условиях ФГОС предлагает большие возможности для развития речи дошкольников.
Применение дидактических игр в речевом развитии дошкольников раскрыта в работах В.В. Гербовой, С.М. Струниной, О.С. Ушаковой, и других.
В настоящее время количество детей с речевыми нарушениями увеличивается с каждым годом, Вопрос в применении дидактических игр как способа развития словарного запаса является актуальной и в наши дни.
Новизна данной темы заключается в том, что можно улучшить методические приемы по развитию речи детей, при помощи применения на практике различных дидактических игр, которые направленны на пополнение и активизацию словарного запаса детей дошкольного возраста. Усвоение словарного запаса составляет базу речевого развития дошкольников, так как слово – это самая главная единицей языка, речи. Слова обозначают явления и предметы, их качества, свойства и признаки, действия. Дети запоминают слова, которые нужны для их активной жизнедеятельности. Самое важное в развитии слова у ребенка – понимания значения слова и его нужное применение в контексте сказанного.
Очевидно, что увеличение словарного запаса детей идет параллельно с изучением ими окружающей действительности.
В детском возрасте ребенку необходимо усвоить такой словарный запас, который позволит ему свободно общаться со взрослыми и сверстниками, хорошо учится в школе, усваивать литературу и т.д. Овладение словарем – это длительный процесс, накопленный нашими предками в процессе истории. К первому году жизни ребенок должен активно владеть 10-12 словами, к 6 годам активный словарь пополняется до 3-3,5 тысяч слов. Качественный словарь дошкольника квалифицируется постепенным усвоением ребенка общественно закрепленной сутью слова, которая отражает результат познания.
Психология определяет содержание слова как понятие или общение. Л.С. Выготский говорил: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие» [1, 322].
В связи с этим процедура овладения словарем напрямую связана с овладением понятиями и поэтому имеет специфические принципы.
Первый принцип заключается в сути словаря дошкольника. Так как в дошкольном возрасте мышление ребенка характеризуется наглядно-действенностью и наглядно-образностью ребенок усваивает сначала названия визуально представленных, доступных для его жизнедеятельности классов предметов, качеств, отношений, свойств, явлений, которые отражаются в словаре ребенка очень широко.
Второй принцип в плавном усвоении значений, смысловой сути слова. С начало ребенок сопоставляет слово только с определенным предметом или явлением. Это слово не имеет обобщающего значения, оно только сигнализирует дошкольнику о каком-то явлении, предмете.
В процессе узнавания ребенком окружающего мира – предметами, явлениями, он делает обобщения, руководствуясь определенными признаками. Почти всегда эти признаки не очень важны, но имеют эмоциональную окраску для ребенка.
Третий принцип словаря ребенка – это существенно маленький объем в сравнении со словарем взрослого человека, в связи с тем, что объем накопившихся знаний об окружающем мире существенно уступает объему знаний зрелого человека.
В.И. Логиновой, М.И. Поповой, О.С. Ушаковой, М.Ф. Фомичевой, А.И. Максакова говорят, что словарь ребенка 3-4 лет продолжает увеличиваться новыми словами и названиями предметов, с которыми ребенок встречается и взаимодействует в быту.
Иногда ребенок допускает ошибки, при названии предметов. Они связанны с неточностью восприятия и общего представления ребенка. (30, 82) В связи с этим важное значение в этом возрасте имеет ознакомление дошкольников с характеристиками явлений и предметов. Дети изучают названия предметов, их предназначения, особенности строения; ознакамливаются с разными материалы, изучают их свойства и качества. Процесс рассмотрения совместно с педагогом предметов помогает назвать и определить его цвет, размер; формирует способность ориентироваться во времени и пространстве, используя определенный словарь. Дети учатся находить сходства и различия в предметах по важным признакам и правильно обозначать их нужным словом.
Формирование словаря у дошкольника происходит при использовании трех видов занятий:
- занятия, которые решают задачи словарной работы, когда развиваются обобщения, понятия.
- занятия, когда словарная работа происходит в процессе изучения с постепенно увеличивающимся кругом явлений и предметов окружающегося мира;
- занятия, в процессе которых словарная работа строится на углубление знаний ребенка об окружающих явлениях и предметах.
Все эти виды занятий формирования словаря происходит в плотной связи с формированием познавательной деятельности. Если взять в учет возрастные особенности детей в данные занятия нужно включать лексические упражнения и дидактические игры.
Мудрость веков создала дидактическую игру, являющуюся для детей самой подходящей формой обучения.
Обучать нужно и в семье, и в детских учреждениях, тогда оно имеет большое значение. [6, с.5]
Дидактическая игра – это средство обучения, в связи с этим она может применяться при изучении любого программного материала. В данном виде игры создаются такие условия, когда все дети могут самостоятельно действовать в сложившейся ситуации или с выбранным предметами, формирую личный опыт. Дидактическая игра помогает создать необходимое количество повторений на различном материале при сохранении положительного эмоционального фона отношения к заданию.
Достаточно много можно дать ребенку в процессе ежедневного общения с ним, во время режимных моментов (одевания, кормления и др.), в играх, на прогулках. Но самой эффективной формой обучения является специальные занятия и игры дидактической направленности, которые организует воспитатель. В процессе этих занятий воспитатель, может планомерно усложняя материал, формировать восприятие дошкольников, рассказывать им доступную информацию, развивать умения и важные качества. Организованность данных занятий, определение особого места в режиме дня дают возможность воспитателю заблаговременно подготовится, подобрать детские игры, взаимодействовать со всеми детьми. [6, с.6]
Игра, как форма обучения – является ведущей на данной ступени развития, но уже не единственной. На 2-3 году жизни ребенка привлекает все что его окружает: дети могут долго рассматривать рисунки, животных, транспорт на улице. Ребенок заинтересованно наблюдает за действиями взрослых. Для того чтобы удовлетворить появляющийся интерес дошкольников к окружающему миру, дать необходимые сведения, информацию, воспитателю нужно организованно показывать, рассказывать и говорить с детьми. [6, с.7]
Дидактические занятия и игры достигнут хорошего результата только, если воспитатель точно сформулирует, какие задачи решаются в процессе проведения данных игр. [2, с.34]
Дидактические игры и занятия имеют большое значение для умственного развития детей. В процессе занятий у детей формируются важные качества, которые нужны для благоприятного умственного развития. Делая упор на то, что дети склонны к подражанию, воспитатель подталкивает их повторять за ним демонстрируемые действия, сказанные слова. [2, с.35]
Формирование способности к подражанию – важное фактор усвоения маленькими детьми знаний и умений. Это первостепенная задача, которую необходимо решать во время занятий, учитывая, что не все ребята одинаково овладевают этими качествами.
Способствуя подражанию своим словам и действиям, педагог учит ребят внимательно вслушиваться, присматриваться, осознавать и в меру своих способностей делать то, что от них требуют. [3, с.13]
Дети очень хорошо усваивают информацию об окружающем мире, когда они могут не только наблюдать, но и активно действовать. В связи с этим обучение различным видам деятельности содержится в программе занятий. Воспитанники постепенно учатся разбирать и собирать башенки, складывать формочки, матрешку и т.п., делать простые постройки из кубиков, играть с лопаткой, деревянным молоточком. В такой деятельности у ребят сформировываются активность, целеустремленность, и определенная планомерность действий. [4, с.64]
Дидактические упражнения и игры как метод увеличения словаря дошкольника рассматривается в 2-х видах: дидактические игры и игры-занятия.
В дидактических играх главная роль отдается педагогу, который для увеличения интереса у детей к занятию применяет различные игровые приемы, придумывает игровую ситуацию, включает элементы соревнования. Во втором случае педагог не просто передает знания, развивает представления, но также и пополняет словарный запас, развивает мышление и познавательный интерес.
Базой для игр у ребят служат имеющиеся представления о поэтапности элементарного игрового сюжета, о разновидности игровых действий с вещами. Главное, чтобы после этого были разработаны условия для переноса представлений и знаний в самостоятельные игры, значение которых должен быть значительно больше в жизни ребенка, чем обучение игре [5, с. 16].
Дидактические игры и упражнения как форма обучения дошкольника включает в себя два этапа: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог единовременно считается и организатором, и участником игры. Он обучает и играет, а ребята, учатся – играя.
Объединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, дает способность педагогу постепенно применять дидактические игры для формирования словаря детей и речевого развития.
Управление дидактической игрой и упражнениями происходит путем:
1) комплектованием игр и упражнений с постепенно усложняющейся сутью;
2) обучением ребят дидактическим упражнениям и играм (разъяснения правил, содержания, способов действий);
3) наблюдением за четким выполнениям правил, приучение детей к контролю в ходе игры.
Дидактические упражнения и игры активно используются в дошкольной педагогике и рекомендуются О.С.Ушаковой, В.В. Гербовой, Н.В. Нищевой, А.К. Бондаренко З.Е. Агранович и другими педагогами.
Исследование психолого-педагогической литературы по вопросу применения дидактических упражнений и игр в формировании словаря дошкольника помогло определить некоторые особенности такой работы [7, с.107]:
1. Стимульные материал для дидактической игры или упражнения подбираются в зависимости от лексического запаса ребят. Изначально выбираются слова, которые хорошо знакомые ребятам, часто применяемые.
2. Число предметов и их свойств в игре не должно превышать двух-трех штук.
3. В играх применяются игрушки (2-3 штуки).
4. Продолжительность игры 10-15 минут.
5. Обучает группировать предметы по определенным признакам.
В связи с этим, положительное формирование словаря дошкольника при помощи дидактических игр и упражнений реализуется следующими путями:
- подбором дидактических игр и упражнений в зависимости от особенностей речевого развития ребят;
- планомерное применение дидактических игр и упражнений на занятиях по развитию речи;
- применение дидактических игр и упражнений в индивидуальной форме работы в первой половине дня, с целью активизации словаря детей.
Используя дидактические игры в собственной профессиональной практике по увеличению словарного запаса дошкольников, нами были достигнуты определенные результаты. По собственным наблюдениям, у ребят существенно улучшилась связная речь, дошкольники стали легко оперировать словами антонимами и синонимами, находить разные формы прилагательных и объединять их с существительными и числительными, в том числе применяя дидактические игр у детей существенно увеличило степень четкости дикции. Дети, с которыми используют дидактические игры показывают хороший уровень речевого развития, а также повышается их общий уровень интеллектуального развития: увеличивается уровень слуховой памяти и восприятия, повышаются навыки мыслительной деятельности. Планомерная работа в этом векторе помогла достичь положительных результатов. Результаты диагностики речевого развития детей подтверждают необходимость, актуальность и важность использования дидактических игр в работе с детьми.
Библиографический список
- Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. – М., 1998. -207с.
- Артемова, Л.В. Окружающий мир дидактических игр дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
- Берменд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берменд. – Кемерово: Альф, 1992.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. и доп. М., «Просвещение», 1977.
- Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. -М.: Владос, 2004. – 220с.
- Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977
- Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников / О.С. Усова. –М.: Сфера, 2005. – 130с.