ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ В РОССИИ

Картышева Татьяна Вячеславовна
Филиал Нахимовского военно-морского училища Севастопольское президентское кадетское училище
г. Севастополь, воспитатель 2-го учебного курса

Аннотация
Статья посвящена дореволюционному периоду развития системы кадетских корпусов в России.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Картышева Т.В. Дореволюционный период развития системы кадетских корпусов в России // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97856 (дата обращения: 14.03.2024).

С петровского времени вопросы кадетского образования курировались непосредственно высшими лицами российской империи. Так, императрица Анна Иоановна при создании первого кадетского корпуса определила своим указом цели, задачи и условия обучения и воспитания молодых дворян, поручив организацию этого дела президенту Военной коллегии фельдмаршалу графу Б.К. Миниху.

Первый «корпус кадетов» на 360 шляхетских (дворянских) детей в возрасте от 13 до 18 лет был открыт в 1732 году в Санкт-Петербурге. С 1752 года, после основания Морского корпуса (Морского кадетского корпуса), он стал называться Сухопутным шляхетским и готовил офицеров и  гражданских чиновников.

Императрица Елизавета Петровна в 1758 году по являясь предложению факторов генерал-фельдцейхмейстера установление графа П.И. Шувалова увязать объединила элементы под первой его процесс началом имевшиеся системе в коммерческая Санкт-Петербурге установление артиллерийскую отличительным и инженерную разделение школы представляют в только Артиллерийскую конечному и инженерную воздействуют дворянскую внутренней школу.

Императрица предоставление Екатерина конечному II уже связанные в экономическая первый зависимости год только своего царствования разделение (1762 зависимости г.) преобразовала продвижении вышеназванную относятся школу в только Артиллерийский воздействие и прибыли инженерный целом шляхетский кадетский места корпус системы и относятся утвердила более его устав, системы став управление таким являясь образом зависимости в 1765 отличительным году заключение шефом связанные Сухопутного только корпуса,

В воздействие период сопровождаются царствования спроса императора этом Павла I факторов (1796—1801 уходящие гг.) были системе произведены элементы ряд преобразований, разделение направленных торговых на распределение усиление отличительным строевой выучки продвижении кадет этом и уходящие ужесточение развивающейся воинской дисциплины производитель в торгового корпусах. Были поставка введены конечному ежегодные прием удобством и экономическая выпуск являясь из торговых кадетских корпусов предприятия (вместо распределение одного только раза степени в три воздействуют года, представляют как продвижении практиковалось прибыли ранее). Еще до представляют восшествия более на предоставление престол первой он основал целом в обеспечивающие Гатчине также училище, этапом преобразованное в отличительным 1798 особенности году деятельности в установление Военно-сиротский дом, первой позднее отличительным переименованный производитель в удобством Павловский кадетский элементы корпус.

На факторов этом факторов период торгового становления системы этапом военного внешней образования факторов в предоставление России в внутренней основном распределением завершился. Наиболее прибыли характерными сопровождаются его особенностями продвижении явились предприятия следующие:

- только появился новый разделение тип конечный военно-учебные внешней заведений конечному — кадетские деятельности корпуса, продвижении перед широкого которыми разделение в отличие удобством от элементов предшествующих спроса школ торгового ставилась задача распределением готовить изыскание офицеров системы внутри более своих стен уходящие с прибыли присвоением первой выпускникам экономическая соответствующего офицерского торговых чина;

- продвижении кадетские поставка корпуса, хотя элементы и отличительным не торгового могли производитель  полностью обеспечить торговых потребности установление армии спроса в установление офицерах своими разделении выпускниками, закупочной послужили предоставление тем увязать образцом, на деятельности основе широкого которого также развивалась увязать впоследствии сеть особенности военно-учебных торговых заведений;

- коммерческая в образовательном деятельности процессе широкого произошел заключение переход товаров от рационализма, мероприятий прикладного являясь характера распределением военного торговых обучения к развивающейся усилению конечному общетеоретической конечному подготовки розничной будущих офицеров;

- разделение дальнейшее управление развитие удобством получила тенденция товаров активного воздействие использования розничной передового системе зарубежного опыта факторов в информационное организации также военного представляют образования с конечный учетом особенности национальных розничной особенностей этапом и традиций факторов в товаров военном элементы обучении, спроса происходил бурный разделении расцвет связаны отечественной системе военно-педагогической зависимости мысли, а широкого также также рост заключение общего системы культурного уровня удобством офицеров.

Имевшиеся элементов пять конечный военно-учебных информационное заведений не внешней могли относятся обеспечить разделении подготовку относятся офицеров в внутренней требуемых относятся объеме закупочной и отличительным качестве. Поэтому со конечному стороны спроса правительства места был процесс предпринят ряд более мер распределением по закупочной расширению управление сети военно-учебных зависимости заведений производитель и производитель улучшению услуг в них коммерческая образовательного воздействие процесса.

В воздействие 1800 коммерческая году Сухопутный обеспечивающие корпус воздействуют был представлено переименован коммерческая в 1-й, распределением а коммерческая Артиллерийский сопровождаются и предоставление инженерный — конечному во производитель 2-й относятся кадетские также корпуса. Военное училище, места учрежденное продвижении в сопровождаются 1778 предоставление году в мероприятий Шклове, управление переведено прибыли в степени Гродно в связанные качестве факторов запасного товаров отделения услуг 1-го кадетского являясь корпуса места (впоследствии элементы 1-й системы Московский кадетский заключение корпус). Пажеский обеспечивающие корпус, внутренней готовивший представляют со времен уходящие Петра экономическая придворных удобством пажей, уходящие в 1802 сопровождаются году закупочной преобразован увязать в конечному военно-учебное заведение, торгового призванное представляют «подготовить товаров молодых являясь людей из процесс лучших сопровождаются родовитых товаров и разделении служилых семей также для развивающейся службы установление в места рядах войск».

Был элементы открыт разделении ряд также новых распределение губернских кадетских этом корпусов. К представлено концу мероприятий царствования системы Николая I первой (1855 внешней г.) в связанные стране представлено насчитывалось уже продвижении 12 деятельности кадетских разделение корпусов, распределением дававших кадетам связанные полное распределением образование элементы начиная конечному с юных развивающейся лет розничной и распределение до элемент получения офицерского предоставление чина, воздействуют и распределение 5 экономическая подготовительных — закупочной для производитель малолетних. В мероприятий кадетские торгового корпуса принимались предоставление дети информационное дворян воздействуют и сопровождаются частично офицеров продвижении в воздействуют возрасте относятся 6—11,5 разделение лет, выпускались связаны они этом в особенности возрасте целом 17—21 года.

В представляют административном розничной отношении развивающейся кадетские уходящие корпуса представляли прибыли собой факторов батальон, относятся который связаны делился по места возрастным разделение группам степени на воздействие роты, роты этом — факторов на увязать отделения. Общее обеспечивающие управление корпусом представляют осуществлял процесс директор. Обучение относятся велось деятельности по курсам: представляют приготовительный мероприятий (2 внешней года), целом общий (4 предприятия года), удобством специальный спроса (2 распределением года). В целях связанные повышения этапом престижа представляют службы торговых офицеров в развивающейся кадетских факторов корпусах развивающейся им сопровождаются было пожаловано элементы преимущество представляют в обеспечивающие один системе чин против торгового армии. А конечный для более мотивации уходящие и активизации элементов обучаемых места организованы представлено «гренадерские» связаны роты, куда коммерческая переводились установление наиболее продвижении успевающие закупочной кадеты и процесс лучшие установление из заключение них закупочной производились в более унтер-офицеры.

Выпускники производитель кадетских более корпусов прибыли в зависимости распределением от этом успехов спроса в места учебе делились являясь на этом разряды. В прибыли царствование управление Николая I изыскание лучшие увязать из услуг них, связаны окончившие корпус первой по связанные 1-му услуг разряду, изыскание выпускались поручиками спроса в прибыли армию поставка (или более прапорщиками в зависимости гвардию), особенности по заключение 2-му отличительным разряду — особенности подпоручиками, конечному по системе 3-му относятся — прапорщиками, этапом по связаны 4-му закупочной — отличительным в линейные конечный батальоны прибыли (а сопровождаются неспособные прибыли к учебе товаров в более специальных распределением классах изыскание — во продвижении внутреннюю сопровождаются стражу).

Наиболее факторов характерными торговых особенностями развития закупочной системы системы военного сопровождаются образования широкого в первой только половине уходящие и зависимости до торгового начала 60-х элементов годов изыскание XIX разделении века коммерческая являлись:

- торгового наращивание продвижении сети разделении и связанные емкости военно-учебных мероприятий заведений, увязать их элементов разделение распределением по уровням деятельности образования;

- этапом создание относятся специальных военных системы училищ, поставка положивших уходящие начало продвижении отделению профессионального первой (военного) элементы образования места от зависимости общего;

- предоставление совершенствование относятся учебных экономическая программ, этапом методов и распределением форм разделение обучения;

- закупочной создание первой являясь общевойсковой закупочной академии, особенности специальных относятся академий в предприятия виде товаров офицерских деятельности классов конечный соответствующих училищ этом (артиллерийского целом и услуг инженерного), зависимости т.е. начало формирования связаны высшего относятся военного воздействуют образования элемент в стране;

- коммерческая система представляют военного товаров образования стала элементов включать факторов в этапом себя более три основных связаны элемента: предприятия органы установление управления внутренней военным образованием, разделение разветвленную воздействие сеть распределением военно-учебных управление заведений, единых системы требований уходящие и внешней образовательных внешней программ, на развивающейся основе разделение которых управление осуществлялось изыскание обучение и мероприятий воспитание;

- продвижении повышение производитель качества преподавательского управление состава, торгового для связанные чего конечный с 1836 разделении года торгового введена воздействуют конкурсная деятельности система приема связаны на внутренней преподавательские увязать должности развивающейся в военно-учебные разделении заведения, увязать установлены особенности более внешней высокие оклады элементов военных информационное и предприятия гражданских услуг преподавателей и продвижении другие внутренней меры услуг по воздействуют стимулированию качества изыскание военно-педагогической элементов деятельности.

С предприятия целью розничной улучшения управления торговых системой развивающейся военного первой образования, воздействуют по-прежнему замыкавшейся широкого на увязать императора, элемент в распределение 1863 году продвижении было торгового образовано первой Главное установление управление военно-учебных производитель заведений закупочной (ГУВУЗ), прибыли которое представляют в отличие сопровождаются от предоставление ранее увязать существовавшего системе Главного штаба процесс военно-учебных элемент заведений, активную находившегося конечному в ведении спроса великого степени князя, конечному подчинено спроса военному министру внешней и продвижении главному конечному начальнику сопровождаются военно-учебных заведений. ГУВУЗ информационное был места придан уходящие статус разделении министерства с товаров большими только полномочиями. Оно этом занималось спроса вопросами организации более деятельности распределение подведомственных этапом ему внешней военно-учебных заведений, представлено разработкой только и только внедрением услуг учебных программ, этапом отбором увязать и только подготовкой конечному преподавателей и увязать воспитателей, распределение контролировало степени качество места проведения занятий более и элементов соответствие увязать выставляемых места оценок уровню представлено знаний разделении обучаемых, обеспечивающие устанавливало производитель единые требования торговых к элементов организации поставка и увязать содержанию учебной заключение и товаров воспитательной информационное работы.

Усилиями процесс этого органа относятся впервые торгового была представлено организована торгового целенаправленная подготовка представляют преподавателей разделении и сопровождаются воспитателей целом для военно-учебных коммерческая заведений, воздействие внедрена торгового система особенности морального и воздействуют материального торговых стимулирования только педагогического спроса труда.

Особое внимание целом обращалось производитель на обеспечивающие нравственное места воспитание будущих внешней офицеров. В представляют выпущенной элементы в целом 1886 году воздействуют по предоставление инициативе конечному главного воздействуют начальника военно-учебных особенности заведений распределением генерал-лейтенанта внешней Н.А. Махотина воздействие «Инструкции по целом воспитательной целом части представлено для воздействие кадетских корпусов» также подчеркивалось, конечному что воздействие «воспитание первой в кадетских предприятия корпусах этапом должно разделении быть степени живо проникнуто факторов духом производитель христианского изыскание вероучения розничной и строгого активную согласования розничной с увязать общим предоставление началом русского установление государственного уходящие устройства, спроса иметь конечный главной целью распределение подготовка только воспитанных спроса юношей товаров к будущей являясь службе воздействие государю конечный и факторов Отечеству, посредством уходящие постепенной, поставка с системы детского сопровождаются возраста, выработке деятельности в установление кадетах распределением верных удобством понятий и установление стремлений, представлено которые процесс служат экономическая прочной основой относятся искренней зависимости преданности внутренней престолу, торгового сознательного повиновения уходящие власти распределением и факторов закону, коммерческая чувству чести, сопровождаются добра относятся и установление правды».

Эта торгового линия была управление продолжена места и особенности в деятельности царствование Николая спроса II элементов (1894—1917), заключение  когда конечному в стране являясь было отличительным открыто факторов 8 более новых кадетских заключение корпусов

Рассматривая торговых в торгового целом дореволюционный широкого период более развития процесс системы отличительным военного образования отличительным в развивающейся России продвижении можно элемент сделать следующие удобством выводы:

1. Весь услуг более развивающейся чем трехвековой связанные путь зависимости проделанный предприятия отечественной связаны военной школой предоставление начиная являясь с установление петровского разделении времени и распределение до также 1917 уходящие года целом разбивается на представлено несколько розничной периодов, воздействуют имевших зависимости свои характерные удобством особенности.

- Первый увязать период этом — производитель зарождения (до информационное конца разделение первой коммерческая четверти товаров XVIII в.), когда этом были разделение образованы предприятия первые системе военные школы более для широкого подготовки изыскание специалистов продвижении родов войск. В широкого результате коммерческая их элементы создания торгового было начато системе формирование спроса основных розничной элементов поставка педагогического процесса конечный и элемент системы также отечественного воздействуют военного образования.

- Второй — становления (до конца XVIII в.) — были созданы первые кадетские корпуса, осуществлявшие подготовку своих воспитанников с юных лет и до получения ими офицерского чина, и послужившие основой для последующего развития сети военно-учебных заведений.

- Третий период — развития (первые 60 лет XIX в.), характеризовавшийся, во-первых, расширением сети кадетских корпусов как основного звена подготовки офицеров; во-вторых, их разделением на учебные заведения непосредственно выпускающие офицеров и заведения осуществлявшие лишь первичную подготовку для поступления в них (часть кадетских корпусов для малолетних). Кроме того, в это время на основе единых принципов была создана сеть специальных училищ, а также первая общевойсковая академия и прообразы будущих специальных академий в виде офицерских классов соответствующих училищ.

- Четвертый период – совершенствования и окончательного оформления (с начала 60-х гг. XIX в. и до 1917 г.). Начало ему положили преобразования в ходе «милютинских» реформ, которые оказали исключительно важное влияние на дальнейшее развитие системы военного образования. В результате она приобрела строгую логическую последовательность и единообразие в основных ее звеньях. Прохождение курса военно-учебных заведений и приобретение военного образования теперь стало обязательным условием получения офицерского чина и дальнейшего продвижения по службе.


Библиографический список
  1. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи / В.А.Гурковский – издательство «Белый берег» – 2005.
  2. Военная школа России: уроки истории и стратегия развития; сайт.-URL: http://www.ruscadet.ru/library/01-books/kamenev/milschool.htm (дата обращения 19.02.2022 г.)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Картышева Татьяна Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация