Кадровая политика в органах местного самоуправления, выступая базовым инструментом управления муниципальными служащими , направлена на формирование выскоэффективного и квалифицированного кадрового потенциала. Она включает в себя скоординированные направления деятельности по подбору кадров, формированию кадрового резерва организации и прохождения муниципальной службы. Реформирование государственного и муниципального управления в современных условиях рассматривается в рамках концепции нового государственного менеджмента (New Public Management, охране NPM) [1, с. 13–15)
Концепция декларирует возможность использования эффективных управленческих технологий, применяемых в бизнесе, в системе государственного, особенно, муниципального управления. Повышение эффективности муниципального управления связывается с ростом квалификационно-компетентностного уровня муниципальной службы, повышению эффективности работы самих государственных служащих [2].
Главной целью кадровой поли тики в системе муниципального управления является формирование кадрового потенциала, в профессиональном и деловом отношении обеспечивающем эффективное функционирование и развитие органов местного самоуправления.
Кадровая политика включает в себя систему механизмов реализации цели, задач, основных направлений деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере. Также ей определяются принципы получение работы подразделений органов местного самоуправления только с кадрами, главные критерии их оценки, пути совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников, рациональное использование результатов службы кадрового потенциала [3].
Важно отметить, что каждый субъект кадровой политики служащих может оказывать воздействие лишь на свои объекты, в то время как государство, будучи главным субъектом, распространяет свои кадровые полномочия на все кадры, процессы, отношения и трудовые ресурсы общества. Особое связано внимание на местном уровне уделяется кадровому составу муниципальной службы как объекту кадровой политики [4].
Кадровая политика становится государственной только в том случае, когда ее цели, принципы, организационные и концептуальные основы закреплены нормативными правовыми актами государства. В этом случае кадровые отношения становятся кадровыми правоотношениями, т.е. регулируются нормами права, стороны, участвующие в этих отношениях, несут ответственность за свои действия и обладают определенными правами [5].
Основными элементами кадровой политики являются:
Определение потребности в кадрах;
-подбор, отбор и наём служащих;
-расстановка кадров и использование знаний, умений, навыков;
-адаптация и мотивация служащих;
-оценка деятельности кадров;
-переподготовка и повышение квалификации;
-организация движения кадров.
Таким образом, в системе работы с кадрами в организациях (учреждениях) можно выделить три важнейших направления:
формирование;
использование;
развитие кадров [6]
Для кадровой политики существенное значение имеет применение таких инструментов, как [7, с. 57]:
1) аттестация служащих;
2) государственные квалификационные экзамены;
3) конкурс на замещение государственной вакантной должности;
4) анализ итогов деятельности служащих и т. д.
Задачи работы с сотрудниками в рамках единых требований законодательства о государственной службе следующие:
1) переподготовка кадров и повышение их квалификации;
2) организация кадрового резерва государственных служащих;
3) осуществление служебных аттестаций и их оценка;
4) составление планов для использования кадров и перехода государственных служащих на другие служебных должности;
5) сотрудничество с представительствами профессиональных объединений (ассоциаций) государственных служащих.
Необходимость оптимизации структуры муниципального управления и необходимость решения установленных законодательством задач определяет особенности формирования кадровой политики и выработки стратегических направлений ее развития, в том числе:
Разработка общих принципов кадровой политики в системе муниципального управления, анализ приоритетов развития службы;
Организационно – штатная политика, предусматривающая т планирование потребности в ресурсах муниципальной службы, формирование рекомендаций для структур управления службой в органах местного самоуправления, разработку штатных вопросов, создания системы резерва, организации ротации кадров;
Главной целью муниципальной кадровой службы выступает формирование кадрового потенциала, процессов обеспечивающих эффективное функционирование аппарата управления на муниципальном уровне.
Библиографический список
- Макарова Н.В. Кадровый менеджмент. – Москва: Academia, 2019. – 642 с.
- О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах: Распоряжение Правительства Российской Федерации о т 25 октября 2005 г. N 1789-р. – Текст : электронный. – URL: http://legalacts.ru/, свободный
- Беспарточный Б.Д., Медведев И.Н. Пути повышения эффективности управления персоналом государственной и муниципальной службы // Известия Юго-Западного государственного университета. № 1(18) – 2016. – С. 23-27.
- Захаров Н. И. Государственное и муниципальное управление [Текст]: учебник /Захаров Н.И., Попов В.Д., Есин В.А. – Москва: ИНФРА-М, 2017.
- Исакова Г. К. Модернизация системы управления гражданской и муниципальной службы в Республике Дагестан // Всероссийский научно- аналитический журнал ВАК «Финансовая экономика». – № 6. – Ч. 9. – 2018. – С. 19 – 23.
- Романкевич Т. Г. Проблемы кадровой политики муниципальной службы // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – № 12. – 2016. – с. 45 – 49.
- Зотов В.Б. Справочник муниципального служащего. — Ростов-на- Дону: Феникс, 2020. — 351 с.