Культурная политика как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества в настоящее время приобрела новые очертания, связанные с появлением новейших процессов постиндустриального развития общества. Значение развития культуры в России обусловлено тем, что она является важнейшим элементом общероссийской национальной идентичности. Культуру можно рассматривать в координатах социально-экономического, политического и стратегического развития общества. В связи со сказанным значение культурной политики обуславливается ее встроенностью в общественные отношения практически всех сфер жизни населения.
Многообразие научных подходов к определению значений культуры и культурной политики, а также множество исследований, посвященных различным аспектам развития сферы культуры как на федеральном, так и на региональном уровнях обуславливает необходимость систематизации теоретических подходов к ее интерпретации.
Противоречивость и неравномерность протекания культурных процессов в России актуализирует анализ современных культурных явлений.
Несовершенство государственной политики в культурной сфере делает востребованным мониторинг культурных процессов, а также реформ в сфере культуры.
Необходимость систематической оценки сферы культуры актуализировалась в связи с пандемией коронавируса нового типа, существенно повлиявшей на культурную жизнь в стране, спровоцировав кризисную ситуацию в отрасли: приостановили свою работу театры, кинотеатры, концертные залы. С другой стороны, произошел расцвет онлайн-технологий в области культуры, что стало стимулом к развитию онлайн-коммуникаций в культурной сфере.
Реализующийся в настоящее время Национальный проект «Культура», ставя перед сферой культуры амбициозные цели, является наименее ресурсоемким, сосредоточен в основном на государственном секторе культуры, что актуализирует исследование потенциала повышения эффективности деятельности организаций в сфере культуры.
Значение развития культуры в России обусловлено тем, что она является важнейшим элементом общероссийской национальной идентичности. Ученые российской академии наук разработали определение российской нации, в основу которого заложены общие историко-культурные ценности: ««гражданско-политической общности, консолидированной на основе исторической российской государственности, члены которой обладают равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности, общими историко-культурными ценностями, чувством принадлежности к единому народу, гражданской ответственностью и солидарностью» [1]. Данное определение подчеркивает потенциал культуры в решении геополитических и внутриполитических задач общества. Однако, следует отметить, что роль культуры и культурной политики значительно шире. В частности, культура как самостоятельная отрасль экономики является одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития государства. В связи со сказанным значение культурной политики обуславливается ее встроенностью в общественные отношения практически всех сфер жизни населения.
В науке отмечается, что появление понятия «культурная политика» обусловлено появлением в Европе нового вектора развития, связанного с построением социального государства.
Следует отметить отсутствие единообразия научных подходов к трактовке понятия «культурная политика» (таблица 1).
Таблица 1 – Научные подходы к понятию культурная политика
Лузан В.С. | …система человеческой деятельности, включающая в себя ясно сформулированные цели, эффективную методологию для их осуществления, реальные действия по созданию, сохранению и трансляции наиболее значимых культурных идеалов и их воплощения в социально-культурной действительности посредством различных субъектов социально-культурной сферы [2] |
Балакшин А.С. | Культурная политика рассматривается как политика, обращенная на культуру со всеми ее типами и видами [3] |
Флиер А. Я. | …совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов, как система новых принципов пропорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное — как осмысленная корректировка общего содержания отечественной культуры [4] |
Астафьева О. Н. | …область комплексных разработок, связанных с обоснованием тех или иных законодательно-правовых и финансовоэкономических инструментов реализации культурной политики, организационными и управленческими технологиями, позволяющими решать задачи, вытекающие из целевых установок определенных концепций культурной политики [5, с. 10] |
Паничкина Е. В., Фатыхов Р. Р. | …деятельность государства, направленная на сферу культуры и искусства [6] |
Составлено автором по результатам анализа научной литературы [16, 17, 27, 30, 32]
Разнообразие подходов к пониманию культурной политики обусловлено отсутствием до недавнего времени четких позиций ученых и государства [7], что повлекло за собой снижение ее эффективности.
Теоретическое понимание культуры в последние годы эволюционировало от узкодисциплинароного к междисциплинарному и трансдисциплинарному пониманию, от узкой трактовки к более широкой.
Ретроспективно трактовка государственной культурной политики дрейфовала от узкоотраслевого подхода к государственному управлению культурой к более широкому, межведомственному.
Как управленческая категория государственная культурная политика постепенно становится категорией, которая должна обеспечивать согласованность и взаимодействие органов власти и организаций в целях обеспечения единообразия подходов и возможности реализации поставленных стратегических целей.
Разнообразие подходов к пониманию культурной политики обусловлено также отсутствием единых подходов к трактовке культуры. В академическом смысле, она позиционируется как система ценностей, идеалов и образов, в то время как в целях реализации управленческих функций государства культура рассматривается как отрасль экономики.
Библиографический список
- Официальный сайт Российской академии наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=62ea3b4e-421b-4822-80c2-cc43c877db5c#content
- Лузан В.С. Социально-философский анализ динамики государственной культурной политики Российской Федерации [Текст]: автореф. дис. канд. филос. наук / В.С. Лузан. – Красноярск, 2011. – 24 с.
- Балакшин А.С. Культурная политика: теория и методология исследования [Текст]: дис. д-ра филос. наук. /А.С. Балакшин. – Н. Новгород, 2006. – 358 с.
- Флиер А.Я. О новой культурной политике России [Текст] /А.Я. Флиер //Общественные науки и современность. – 1994. – №. 5. – С. 14-25.
- Астафьева О. Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность (Лекции 1-3) [Текст] / О.Н. Астафьева //Культурологический журнал. – 2010. – №. 2. – С.21
- Паничкина Е. В. Национальный проект «культура» в региональном измерении [Текст] / Е.В. Паничкина, Р.Р. Фатыхов //Образование. Культура. Общество. – 2020. – С. 58-61.
- Shore C. Inventing the people’s Europe: critical approaches to European community cultural policy [Text] / C. Shore // Man. – 1993. – С. 779-800.