ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Новоселов Сергей Викторович

Аннотация
В статье проводится оценка развития системы здравоохранения и анализ её показателей на примере Свердловской области, оценивается реализация стратегии развития здравоохранения в данном регионе.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Новоселов С.В. Оценка развития системы здравоохранения на примере Свердловской области // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/01/97537 (дата обращения: 19.06.2024).

Характеристика системы здравоохранения в регионе

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. 02.07.2021г.) организация охраны здоровья в России формируется на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной сфер здравоохранения. Это в некотором роде три подсистемы общей всероссийской сферы здравоохранения, управляемой органами публичной (государственной и муниципальной) власти.

Государственную систему здравоохранения, включающую в себя федеральный и региональный уровни, согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья…», составляют:

-                      федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, Российская академия медицинских наук;

-                      исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья других федеральных органов исполнительной власти (за исключением названных федеральных органов исполнительной власти);

-                      подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские предприятии и фармацевтические организации, предприятии здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека судебно-экспертные учреждения, другие предприятии и их обособленные подразделения, оказываемые деятельность в сфере охраны здоровья.

Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2012 г. № 533 «О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства» основоположено, что Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по выработке и осуществлению государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных препаратов, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного содержания работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи и проведение судебно- медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Министерство здравоохранения Свердловской области осуществляет свои полномочия и функции в соответствии со следующими нормативными актами:

1)                 Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 № 178- ФЗ “О государственной социальной помощи”;

2)                 Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.1999 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”;

3)                 Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 №323 “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”;

4)                 Закон Свердловской области от 21.11.2012 № 91-03 “Об охране здоровья граждан в Свердловской области”;

5)                 Постановление Правительства Свердловской области от 13.01.2016 № 16-ПП “Об утверждении положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства здравоохранения Свердловской области”;

6)                 Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 08.12.2008 № 2204-п “О регламенте Министерства здравоохранения Свердловской области”.

1)                Министерство здравоохранения Свердловской области в сфере охраны здоровья граждан осуществляет следующие полномочия: участвует в выработке и реализации государственной политики Свердловской области в данной сфере;

2)                 разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, региональные и комплексные программы, направленные на осуществление мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, региональные программы научных исследований в сфере охраны здоровья граждан, обеспечивает их координацию;

3)                 организует оказание населению Свердловской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области;

4)                 создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан;

5)                 организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями;

6)                 реализует мероприятия, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

7)                 организует осуществление мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8)                 организует реализацию мероприятий по профилактике заболеваний;

9)                 осуществляет координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере охраны здоровья граждан, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории Свердловской области; участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Свердловской области;

10)            осуществляет иные полномочия.

В соответствии с Перечнем медицинских учреждений Свердловской области, подведомственных Министерству здравоохранения Свердловской области, на территории региона функционируют 3899 таких учреждений по последним данным (2020 год). В их число входят как государственные, так и частные. Число учреждений, относящихся именно к государственной системе Свердловской области — 1785, при этом 77% от всех учреждений составляют государственные бюджетные учреждения здравоохранения.

Если говорить в отношении финансирования охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в частности, в Свердловской области, то оно осуществляется из различных источников и предполагает как бесплатное предоставление населению медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней (федерального, регионального и местного) и средств обязательного медицинского страхования, так и за счет средств организаций и самих граждан, в том числе за счет добровольных пожертвований. Расходы на здравоохранение и медицинское обслуживание ежегодно вносятся специальной строкой в бюджеты, которые формируются, утверждаются и исполняются препорученными государственными органами и органами местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иным финансовым законодательством.

 

Анализ показателей системы здравоохранения в регионе 

Рассмотрим показатели, характеризующие функционирование системы здравоохранения на территории Свердловской области. Данные показатели имеют как социальный характер, так и экономический.

В таблице 1 представим общие показатели численности населения Свердловской области. За 5 лет численность населения снизилась на 39274 чел. или на 0,9%. Более значимое снижение произошло по численности сельского населения – минус 3,9% или минус 26065 чел.

 

Таблица 1 – Динамика численности населения Свердловской области за 5 лет

Год  

Численность населения

всего, чел.

городское

доля, %

сельское

доля, %

2017 г.

4329341

3663934

84,6

665407

15,4

2018 г.

4325256

3666856

84,8

658400

15,2

2019 г.

4315699

3666025

84,9

649674

15,1

2020 г.

4310681

3664715

85,0

645966

15,0

2021 г.

4290067

3650725

85,1

639342

14,9

Темп прироста, 2021/2017, %

-0,9

-0,4

-

-3,9

-

Абсолютный прирост 2021/2017, чел.

-39274

-13209

-

-26065

-

 

Рассмотрим показатели заболеваемости населения. В таблице 2 представлена заболеваемость по основным классам болезней.

 

Таблица 2 – Заболеваемость по основным классам болезней на территории Свердловской области, на 1.000 человек

Показатель

2016

2017

2018

2019

2020

Темп прироста, %

Все болезни

752,1

748,7

734,8

777,0

791,9

5,3

из них:

некоторые инфекционные и паразитарные болезни

29,5

28,6

30,5

30,0

22,5

-23,7

новообразования

10,1

9,7

9,8

10,3

8,4

-16,8

болезни крови

4,4

4,0

4,0

4,1

3,5

-20,5

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

13,0

13,8

12,3

14,7

12,3

-5,4

болезни нервной системы

17,1

15,7

13,0

14,8

12,9

-24,6

болезни глаза

30,8

33,8

31,5

30,9

27,3

-11,4

болезни уха

27,0

27,6

26,8

25,9

23,5

-13,0

болезни системы кровообращения

27,3

30,9

29,1

33,8

30,0

9,9

болезни органов дыхания

325,9

332,2

342,8

373,1

396,1

21,5

болезни органов пищеварения

39,0

26,5

25,0

29,6

23,4

-40,0

Показатель

2016

2017

2018

2019

2020

Темп прироста, %

болезни кожи

35,7

33,6

33,1

29,1

24,8

-30,5

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

28,9

28,7

25,2

26,6

23,1

-20,1

болезни мочеполовой системы

42,5

38,4

33,7

34,3

29,3

-31,1

осложнения беременности, родов и в послеродовом периоде

67,9

70,1

53,2

54,3

52,0

-23,4

врожденные аномалии

1,0

0,8

0,7

1,1

0,9

-10,0

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

92,1

96,2

92,8

94,5

81,0

-12,1

 

Как видно из таблицы:

‒ заболеваемость в целом на 1000 человек увеличилась на 5,3%, это связано со значительным приростом заболеваний органов дыхания (+21,5%), что является негативной тенденцией. В основном по остальным классам уровень заболеваемости снизился за 5 исследуемых лет;

‒ уровень заболеваемости инфекционными болезнями почти по всем болезням снизился, кроме острых инфекций верхних дыхательных путей и чесотки. В целом общая динамика характеризуется положительно;

‒ за 10 исследуемых лет ситуация с естественным движением населения ухудшилась. Так, естественная убыль увеличилась на 503,5% или на 19870 человек. Наибольшее падение показателя произошло по городскому населению. Естественная убыль на 1000 человек населения также показала негативную динамику;

‒ динамика показателей младенческой смертности характеризуется положительно, поскольку число умерших в возрасте до 1 года снизилось за 10 лет на 47,9%. Коэффициент младенческой смертности (на 1.000 родившихся живыми) также снизился – на 34,9%;

‒ число больничных коек снизилось за исследуемый период на 1,6% или 0,6 тыс. ед. Мощность амбулаторно поликлинических организаций увеличилась на 12,3% или на 15,2 тыс. посещений. Аналогичные изменения произошли по этим же показателям, рассчитанным на 10.000 человек;

‒ за 5 лет численность врачей всех специальностей (без стоматологов) увеличилась на 4,8% или на 0,9 тыс. человек. Численность среднего медицинского персонала возросла на 0,4% или на 0,2 тыс. человек. Аналогичные изменения произошли по этим же показателям, рассчитанным на 10000 человек населения;

‒ расходы на здравоохранение из консолидированного бюджета увеличились на 2,2%, из областного, наоборот, уменьшились на 1,2%. Значимое снижение произошло по расходам на целевую группу медицинских работников – на 99,4%. В 2019 году доля финансирования системы здравоохранения составила 9,8% от всех расходов, которые составили 264,9 млрд.руб.; в 2020 году – 13% от всех расходов (315,7 млрд. рублей).

Оценка реализации стратегии развития здравоохранения в регионе Развитие системы здравоохранения на территории Свердловской области осуществляется в соответствии с комплексом документов стратегического планирования.

Рассмотрим данные документы подробнее.

Национальный проект «Здравоохранение» направлен на достижение национальных целей: обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году. Проект реализуется с 2019 года. Включает в себя семь региональных проектов.

Целевыми показателями реализации данного национального проекта являются:

-                     снижение смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения);

-                     снижение смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. населения);

-                     снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения);

-                     снижение младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей);

-                     ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;

-                     укомплектованность врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (физическими лицами при коэффициенте совместительства 1,2), %;

-                     укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (физическими лицами при коэффициенте совместительства 1,2), %;

-                     число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (тыс. чел.)

-                     другие целевые показатели.

Стратегия развития здравоохранения Свердловской области до 2035 года разработана в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 6 июня 2019 года № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года». Стратегия будет реализовываться путем реализации семи региональных проектов, разработанных в рамках национального проекта «Здравоохранение» и одного регионального проекта, разработанного в рамках национального проекта «Демография».

Целью Стратегии является повышение доступности и качества медицинской помощи для жителей Свердловской области. В рамках Стратегии также реализуются следующие приоритеты:

1)                 организация медицинской помощи;

2)                 развитие инфраструктуры и технологий

3)                 развитие медицинских технологий и методов;

4)                 ликвидация кадрового дефицита и привлечение медицинских кадров.

В основном мероприятия Стратегии развития здравоохранения Свердловской области до 2035 года финансируются за счет областного бюджета (за исключением мероприятия «Борьба с онкологическими заболеваниями»).

Задача по подготовке кадров для системы здравоохранения финансируется полностью за счет областного бюджета. Только одно мероприятие финансируется в том числе за счет внебюджетных источников, это – «Объем инвестиций в основной капитал». Данное мероприятие направлено на строительство инфраструктуры для системы здравоохранения.

Государственная программа Свердловской области «Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года» (утв. Постановлением Правительства Свердловской области № 1267-ПП от 21 октября 2013 г., с изменениями от 8 сентября 2021 г.). Целью Программы является создание условий для формирования здорового образа жизни у граждан, обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью.

Некоторые целевые показатели представлены в таблице 3. Всего же Программой предусмотрено на 2020 год 120 показателей, на 2021 год – 125 показателей.

 

Таблица 3 – Оценка достижения целевых показателей по Государственной про­грамме Свердловской области «Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года» (фрагмент)

Показатель

Факт 2019

План 2020

Факт 2020

Доля лиц, обученных основам здорового образа жизни, от численности взрослого населения, %

39,8

40

41

Доля лиц, прошедших вакцинацию, а также иммунодиагностику, от общего количества лиц, подлежащих вакцинопрофилактике и иммунодиагностике, не менее, %

95

95

95

Обеспеченность потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи (соотношение получивших медицинскую услугу к числу нуждающихся пациентов), %

97,9

92

97,6

Младенческая смертность, не более (на 1 тыс. родившихся детей)

4,7

4,4

4,4

Обеспеченность врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях, %

30

30,3

30,5

 

В 2020 году, согласно данной таблицы, целевые показатели были достигнуты и даже перевыполнены. Если оценить выполнение целевых показателей за предыдущие годы (2018 и 2019 гг.), то в основном целевые показатели выполняются.

За период 2019-2020 гг. по Программе проведены следующие мероприятия:

-                     приобретено 19 единиц передвижных медицинских комплексов на сумму 249,5 млн. рублей;

-                     175.372 человека получили лекарства по рецептам врачей;

-                     приобретены фельдшерско-акушерские пункты в количестве 6 штук;

-                     проведено авиационных вылетов ‒ 202, эвакуаций ‒ 206 в рамках федерального проекта «Развитие системы первичной медико-санитарной помощи»;

-                     6.564 человек больных орфанными заболеваниями обеспечены лекарственными препаратами;

-                     обеспечено единовременным пособием 28.296 доноров крови;

-                     72 врача и 107 фельдшеров получили единовременную компенсационную выплату как работники, прибывшие (приехавшие) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек;

-                     поставлено 15 единиц фельдшерско-акушерских пунктов на территории Свердловской области на сумму 11,2 млн. рублей.

За 2020 год было осуществлено 123 мероприятия по данной программе, из них 100% выполнение составило по 50 мероприятиям; исполнение менее 100% – 55 мероприятий; 16 мероприятий – финансирование в данный год не предусмотрено; по двум мероприятиям расходование средств не осуществлялось. Причинами неисполнения ряда мероприятий явились:

-                     позднее заключение контрактов;

-                     подготовка нормативных правовых актов;

-                     экономия по результатам проведения конкурсных процедур;

-                     заявительный характер мероприятия;

-                     расходы произведены по фактическому выполнению работ в соответствии с условиями контракта.

Законом Свердловской области от 12.12.2019 №120-03 «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Министерству на 2020 год, как главному распорядителю средств областного бюджета составляет 49.669.414,8 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета – 42.103.154,9 тыс. руб., средства федерального бюджета – 7.566.259,9 тыс. руб. (из них непрограммные расходы составляют 1.438.000 тыс. руб.). Объем финансирования государственной программы по расходам областного бюджета на 2020 год соответствует Закону об областном бюджете на 2020 год.

Отклонение объема финансирования государственной программы по расходам федерального бюджета от предусмотренного Законом об областном бюджете на 2020 год, составляет 5.911.847,9 тыс. руб. Данное отклонение обусловлено выделением дополнительных средств из федерального бюджета, неучтенных в Законе об областном бюджете на 2020 год.

Государственным учреждениям утверждены государственные задания по 117 государственным услугам, из них 24 услуги в сфере образования, и 19 работам.

В 2020 году соглашения на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания заключены с 107 государственными учреждениями Свердловской области на сумму 13.700.521,3 тыс. рублей. В 2020 году фактически перечислено на лицевые счета учреждении 13.700.521,3 тыс. руб. (или 100% от суммы заключенных соглашений по госзаданию). Вышеуказанные субсидии предоставляются в рамках реализации мероприятий, отражающих виды медицинской помощи.

В 2020 году расходы на содержание казенных учреждений (ГКУ СО «Специализированная школа-интернат №17», ГКУ СО «Специализированный дом ребенка», ГКУЗ СО «Областной медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв», ГКУ СО «Финансово-хозяйственное управление») составили 871.352,1 тыс. руб.

Исполнение подпрограмм Программы по областному, федеральному бюджетов и бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования характеризуется следующим образом.

Наибольший удельный вес в расходах составили расходы по подпрограмме 2 «Совершенствование оказания специализированной, включая технологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», – 38.480.205,2 тыс. руб. (или 40% от общего объема фактических расходов).

На реализацию подпрограммы 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико- санитарной помощи» в 2020 году направлено 28.869.029,1 тыс. руб. (30% от общего объема расходов по программе на отчетную дату).

На реализацию подпрограммы 3 «Охрана здоровья матери и ребенка» направлено 14.460.753,2 тыс. руб. (15% от общего объема расходов по программе на отчетную дату).

На реализацию подпрограммы 6 «Кадровое обеспечение здравоохранения Свердловской области» направлено 5.142.590,4 тыс. руб. (5,3% от общего объема расходов по программе на отчетную дату).

На реализацию подпрограммы 7 «Меры социальной поддержки, обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, продуктами лечебного питания отдельных категорий граждан» направлено 4.591.188,3 тыс. руб. (4,8% от общего объема расходов по программе на отчетную дату).

Расходы на реализацию прочих подпрограмм в 2020 году составили от 0,4 до 1,3 % от общего объема фактических расходов на реализацию программы.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, 14.03.2020 № 1-ФКЗ). Принята всенародным голосованием. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  2. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  3. Об иммунопрофилактике инфекционных болезней: Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  4. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  5. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  6. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru.
  7. О Стратегии развития медицинской науки в РФ на период до 2025 г.: Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2580-р. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  8. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  9. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  10. Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. № 113 – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  11. Стратегия развития здравоохранения Свердловской области до 2035 года: утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 5 сентября 2019 г. N 574-ПП. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  12. Алексеенко В.Ю. Проблемы и перспективы инновационного развития учреждений здравоохранения в современных условиях / В.Ю. Алексеенко // Современные вопросы экономики и управления: сборник научных трудов II Региональной научно-практической конференции; Самарский государственный аграрный университет. – Самара: СКинель, 2020. – С. 109-114.
  13. Баева А.А. Проблемы регионального управления в системе здравоохранения / А.А. Баева // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2017. – № 6. – С. 80-85.
  14. Галстян Т.С. Развитие правового регулирования подготовки и контроля кадров в сфере здравоохранения в России / Т.С. Галстян // Синергия Наук. – 2020. – № 47. – С. 261-266.
  15. Губайдуллина А.Р. Организация взаимодействия органов государственной власти в управлении здравоохранением: основные проблемы / А.Р. Губайдуллина // Наука через призму времени. – 2018. – № 1 (10). – С. 221-224.
  16. Дашибылов С. В. Особенности финансирования здравоохранения в Российской Федерации / С. В. Дашибылов.// Молодой ученый.  – 2020. – № 29 (319).  – С. 218-222.
  17. Коновалова А. Ю. Стратегический менеджмент: электронный учебно-методический комплекс / А.Ю. Коновалова; М-во сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Красноярский гос. аграрный ун-т», Ин-т международного менеджмента и образования, Кафедра международного менеджмента. – Красноярск: НИИ АММ КрасГАУ, 2016.
  18. Кулькина И.В. Психологические и правовые аспекты проблемы реформирования системы здравоохранения в России / И.В. Кулькина, Н.А. Торопчин // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2. – С. 299-300.
  19. Куркина М.П. Основные предпосылки и направления реформирования системы здравоохранения РФ / М.П. Куркина, Анохина С.С. // Наука и современность. – 2018. – № 3. – С.124-125.
  20. Кучерявенко Д. М. Современные методы и механизмы управления инновационной моделью здравоохранения // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2018. – № 3-2. – С.217-221.
  21. Лачина Е.А. Актуальные проблемы правового регулирования системы здравоохранения в РФ / Е.А. Лачина // Ученые записки. – 2017. – № 3 (23). – С. 102-106.
  22. Левкевич М. М. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения: реализация и оценка эффективности: монография / М. М. Левкевич, Н. В. Рудлицкая. – Москва: ИНФРА-М, 2016. – 216 с.
  23. Мельков С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. – Москва: КноРус, 2018. – 294 c.
  24. Перечень медицинских организаций Свердловской области // Министерство здравоохранения Свердловской области: официальный сайт. – Текст: электронный. – URL: https://minzdrav.midural.ru/
  25. Петрова, Ю.А. Система органов управления здравоохранением в современных условиях / Ю.А. Петрова // Ученые заметки ТОГУ. – 2013. – Т. 4. – № 2. – С. 69-76.
  26. Министерство здравоохранения Свердловской области: официальный сайт. – Обновляется в течение суток. – URL: https://minzdrav.midural.ru/
  27. Федеральная служба государственной статистики. – Обновляется в течение суток. – URL: https://rosstat.gov.ru. – Текст : электронный.


Все статьи автора «Новоселов Сергей Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация