ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Степанова Елена Викторовна
ГБОУ ВО "Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей"
старший преподаватель кафедры педагогики, социально-экономических и гуманитарных дисциплин

Аннотация
Одной из важных проблем общества является увеличение числа студенческой молодежи с аддиктивными формами поведения. Аддиктивное поведение рассматривается как одна из форм девиантного поведения, что влечет за собой уход от реальности. Употребление психоактивных веществ, алкоголя, наркотиков ведет к социальной деградации молодежи. В статье рассматривается основные формы аддикций; типы компьютерных зависимостей. Выделяется три группы психологических механизмов формирования патологических зависимостей. Раскрывается содержание основных видов профилактической работы. Указываются методы профилактической работы зависимого поведения студентов на примере музыкального колледжа Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей: информационный, групповая работа (тренинги, психологические игры), вовлечение студенческой молодежи в общественную деятельность.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Степанова Е.В. Профилактика аддиктивного поведения студенческой молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97823 (дата обращения: 18.04.2024).

В последние годы проблема злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди молодежи в России чрезвычайно остра и продолжает актуализироваться. Одной из ведущих проблем общества становится постоянное увеличение числа подростковой молодежи с аддиктивными формами поведения [11, с.4].

Аддиктивное поведение – форма девиантного поведения, которая выражается в стремлении уйти из реальности посредством изменения своего психического состояния [1].

Исследованием аддиктивного поведения, различных его видов и форм в отечественной психологической науке занимаются М.С. Ангел, О.В. Каминская, Л.Т. Киселева, М.И. Кошенова, А.В. Лебедев и другие.

Употребление алкогольных напитков, энергетиков, психоактивных веществ и наркотиков угрожает физическому, психическому и нравственному здоровью подростков и молодежи, что приводит к биологической, генетической и социальной деградации личности, создает угрозу здоровью и благополучию общества в целом [9].

Также появилась зависимость от электронных сигарет или вейпа, от компьютерных игр и социальных сетей. Выделяют новые формы: киберкоммуникативную, селфи-зависимость, зависимость от гаджетов [9, с.30].

Психологи выявили типы компьютерной зависимости:

1. «Путешествия» по просторам интернета: бесконечный поиск.

2. Общение в чатах, сайтах знакомств, форумах, социальных сетях, что приводит к появлению виртуальных «друзей».

3. Игровая зависимость: сетевые компьютерные игры.

4. Онлайн – игры, онлайн-шопинг, участие в интернет-аукционах [7, с.393].

По мнению Е.В. Змановской, аддиктивное поведение личности имеет негативные последствия для общества, так как может выражаться в форме негативных последствий, таких, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений [5, с.7].

По мнению многих авторов, патологическая зависимость, в отличие от здоровой привязанности, пагубно влияет на психологическое состояние человека, препятствуя его личностному развитию и социализации.

Исходя из имеющихся современных отечественных исследований, можно выделить три группы психологических механизмов формирования патологических зависимостей.

Первую группу составляют нарушения личностного развития. Так, например, недостаточная эмоционально-волевая регуляция, нарушение ценностно-смысловой ориентации личности [3], выбор дисфункциональных способов удовлетворения базовых потребностей [14], нарушения развития личностных характеристик, являются факторами, провоцирующими формирование патологической зависимости [13].

Вторую группу психологических механизмов формирования зависимого поведения составляют нарушения процесса адаптации и взаимоотношений с окружающими. Как отмечают В.В. Аршинова и И.Б. Олехнович, сначала зависимое поведение проявляется как адаптация, переходящая затем в дезадаптивные, и далее – в деструктивные формы поведения.

По мнению А.В. Смирнова, людям с зависимым типом совокупной индивидуальности характерны социальная отчужденность, социальная самоизоляция и восприятие социума как враждебной среды обитания, что приводит к паразитическому, асоциальному, криминальному взаимодействию с ней. Утрата способности в построении отношений с окружающей социальной действительностью порождает дисфункциональное взаимодействие с ней, проявляющееся в зависимом поведении.

Своеобразие общественного развития, культурный кризис – третья группа механизмов формирования патологической зависимости [12, с.66].

Очень важно объединить усилия государства, правоохранительных органов, общественных организаций и образовательных учреждений – создать эффективно действующую систему межведомственного взаимодействия, являющуюся основным звеном совокупности мер первичной профилактики аддиктивного поведения среди подростковой молодежи [6, с.80].

Загвязинский В.И. отмечает, что профилактика – это совокупность социальных, психологических, медицинских и педагогических мер, направленных на устранение воздействия негативных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении [4, с.274].

Профилактика предполагает обучение эффективным поведенческим стратегиям: находить решения в критических ситуациях, уметь эффективно общаться, находить поддержку, уметь конструктивно мыслить, решать повседневные жизненные задачи. Также контролировать свои эмоции и чувства формируют устойчивость человека к стрессу, что дает возможность осуществлять верный выбор своего собственного решения в ситуациях, связанных с предложением выбора жизненного стиля.

Однако, очевидно, что профилактика достигнет небольших результатов, если она будет направлена только на подрастающее поколение. Необходима работа не только с членами семьи, но и с преподавателями, направленная не только на получение ими профилактических знаний, но и на осознание ими своих личностных и профессиональных смыслов, своих ресурсов и поведения [11, с.5].

Профилактику аддиктивных форм поведения в ранней юности, по мнению И.С. Бубнова и А.Г. Терещенко, необходимо осуществлять с учетом степени вовлеченности, а также с учетом факторов, способствующих развитию аддикций. В качестве таких факторов выделяют «семейный фактор риска и защиты», «фактор взаимоотношений со сверстниками», «социальный фактор риска и защиты», «учебный фактор риска и защиты» [2, с. 5].

По мнению О.А. Круковской, одним из эффективных подходов к профилактике аддиктивного поведения среди студентов является социально-педагогический, реализация которого предполагает становление социально активной личности, устойчивой к негативному давлению среды [8, с.3].

Выделяют основные виды профилактической работы: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика включает в себя совокупность мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических, социальных и психологических факторов, которые оказывают влияние на формирование девиантного поведения. Она включает следующие основные направления: улучшение социальной жизни людей; устранение асоциальных факторов; формирование условий, способствующих ресоциализации и реабилитации; воспитание позитивно настроенной личности; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и т.д.

Важно подчеркнуть, что именно первичная профилактика (ее полнота, своевременность и постоянность) является важнейшим видом мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении подростковой молодежи.

Вторичная профилактика включает в себя комплекс медицинских, социально-психологических, юридических мер, направленных на работу с молодежью, имеющими девиантные и асоциальные поступки (пропускают учебные занятия, постоянно конфликтуют со сверстниками и учителями, имеют проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения несовершеннолетними правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической помощи подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

Вторичная профилактика включает в себя следующие основные направления: выявление лиц с нервно-психическими нарушениями, определение факторов риска и обозначение профилактических групп по различным видам девиантного поведения; психологическую и медицинскую коррекцию выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения.

Третичная профилактика-это оказание помощи людям, страдающим зависимостями [4, с.275].

На базе музыкального колледжа Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей для выявления «группы риска» ежегодно проводится социально-психологическое тестирование.

Исследуются два показателя: факторы риска (социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение) и фактор защиты (обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска).

На основе полученных результатов составляется план профилактики зависимого поведения.

В первую очередь используется информационный метод. Данный метод основан на предоставлении разъяснительной информации о вреде наркотиков, ПАВ, алкоголе, о социальных, правовых и медицинских последствиях такого взаимодействия. Каким образом употребление данных веществ влияет на организм и личность.

Затем со студентами проводится групповая работа в виде тренингов, психологических игр с применением арт-терапии.

Также в план профилактической работы входит включение студенческой молодежи в общественную деятельность, например, студенческий совет, участие в массовых мероприятиях, концертах, КВН и т.п.

Если речь идет об интернет-зависимости, то ведется совместная работа с родителями. Даются методические рекомендации при общении с детьми; разрабатывается «стратегический» план по ограничению времени нахождения в интернете; привлечение детей в интересные виды деятельности.

Таким образом, профилактика аддиктивного поведения необходима студенческой молодежи для предотвращения возможных правонарушений, поддержания и защиты нормального уровня жизни. Профилактика зависимого поведения в образовательной среде построена на воспитательных методах, направленных на формирование у студентов знаний о социальных, медицинских, психологических последствиях зависимостей. Также создание условий для диагностики, предупреждения, исправления деструктивных стратегий поведения студентов.


Библиографический список
  1. Аддиктивное поведение // Глоссарий. Психологический словарь. Режим доступа: https://www.psychologies.ru/glossary/01/addiktivnoe-povedenie (дата обращения: 05.02.2021)
  2. Бубнова И.С., Терещенко А.Г., Профилактика аддиктивных форм поведения среди студентов колледжа // Вестник ОмГУ. Серия: Психология. 2016. №2. С. 4-11.
  3. Бузина Т.С. Психологическая модель профилактики зависимости от психоактивных веществ и сочетанных с ней парентеральных инфекций: дис. д-ра психол. наук. М., 2015. 392 c.
  4. Загвязинский В. И. Селиванова О. А. Социальная педагогика : учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 405 с.
  5. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения). 5-е изд., 2008. М.: Академия. 288 с.
  6. Кириллова Т.В., Шубникова Е.Г. Жизнеспособность личности как основа первичной профилактики зависимого поведения // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2012. № 1. Ч. 2. С. 79-83.
  7. Кругляк Л. Свобода от зависимости. Что семья должна знать о наркотиках, компьютерных и азартных играх. СПб.: Весь, 2014. 448с.
  8. Круковская О.А. Социально-педагогический подход в профилактике аддиктивного поведения студентов колледжа // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. №1-2. С.63-68.
  9. Олехнович И.Б. Зависимая личность и национальная безопасность / Общ. ред. П.С. Самыгина. М.: Русайнс, 2016. 208 с.
  10. О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: письмо от 5 сентября 2011 г. № МД-1197/06 / Минобрнауки РФ // КонсультантПлюс: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120299/ (дата обращения: 01.02.2021 ).
  11. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения, М. ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004. 192 с.
  12. Степанова Н.А. Проблема зависимого поведения и его профилактики в отечественной психологической науке // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-zavisimogo-povedeniya-i-ego-profilaktiki-v-otechestvennoy-psihologicheskoy-nauke (дата обращения: 10.02.2021 )
  13. Телепова Н.Н. Психолого-педагогическая концепция формирования психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам: дис. д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2012. 324 с.
  14. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. СПб.: Медпресса, 2012. 180 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Степанова Елена Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация