ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Воронкова Евгения Васильевна
МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100»
учитель начальных классов

Аннотация
В данной статье освещаются проблемы социальной адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) и особенности профессионального самоопределения данной категории обучающихся. Автор статьи рассматривает основные принципы и направления профориентационной работы.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Воронкова Е.В. Основные направления работы по профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97888 (дата обращения: 18.04.2024).

В контексте рассмотренных проблем, отражающих взаимосвязи процесса профессиональной ориентации, социального опыта и здоровьесбережения, особую значимость приобретает система педагогической работы по профессиональной ориентации обучающихся старших классов с нарушением интеллекта. Данное направление  позволяет раскрыть личностные возможности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, а также включить средства и формы, ориентированные на помощь старшеклассникам в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) на наш взгляд  является самой острой и актуальной проблемой системы совершенствования образования в условиях современного общества. Формированию социального опыта обучающихся с интеллектуальными нарушениями в большей мере способствует трудовое воспитание и профориентационная деятельность [3].

Профориентационная работа в общеобразовательных школах психолого-педагогической поддержки отличается от массовых школ. В массовой школе политехническое образование дает  выпускникам право свободного выбора профессии, а общеобразовательные школы психолого-педагогической поддержки предоставляют обучающимся только элементарные знания из основ наук и обязаны, изучив возможности выпускников, определить доступность для них того или иного вида труда и подготовить к труду по определенной профессии в самом образовательном учреждении. Таким образом,  эффективна именно адресная подготовка школьника с ориентацией на реально существующие места по профессиям, необходимым в конкретном регионе [4].

Основная цель подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью  к овладению будущей профессией, и организация мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение будет реализована  благодаря решению следующих задач: сформировать устойчивую профессиональную ориентацию обучающихся на, активный образ трудовой деятельности; скоррегировать имеющиеся у детей нарушения через включение их в посильные для них виды деятельности, включая и непосредственно трудовую деятельность, систему профессиональных отношений, общечеловеческих норм и ценностей;  способствовать развитию основных качеств личности, нужных для успешной профессионально-трудовой деятельности; воспитать практическую и социально-психологическую готовность к труду; выявить и развить задатки, способности и возможности. Все это строится с учетом физического, психического и социального здоровья, определения реабилитационного потенциала и трудового прогноза будущего выпускника.

Основными принципами профориентационной работы являются: оптимальное сочетание разнообразных форм работы; систематичность и преемственность; связь профориентации с жизнью; индивидуализация и дифференциация предпрофессионального и профессионального образования, учитывая нюансы развития личности ребенка; организация сетевого взаимодействия (школа – семья – профессиональные учебные заведения – службы занятости).

Профориентационная работа с такими обучающимися ведется по следующим направлениям, представленным  в таблице 1.

 

Таблица 1. Направления профориентационной работы.

Направления профориентационной работы

 Содержание работы по направлению

Профессиональная диагностика

Организация мониторинговых исследований психических процессов, учебной мотивации, профессиональных предпочтений.

Профессиональное просвещение

Ознакомление обучающихся с разыми видами труда и особенностями профессий. Воспитание уважения к умственному и физическому труду.

Профессиональное консультирование

Оказание психологической помощи обучающимся в выборе профессии, с учетом их интересов, склонностей и психофизических возможностей.

 

Педагоги школы, используют различные формы и методы групповой и индивидуальной работы с обучающимися. Но для правильного и осознанного  выбора профессии будущим выпускникам с нарушением интеллекта, профориентационная работа должна носить индивидуальный и дифференцированный характер. Используемые меры индивидуализации обучения не базируются на комплексном изучении возможностей ребенка, а  являются обязательными [5].

Для реализации индивидуального подхода необходимы прочные знания о психологических особенностях различных групп обучающихся. Помимо данных о тяжести  дефекта необходимо опираться на материалы психологии, которые раскрывают непосредственно особенности развития их мышления и эмоционально-волевой сферы, взаимосвязь которых демонстрирует осложненную структуру личности этой категории детей. Несомненно, что в решении этой проблемы основную роль может сыграть программа, которая будет содержать систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В рамках программы обучающиеся не только получают информацию о мире профессий, которая является основной в формировании профессиональной ориентации. Также наполнение программы должно способствовать  развитию личности выпускников, формированию у них умений сопоставлять свои психофизические особенности и возможности с требованиями профессии, которые являются необходимыми  для эффективной социальной и профессиональной адаптации. Поэтому профориентационная работа в общеобразовательной школе психолого-педагогической поддержки главным образом должна быть направлена на эффективность профессионального самоопределения учащихся через организацию специфической деятельности по получению информации о мире профессий и расширению границ самопознания [5].

Ориентировочно в 7-8 классах обучающиеся с интеллектуальными нарушениями  хорошо владеют общепрактическими и трудовыми навыками. В этот период у них появляется желание говорить о своем будущем. Представления о выбираемой профессии носят, зачастую носят практический характер, что непосредственно связано с особенностями и профилем трудового  обучения в школе, а также с теми умениями и навыками, которые ученик приобрел в процессе обучения. Однако при этом школьники c интеллектуальными нарушениями предпочитают недоступные для них специальности, как шофер, врач, военный, спасатель и т. д. Лишь на последних годах обучения, примерно в 8-9 классах, они выбирают  доступные для них производственные профессии (портной, вышивальщица, швея, столяр, обувщик, каменщик, штукатур-маляр и др.). Но завышенная самооценка и высокий уровень притязаний, которые были характерны для детей в подростковом возрасте, по мере их взросления имеют тенденцию к объективизации [2].

Профессиональное самоопределение подростков с нарушением интеллекта ограничено бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Выпускники коррекционных школ не могут постичь тот уровень профессионального самопознания, который будет способствовать самостоятельному соотнесению своих профессиональных желаний со своими возможностями. Но, при этом, они способны понять важность труда, демонстрируют желание трудиться и стать полезными гражданами своего общества[5].

Обучающиеся седьмых классов уже осознают интересы, способности и ценности, которые связаны с выбором специальности, а также в перспективе видят себя в обществе. Этот возрастной период является  поисково-зондирующим. В ходе данного периода у подростков формируется профессиональная направленность. Здесь целесообразно вводить профессиональное просвещение, ознакомление с различными профессиями, их общественной значимостью. Занятия для детей этого возраста носят пропедевтический характер, то есть являются подготовительными. Также возможно внедрение в специфику занятий и ознакомление с теми профессиями  и специальностями,  которые в будущем будут доступны для выпускников с нарушением интеллекта [1].

Работа с восьмиклассниками нацелена непосредственно на систематизацию знаний о мире профессий с точки зрения целей, задач и условий труда. В этот период значимо знакомство с психологическими основами профессионального выбора и проведение первичной профдиагностики. Целью занятий с обучающимися восьмых классов, является  развитие профессионального сознания, формирование личностного смысла выбора конкретной профессии, развитие умения сравнивать  общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами и реальными возможностями [1].

Основной целью занятий с обучающимися девятых классов, является    усовершенствование знаний о требованиях профессии к человеку, развитие механизмов самопознания, коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе через выполнение профессиональных проб. К основным задачам относят следующие: формировать профессионально-важные качества в избранном виде труда, контролировать и вносить корректировки в профессиональные планы, учить оценивать результаты достижений в избранной деятельности, социально-профессиональная адаптация [1].

Таким образом, главной уникальной особенностью системы профориентационной работы является ее комплексный характер, так как в процессе ее осуществления работает ряд специалистов образовательного учреждения: воспитатели, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, деятельность которых направлена на достижение общей цели – профессиональная ориентация обучающихся.


Библиографический список
  1. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / В.В. Воронкова. – Москва: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
  2. Мирский, С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении [Текст] / С.Л. Мирский. – Москва: Педагогика, 1990. – 160 с.
  3. Пинский, Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Б.И. Пинский. – Москва: Просвещение, 1969. – 152 с.
  4. Старобина, Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью [Текст]/ Е.М. Старобина.-  Москва: Просвещение, 2003.-213 с.
  5. Щербакова, А.М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы [Текст] / А.М. Щербакова // Дефектология. – 2016. – № 4. С. 24-28.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Воронкова Евгения Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация