РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Мясников Константин Евгеньевич
Уральский государственный экономический университет
магистрант кафедры Государственного и муниципального права

Аннотация
Данная статья посвящена обзору системы здравоохранения как объекта государственного управления, ее места в науке и управлении, как актора социальной эффективности здоровья населения на основе принятия стратегических решений, смены парадигмы управления всеми сферами жизнедеятельности общества.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мясников К.Е. Региональная система здравоохранения как объект государственного управления и стратегического планирования // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/02/97693 (дата обращения: 29.03.2024).

Нестабильность экономических отношений, кризисные явления и динамичная трансформация национальных экономик в условиях глобализации и растущей конкуренции неизменно привели к смещению акцента в науке и управлении от экономической эффективности к эффективности социальной, что потребовало пересмотра управленческих решений, смене парадигмы управления всеми сферами жизнедеятельности общества.

Гуманизация управления неизбежно ставит перед государственной властью вопросы повышения качества жизни населения, ключевой сферой, способной существенно повлиять на него является здравоохранение[ 1].

В настоящее время можно наблюдать широкий спектр форм организации и типологию систем здравоохранения в национальных экономиках имеющих различные целевые установки, общественное значение и подходы к управлению.

Наиболее распространенной классификацией форм организации национальных систем здравоохранения в зависимости от степени централизации управления является деление на три вида (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Классификация систем здравоохранения в зависимости от степени централизации государственного управления
Составлено автором по: [ 2 ], [3], [4]

 

Следует отметить, что организационные основы национальных систем здравоохранения отличаются по ряду критериев, в частности, степень централизации управления, форма собственности, источники финансирования и методы их привлечения. При этом, как отмечается в научных источниках, качество, количество и структура выделяемых обществом ресурсов, результат их применения в области охраны здоровья обусловливаются влиянием экономических и социальных факторов [30].

Более того, на формирование современных систем здравоохранения существенное влияние оказал исторический контекст, диктующий в том числе институциональную среду функционированияздоровьесбережения населения (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Типы систем здравоохранения
Составлено автором по: [5], [6], [7], [8]

 

Поэтому в зависимости от сложившихся условий в конкретной стране каждая из систем здравоохранения имеет свои преимущества и недостатки перед другими по определенным показателям.

На основе проведенного анализа нами выделены основные факторы эффективности систем здравоохранения, характерные практически для всех моделей:

– крайние степени централизации и децентрализации национальной системы здравоохранения одинаково негативны, вопрос в выборе достаточной степени централизации; – повышение эффективности расходования ресурсов происходит при опоре на рыночные механизмы, причем степень реализации рыночных механизмов обратно пропорциональна степени централизации системы; – значительное преобладание рыночных принципов управления в построении системы охраны здоровья при недостаточной регуляторной функции государства ведет к непропорциональному росту затрат за счет увеличения неоправданных назначений;

– в систему должны быть включены инструменты обеспечения социальной защиты и доступности медицинской помощи для малообеспеченных слоев населения; – должна существовать система распределения финансирования (аналог фондов ОМС, больничных касс и пр.);

– система мотивации медицинских сотрудников и организаций должна предполагать не только качество и доступность медицинской помощи, но и сдерживать рост издержек на систему охраны здоровья (например, фондосодержание в Великобритании);

– во всех случаях реализации успешных моделей имеет место участие в финансировании систем здравоохранения частных средств граждан.

Для решения накопившихся проблем в системе здравоохранения эффективным инструментом регулирования выступает разработка национальных стратегий и программ развития данной сферы. Так, в Российской Федерации реализуется Стратегия развития здравоохранения на период до 2025 года [912], которая включает оценку современного состояния, вызовы и угрозы развития системы здравоохранения, определяет цель, основные задачи, приоритетные направления, механизмы реализации развития здравоохранения. Кроме этого параллельно реализуется Национальный проект «Здравоохранение» 10[15], направленный на повышение доступности, качества и комфортности первичной медикосанитарной помощи. С этой целью задумано окончание создания сети медицинских учреждений в первичном звене, не обходя стороной труднодоступные регионы России, а также, сельскую местность. Все эти меры направлены на то, чтобы:«в населенных пунктах с населением более 100 человек первичная медицинская помощь существовала в шаговой доступности, а точнее менее 6 км от места пребывания человека» [11]. Данные проекты имеют четкое финансовое обоснование, направленное на реализацию конкретных целей. Так совокупные расходы на нацпроект «Здравоохранение» до 2024 года составят 1 725,7 млрд рублей [  10].

Главный показатель оценки состояния здоровья – это ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Он рассчитывается на основании повозрастных коэффициентов смертности. Сегодня продолжительность жизни в России:«на 6 лет ниже, чем в «новых-8» странах ЕС, имеющих близкий с РФ уровень экономического развития, а в 1987 г. эта разница составляла меньше 1 года» [ 12]. Всю совокупность ключевых проблем в сфере здоровьесбережения россиян можно обобщить в условные группы с известными показателями, демонстрирующими низкую эффективность как социальной политики в целом, так и здравоохранения в частности. При этом, сравнительный анализ со странами Европы с ясностью позволяет охарактеризовать существующие проблемы (рисунок 3).

Таким образом, к основным проблемам отнесем:

-        высокую смертность граждан трудоспособного возраста. Научные данные свидетельствуют, что в половине случаев это напрямую или косвенно связано с избыточным потреблением алкоголя и табакокурением [13];

-        плохое здоровье российских детей. Причем половина смертей именно в этом возрасте происходит в результате внешних причин (43%) и новообразований (12%);

-        высокая смертность от новообразований среди молодых возрастов;

-        неудовлетворительные показатели смертности от инфекционных болезней. При этом, смертность от инфекционных заболеваний за последние 4 года выросла на 8%. Причем этот рост произошел за счет смертей от ВИЧ – в 2 раза и от вирусных гепатитов – в 1,4 раза.

-        существенная разница в состоянии здоровья между сельскими и городскими жителями. На селе живут на 1,9 года меньше, чем в городе. В 1995 г. эта разница была почти в 3 раза ниже и составляла 0,7 года.

 

Рисунок 3 – Проблемы здоровьесбережения населения России в сравнении со странами Европы
Составлено автором по: [12]

 

На здоровье населения влияют социально-экономические факторы, образ жизни, условия внешней среды, доступность и качество медицинской помощи (зависящие от уровня финансирования и эффективности работы системы здравоохранения). Схематично, систему факторов, формирующих уровень здоровья населения можно представить в виде схемы (рисунок 4).

 

Рисунок 4– Система факторов, формирующих уровень здоровья населения
Составлено автором по: [14]

 

Таким образом, здоровье населения — это комплекс взаимосвязанных факторов, формирующихся под влиянием целого спектра условий, значительную роль в котором играет качество и доступность здравоохранения.


Библиографический список
  1. Fassin D. Humanitarian reason. – University of California Press, 2011.
  2. Портной В. В., Калашникова И. В. Национальные системы здравоохранения: особенности и классификация //Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий. – 2016. – С. 301-304.
  3. Freeman R., Frisina L. Health care systems and the problem of classification //Journal of Comparative Policy Analysis. – 2010. – Т. 12. – №. 1-2. – С. 163-178.
  4. Shakarishvili G. et al. Health systems strengthening: a common classification and framework for investment analysis //Health policy and planning. – 2011. – Т. 26. – №. 4. – С. 316-326.
  5. Бобошко А. А. Принципы формирования национальных систем здравоохранения //Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала. – 2015. – С. 45-48.
  6. Frenk J. The global health system: strengthening national health systems as the next step for global progress //PLoS medicine. – 2010. – Т. 7. – №. 1. – С. e1000089.
  7. Evans D. B. et al. Comparative efficiency of national health systems: cross national econometric analysis //BMj. – 2001. – Т. 323. – №. 7308. – С. 307-310.
  8. Roemer M. I. National health systems of the world. – oxford university press, 1993.
  9. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. N 254. – Текст : электронный. – URL :  https://demo.garant.ru (дата обращения: 07.11.2021).
  10. Паспорт национального проекта «Здравоохранение»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. – Текст: электронный. – URL:  https://demo.garant.ru (дата обращения: 07.11.2021).
  11. Шишкин С. В. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы: доклад НИУ ВШЭ по проблемам развития системы здравоохранения. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 84 с.
  12. Положенцева Ю. С., Муштенко Н. С., Хомутинникова А. Д. Анализ эффективности системы здравоохранения: основные тенденции развития и перспективы модернизации //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2020. – Т. 10. – №. 3. – С. 123-139.
  13. Аганбегян А. Г. Демографическая драма на пути перспективного развития России //Народонаселение. – 2017. – №. 3 (77).
  14. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России: 2018–2024 гг. Что надо делать? //ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. – 2018. – №. 1 (11).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «trubinag»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация