СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Филоненко Леонид Анатольевич
Уральский государственный экономический университет
магистрант кафедры Государственного и муниципального права

Аннотация
Данная статья посвящена обзору теоретических аспектов развития системы дополнительного образования, а также изучена совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих ее функционирование.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Филоненко Л.А. Система дополнительного образования в едином образовательном пространстве // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/02/97699 (дата обращения: 10.04.2024).

Дополнительное образование детей является составной частью общего образования. Дополнительное образование позволяет приобрести устойчивую потребность в познании, максимально реализовать себя и самоопределиться профессионально. Исследователи под данным термином понимают процесс обучения и воспитания, который направлен на реализацию дополнительных образовательных программ.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», принятым в 1992 г., внешкольные учреждения были изменены на учреждения дополнительного образования. На основании внешкольной и внеурочной работы осуществлялось формирование системы дополнительного образования в России [1].

Еще в XIX веке появились идеи внешкольного образования. В то время, социально-экономическая ситуация в России вынуждала работать детей очень рано. Возможность получения полноценного общего образования была у ограниченного количества людей [2, с. 30].

В первых внешкольных учреждениях шла компенсация школьного образования на компенсирующее, что давало детям шанс на успешную карьеру в жизни. В конце XIX века внешкольное воспитание возникло в клубах, кружках, летних оздоровительных лагерей и т.д. В первых внешкольных учреждениях сочетались социальная и индивидуальная педагогика. Воспитание было конкретно-практической направленности. Занятия в первых внешкольных учреждениях компенсировали отсутствие школьного образования [3, с. 151].

В конце XIX – начале XX века на средства местных педагогических обществ были созданы клубы для детей, а также летние колонии. Именно в то время впервые появляется такой термин как “внешкольная работа”. Исследователь Е.Н. Медынский писал «что только школьного образования недостаточно, чтобы детям осваивать культуру; его просто необходимо дополнять другими внешкольными формами» [29, с. 12].

В 20-30-е годы XX века деятельность внешкольных организаций все еще сохраняет свои формы, существовавшие до 1917 года. При этом работа данных учреждений начинает совмещаться с деятельностью комсомольской и пионерской организаций, которые в то время были основной частью воспитания личности в России. Эти годы исследователем О.Е. Лебедевым характеризуются становлением общей системы дополнительного образования, обладающей большим социальным потенциалом для общества в целом. Фундаментом этого потенциала являлись разнообразные внешкольные учреждения: специализированные центры детского творчества, дома и дворцы творчества, спортивные школы, пионерские лагеря. Эти учреждения были распространены во всех областях и регионах. Деятельность данных учреждений основывалась по следующим направлениям: методическая работа, учебно-кружковая, массовая работа [3, с. 45].

Основными функциями внешкольных учреждений в 40-50-е гг. XX века являлись: методическая; коммуникативная; профессиональное и гражданское самоопределение детей [4, с. 197].

Значительные изменения наблюдаются в 60-е годы XX века, когда воспитание приобретает деятельностный характер. Приоритетами в это время являлись: уважение к увлечению ребенка, его занятию по интересам, значимость его умений и знаний для коллектива [4, с. 198].

В 70-80-е годы XX века – период наивысшего развития внешкольных учреждений. Этот период характеризуется появлением системы, которая имела конкретные формы и задачи. Происходит увеличение роли данных учреждений в части индивидуальной работы с детьми из неблагополучных семей [5, с. 173].

В этот период формирование на дополнительное образование обращают внимание многие педагогики-практики и ученые. При изучении дополнительного образования они описывают его как «социально-педагогическое явление».

Многие исследователи высказывались о дополнительном образовании как:

- о составляющей части общего и профессионального образования, которая помогает формировать у детей индивидуальную личность в постоянно меняющейся среде и на основе свободного выбора позволяет предоставлять образовательные, интеллектуальные и развивающиеся услуги;

- об образовательном пространстве, в котором осуществляются образовательные процессы, таких систем как государственные и общественные, направленных на развитие личности и увеличения опыта ребенка на практике;

- о процессе обучения и воспитания, нацеленных на повышение профессиональных и личностных качеств ребенка, который реализуется за счет творческих и образовательных программ;

- о системе, формирующей жизненные способности личности, на которые общая образовательная школа не направлена;

- об образовании, нацеленного на формирование мироощущения и миропонимания [2].

С начала 2000-х идет увеличение спроса у населения на качественные и разнообразные услуги дополнительного образования, снижается возраст начала обучения в системе дополнительного образования и увеличиваются расходы населения на платные услуги в этом секторе. В этот период усиливается общественный интерес к использованию потенциала дополнительного образования в воспитании детей, как профессиональной их ориентации и развития ими компетенций, которые востребованы на этапе технологического развития [2].

При анализе процесса становления в России необходимо обратить на его особенности:

- современное дополнительное образование детей как система характеризуется свободой выбора ребенка определенной образовательной области, а также времени ее освоения;

- дополнительное образование в России было результатом потребности общества в целом и на протяжении многих лет претерпевало значительные изменения по целям, задачам, функциям, принципам, направлениям деятельности и формам работы;

- в настоящее время система дополнительного образования характеризуется поиском деятельности, в учреждениях дополнительного образования идут инновационные процессы, обновляются методы и формы [2].

В настоящий момент в системе дополнительного образования сформировались следующие функции (рисунок 1):


Рисунок 1 – Функции дополнительного образования

Рассмотрим подробнее эти функции.

а) социальная функция, направленная на удовлетворение:

1) родительского спроса – это занятость ребенка по времени, предпрофессиональная подготовка, здоровье, обучение по дополнительным предметам;

2) детского спроса – это досуг, общение, потребность личностного развития. В связи с развитием детей, данный спрос постоянно изменяется с возрастом;

3) социального спроса – этот спрос формируется на трех началах: образование, культура и здоровье подрастающего поколения;

4) экономического спроса – для ребенка этот спрос связан с предпрофессиональной подготовкой, для взрослых – это возможность заработать посредством неполного рабочего дня;

5) правоохранительного спроса – это прежде всего профилактика асоциального и противоправного поведения ребенка [3];

б) психологическая функция:

1) развивающая – это создание таких условий, которые обеспечивают развитие ребенка в части его физического и психического состояния. При этом, ребенок приобретает определенный опыт и навыки, проявляет себя как личность, развивается и самоутверждается, что не всегда доступно в школьной и семейной среде;

2) компенсаторная – это компенсация неудач в школе и семье;

3) консультационная – это касается всех объектов образовательного процесса, как для родителей, детей, так и педагогического состава;

4) релаксационная – это возможность отдохнуть от установленных регламентов в школе и семье [3];

в) образовательная функция:

1) это получение образования по предметам, не предусмотренным в общеобразовательной школе, например, судо- и авиамоделирование, хореография, спортивные секции и другие;

2) это профессиональное самоопределение органам и самореализация;

3) это удовлетворение интереса ребенка [3];

г) социализирующая функция – эта функция направлена на самоутверждение, самоопределение ребенка, а также на дополнительное общение со сверстниками. Она помогает реализовать потребности ребенка в различных видах деятельности [3].

Дополнительное образование вписывается в систему профессионального и общего образования, включая сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. Дополнительное образование является подсистемой по отношению к общей системе образования, но также может быть и как самостоятельная образовательная система. Как образовательная система, дополнительное образование обладает всеми качествами системы: единством и целостностью всех элементов, которые составляют связь друг с другом [6, сфере с.21].

Обучение подразделяется на общее, дополнительное, профессиональное, которое в течение всей жизни обеспечивает право на образование [1].

Система образования в регионе – это совокупность механизмов реализации взаимодействия можно между образовательными институтами. В региональную систему образования входят образовательные учреждения разных типов (дошкольные, общеобразовательные, профессионального, дополнительного образования и др.), органы управления образованием и муниципальные образовательные системы. На уровне субъектов РФ существует примерно такая же модель координации развития системы дополнительного образования детей.

Рассматривая региональную систему дополнительного образования детей, необходимо иметь в виду, что в силу специфики каждый регион, исходя из национальных традиций, возможностей и потребностей конкретного общества, выстраивает свою региональную систему на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей [1].

Дополнительное образование как система включает в себя:

- органы управления образованием, включая подведомственные им организации;

- государственно-общественные объединения, которые способствуют реализации дополнительного образования (объединения научных и методических советов, профессиональные ассоциации, объединения обществ и иные объединения);

- учреждения дополнительного образования;

- организации, направленные на обеспечение процесса образования в учреждениях дополнительного образования;

- объединения (союзы, ассоциации) учреждений дополнительного образования;

- государственные детей образовательные стандарты дополнительного образования;

- дополнительные образовательные программы [1, 4].

Учреждения дополнительного образования в зависимости от возраста обучающихся могут быть следующих типов:

- учреждения дополнительного образования детей и взрослых;

- учреждения дополнительного образования независимо от возраста [1].

Учреждения дополнительного образования детей могут быть следующих видов: школы, клубы, дворцы, станции, центры, студии, оздоровительно-образовательные лагеря и другие образовательные учреждения.

В помогает области дополнительного образования к компетенции России относятся:

- заключение международных договоров в области регулирования дополнительного образования;

- установление федеральных государственных стандартов дополнительных образовательных программ;

- установление перечня дополнительных образовательных программ;

- разработка федеральных государственных программ дополнительного образования и их реализация;

- лицензирование учреждений дополнительного образования;

- государственная аккредитация и аттестация учреждений дополнительного образования;

- установление форм документов по дополнительным образовательным программам;

- установление льгот по налогам и сборам для стимулирования работодателей, которые осуществляют деятельность по повышению квалификации и непрерывному образованию работников;

- установление категорий граждан, которые имеют преимущества при приеме в учреждения дополнительного образования [1].

Учреждения дополнительного образования должны обеспечивать для своих работников повышение квалификации.

В данных учреждениях могут предусматриваться должности научно-педагогических – это научные работники и профессорско-преподавательский состав, педагогических, инженерно-педагогических, методических, инженерно-технических, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных, производственных и других работников.

По договорам с учредителями учреждения дополнительного образования на условиях частичного города или полного самофинансирования, осуществляют реализацию дополнительных образовательных программ.

В компетенцию государственных органов, которые осуществляют деятельность по распределению государственных заказов на дополнительное образование, входит осуществление на конкурсной основе и размещение указанных государственных заказов. Для участия в конкурсе государственные органы приглашают различные организации образования [1].

В случае реализации программ дополнительного образования на платной основе в договоре устанавливается размер оплаты. Этот договор возмездного оказания услуг заключается между гражданином или юридическим лицом и организацией дополнительного образования, которые реализуют программы дополнительного любой образования.

Средства, которые затрачены на получение дополнительного образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации, при расчетах подоходного налога вычитаются из налогооблагаемой базы.

Однако это имеет силу только при условии, что у учреждения дополнительного образования имеется государственная аккредитация.

Содержание дополнительного образования – это дополнительные образовательные программы, которые подразделяются на:

- дополнительные общеобразовательные программы;

- дополнительные профессиональные образовательные программы [7].

Дополнительные общеобразовательные программы – это программы развития индивидуальных способностей, а также программы, направленные на усвоение обучающимися социокультурных ценностей, и не относящиеся к дополнительным профессиональным образовательным программам.

Основные направления программ дополнительных образовательных учреждений:

- спортивно-технические;

- туристско-краеведческие;

- научно-технические;

- физкультурно-спортивные;

- художественные;

- военно-патриотические;

- эколого-биологические;

- социально-экономические;

- социально-педагогические;

- естественно-научные и др. [7].

Дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются и утверждаются учреждениями дополнительного образования. Примерные дополнительные образовательные программы разрабатываются государственными органами управления.

При реализации задач дополнительного образования учреждение создает необходимые условия для свободного развития личности, что является принципом “гуманизации”. С другой стороны, учреждение дополнительного образования, пытаются осваивать образовательный стандарт, что противоречит важному принципу реформы образования – свободного развития личности [7].

Дополнительное образование направлено на принятие ребенка как личность и индивидуальность, защищает его право на самоопределение и саморазвитие. В отличие от основного образования, которое является предметно ориентированным и направлено на освоение обязательного стандарта, дополнительное образование личностно ориентировано и наиболее полно отвечает данным критериям.

Для развития детей и самого учреждения образования необходимо сочетание в стенах школы обоих видов образования – общего образования и дополнительного образования. Главным отличием дополнительного образования от общего образования – это отсутствие жестких общеобразовательных стандартов. Педагоги, которые работают в системе дополнительного образования, могут изменять способы преподавания [4].

Целью обучения в учреждениях дополнительного образования является развитие личностных, духовных, нравственных, познавательных, телесных способностей. В системе дополнительного образования должна быть создана такая среда, которая обеспечивает обучающимся проявлять творческое начало, заложенное от природы. Этот подход необходим для учреждения дополнительного образования для развития обучающихся и непосредственно самого себя. В учреждениях дополнительного образования с одной стороны создаются условия для развития личности, с другой стороны – реализуется образовательный процесс [4].

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования направлен на принятие ребенка как индивидуальности, так и личности. Дополнительное образование направлено на самоопределение и саморазвитие ребенка. Базовое образование является предметно ориентированным и направлено на освоение школьного стандарта. Дополнительное образование – личностно ориентировано [2].

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования основывается на подходе развивающего образования. Объектом развития в системе дополнительного образования являются:

- учащиеся учреждений дополнительного образования;

- родители обучающихся;

- педагогический коллектив, участвующем в дополнительном образовании;

- руководители учреждений дополнительного образования;

- организация дополнительного образования, в части его саморазвития;

- программы обучения;

- образовательная среда;

- окружающий социум – социальная макросреда [6].

Организации дополнительного образования являются также субъектами дополнительного образования через развитие окружающей социальной макросреды.

Организации дополнительного образования при принятии решения о развитии разрабатывают определенную концепцию. С разработки рабочей концепции начинается развитие организаций дополнительного образования. Концепция предполагает осознание состояния организации, целей и перспектив развития по таким позициям как:

- контингент учащихся и его психологические особенности;

- тактические и стратегические объема цели учебного процесса, а также образовательной среды;

- содержание образования;

- определение требований к личностной, профессиональной подготовке педагогического состава [2].

Установление особенностей контингента учащихся предполагает создание особой образовательной среды в образовательных учреждениях и специальных условий образовательного процесса. В учреждения дополнительного образования дети приходят с различным уровнем их развития, разными видами способностей, а также приходят по разным мотивам. В учреждениях дополнительного образования обучается различный контингент: разный бюджетных по индивидуально-психологическим особенностям, потенциальным (скрытым) и явным способностям, возрасту, мотивам, физическим возможностям и другим сторонам индивидуального развития. Все это предъявляет особые требования к организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования [2].

Для определения комплекса требований к педагогу дополнительного учреждения необходимо знать специфику педагогического контингента. Специфика педагогического контингента в организация может отличаться его разнообразием, так и наоборот – его отсутствием ввиду того, что процесс обучения в основном проходит в свободное от школьных уроков время и во второй половине дня. При переходе к развивающему образованию от педагогического состава в своей работе требуется осознанное понимание психологических особенностей развития ребенка.

Подготовка педагогического состава включает в себя знания:

- личностного и возрастного развития подрастающего поколения;

- психологических особенностей детей;

- о развивающем образовании и что оно о себе представляет;

- об образовательной среде и ее разновидности – внешкольная, дополнительная, школьная и др.;

- о субъектах системы дополнительного образования;

- о взаимодействии между субъектами дополнительного образования;

- о различных способах педагогического взаимодействия между учащимися в группе, с родителями, с коллегами-учителями, с руководством [5].

Существует три направления, по которым одновременна должна проводится подготовка педагогического состава:

- дидактическая – это методическая и предметная подготовка;

- личностная подготовка;

- общепсихологическая и психодидактическая подготовка [8].

В системе дополнительного образования существуют программы следующие преимущества:

- неформализованность содержания образования и образовательного процесса;

- участие в различных развивающих образовательных полностью программах добровольном выборе и в соответствии с их склонностями, ценностями и интересами;

- возможность выбора темпа и режима освоения образовательных программ, выстраивание индивидуального образовательного процесса, что играет существенно важную роль для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- возможность смены образовательных организаций, педагогов, программ обучения;

- вариантный характер оценки результатов образования;

- ориентация на создание конкретного персонального продукта и связь с практикой;

- применять полученные навыки и знания на практике;

- разновозрастный характер объединений;

- возможность выбора наставника, тренера, педагога [8].

Дополнительное образование – важный фактор справедливости и социальной стабильности общества. Оно создает условия для успеха ребенка вне зависимости от социально-экономического статуса семьи и ее места жительства. Важная отличительная черта дополнительного образования – это его открытость, которая проявляется в следующем:

- возможность для педагогов и учащихся включать в программы обучения наиболее важные и актуальные явления социокультурной реальности;

- нацеленность на взаимодействие с культурно-досуговыми и социально-профессиональными общностями сверстников и взрослых, которые занимаются таким же видом деятельности;

- благоприятные условия для реализации общественных проектов [8].


Библиографический список
  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.10.2021 г.).
  2. Дальцева С.В. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб. пособие / С.В. Дальцева. – Москва: Юнити-дана, 2007. – 135 с.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – Москва: Прометей, 2005. – 589 с.
  4. Поташник М.М. Управление развитием образования: учеб. /  М.М. Поташник. – Москва: Новая школа, 2008. – 302 с.
  5. Ерофеева Т.И Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие / Т.И. Ерофеева. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 305 с.
  6. Журкина А.Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования: учеб. / А.Я. Журкина. – Москва: ИНФРА-М, 2008. – 84 с.
  7. Гренадерова Л.В. Дополнительное образование как элемент образовательной среды ребенка / Л.В. Гренадерова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2017. - № 1 (9). – С. 26-29.
  8. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.10.2021 г.).

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Филоненко Леонид Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация