В условиях высокой динамики развития общественных отношений, экономических и политических кризисов, социальной нестабильности, необходимости постоянного уточнения курса социально-экономического развития экономик и востребованности модернизации всех аспектов жизнедеятельности общества в контексте цифровой трансформации возникла необходимость концентрации государственного управления территориями на достижении качественных изменений экономики. В контексте сказанного, одним из наиболее востребованных методов государственного управления как национальным, так и региональным развитием стала система стратегического планирования.
В условиях интенсивного становления системы стратегического планирования в России, по-прежнему не определено потенциальное влияние этой системы на развитие. разграничение полномочий властей федерального, регионального и местного уровней, отсутствует единообразие в методиках оценки эффективности данной системы, нет базового теоретического подхода к ее интерпретации.
Не смотря на многочисленные работы, посвященные данной тематике, по-прежнему наблюдается широкий разброс научных подходов к основным аспектам реализации стратегического планирования как на уровне федерации, так и на уровне регионов.
Степень научной разработанности сферы исследования позволяет указать на наличие существенного внимания к проблемам государственного управления в целом и стратегического планирования, в частности.
Следует отметить, что российская наука имеет значительный научный задел в рамках исследований отдельных аспектов народнохозяйственного планирования. При этом, отдельное внимание уделено долгосрочному планированию, прогнозированию и управлению, которое может лечь как теоретическая база в основу исследований стратегического планирования.
В частности, следует отметить работы таких ученых, как: А.А. Адамеску, И.И. Бабленкова, Л.И. Власюк, В.В. Кистанов, А.И. Костяев, В.Н. Лексин, Л.Э. Лимонов, Сагидова, Э.Л. Файбусович, В.М. Ходачек, А.Н. Швецов, И.В. Шевченко и других. Данные работы посещены вопросам регионального развития, методам государственного регулирования и управления.
Подчеркнем, что стратегическое планирование позиционируется в работе как вид деятельности органов государственной власти в рамках государственного управления. В связи со сказанным, обратим внимание, что наряду с разнообразием научных подходов к понятию государственного управления, в законодательстве существует единственная дефиниция данной категории, которая закреплена в ст. 3 Федеральном законе № 172-ФЗ: «государственное управление – деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» [1].
При этом, отметим, что стратегическое планирование мезо и макроуровней в России представляет собой общественное отношение, урегулированное нормами права. В связи со сказанным, с опорой на ключевой федеральный закон в анализируемой сфере, представим структурную характеристику системы стратегического планирования федерального уровня. Согласно ст. 3 ФЗ №172: «система стратегического планирования – механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения» [1].
Таким образом, ключевыми элементами системы стратегического планирования являются: принципы, документы, мониторинг и контроль. При этом, структурно, процесс стратегического планирования представлен четырьмя фазами: целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование.
Дадим характеристику идентифицированным элементам понятия системы стратегического планирования.
В первую очередь следует уделить внимание принципам стратегического планирования, зафиксированным в статье 7 ФЗ №172 (рисунок 1).
Рисунок 1 – Принципы стратегического планирования в Российской Федерации [1]
При этом, следует подчеркнуть, что в науке отсутствует единообразный перечень принципов стратегического планирования. Например, основными принципами стратегического планирования, по мнению Шарнина А.В., являются следующие принципы, объединенные в группы:
- универсальные принципы, характерные для любого вида планирования (принципы целенаправленности, непрерывности и системности);
- принципы, рассматривающие региональный и муниципальный уровень как административно-территориальную единицу и как уровень управления (принципы синхронизации, гармонизации, легитимности и субсидиарности);
- собственно стратегические принципы, описывающие специфику стратегического планирования социально-экономического развития региона или муниципального образования (принципы социальности и адаптивности) [2, с.14].
Следует отметить, что в науке существует мнение о недостаточно последовательной реализации принципов стратегического планирования как на федеральном, так и на региональном уровне. Нарушен ряд основополагающих принципов и прежде всего – принципов преемственности, непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования.
В частности, в ряду основных проблем указываются следующие.
Многие авторы отмечают отсутствие сложившейся системы стратегических документов, что реализуется в наличии документов принятых, но не включенных в закон. Более того, до сих пор не принята Стратегия социально-экономического развития РФ на долгосрочный период. В то же время, представляется избыточным количество стратегических документов, принятых на региональном и муниципальном уровне (рисунок 5).
Как видно на рисунке, количество субъектов стратегического планирования существенно меньше, чем стратегических документов их развития.
Еще одной проблемой является отсутствие разработанных методических основ реализации механизмов межотраслевого и межрегионального согласования разрабатываемых документов стратегического планирования.
Таким образом, несмотря на то, что ФЗ №172 закреплением принципов стратегического планирования создал рамки данной деятельности не только для федерального, но и для регионального и местных уровней, представляется, что в настоящее время их реализация осуществляется не в полной мере.
Библиографический список
- О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. – Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru (дата обращения: 10.10.2021).
- Шарнин А.В. Совершенствование стратегического планирования развития социальной сферы муниципального района (на материалах муниципального образования Новокузнецкий муниципальный район): дис. …канд. экон. наук. Кемерово, 2014. – 140 с.
Количество просмотров публикации: Please wait