УДК 332

МЕСТО И РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Трубин Николай Сергеевич
Уральский государственный экономический университет
магистрант кафедры Государственного и муниципального права

Аннотация
Данная статья посвящена обзору становления норм отечественного законодательства, регулирующих стратегическое планирование в системе управления социально-экономическим развитием российских регионов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Трубин Н.С. Место и роль стратегического планирования в системе управления социально-экономическим развитием российских регионов // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/01/97502 (дата обращения: 25.01.2023).

В условиях интенсивного развития российской экономики региональный фактор начинает приобретать ведущее значение. Наиболее эффективным способом планирования развития территории является стратегическое планирование (СП).

Стратегическое планирование как способ обеспечения экономического развития берет свое начало в исследованиях организационного поведения. И только после осмысления возможностей этого вида планирования на уровне организаций можно говорить об использовании его применительно к территориям. Поэтому одним из вариантов теоретического обеспечения территориального развития можно считать ориентирование на разработки планирования на предприятиях и дальнейшее их совершенствование.

В настоящее время наука о стратегическом планировании прошла этап своего становления и находится в стадии развития своей теории и методологии. В научной литературе можно наблюдать достаточно большое количество работ, посвященных как теории, так и методам стратегического планирования, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Следует отметить, что с ускорением изменений конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков, цифровизацией общества, ускорением инновационных процессов, увеличивающейся динамикой политических процессов, стратегическое планирование приобретает роль стабилизирующего общество фактора, что обуславливает рост его значения как на макро, так и на микроуровнях.

Ретроспективный анализ становления категории стратегического планирования позволяет выделить некоторую совокупность этапов.

Первый этап 1920-е годы. Заложены теоретические основы стратегического планирования народного хозяйства, сформировано понимание необходимости государственного участия в развитии производительных сил, осознана важность планового ведения хозяйства, обоснована потребность в активной государственной политике, включающей долгосрочные приоритеты развития национального хозяйства. В данный период стали разрабатываться планово-прогнозные документы, закрепляющие горизонты развития экономик, отраслей, производственных комплексов, в том числе региональных. При этом, начиная с 80-х годов прошлого века роль государства как ключевого актора, одной из основных функций которого является инициация задач развития, принятия решений в сфере фиаско рынка не подвергалась сомнению. Сказанное обусловило ведущую роль власти в генерировании видения будущего, формировании стратегических целей и общественных приоритетов. В свою очередь, участие государства в социально-экономическом развитии территорий приобрело системный характер [ 1, с. 28]. В восьмидесятых годах прошлого столетия, по сути, возник новый подход к планированию, включающий генерирование видения будущего с опорой на ресурсную базу, потребности и цели общественного развития.

Второй крупный этап в эволюции (можно сказать деградации) стратегического планирования можно датировать 1990-ми годами, когда, не смотря на эффективность пройденного пути, система планирования была полностью разрушена [2] и прекратилась разработка долгосрочных прогнозов и планов. В 1995 году пришло понимание необходимости восстановления системы государственного планирования, в связи с чем, был принят Федеральный закон №115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Однако указанный закон не обеспечил построение эффективной системы стратегического планирования в России.

Следующий, современный этап развития стратегического планирования в нашей стране можно датировать 2010-ми годами. Для построения системы был принят Федеральный закон № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 (далее ФЗ №172) [3], который закрепил правовую основу для разработки, построения и функционирования комплексной системы стратегического планирования.

При этом анализ научных подходов к интерпретации «стратегического планирования» позволяет обнаружить существенный разброс определений данного понятия (рисунок 1). Более того, разнятся как сами дефиниции, так и включенные в них элементы. В частности, П. Хили дает определение стратегическому пространственному планированию как интерактивному социальному процессу, предполагающему формирование внимания и построение «сюжетных линий», способных помочь мобилизовать и скоординировать взаимодействие сторон в ходе разделения полномочий по управлению регионом [4, с.32].

Анализ научных подходов к понятию стратегического планирования позволяет обнаружить следующие его трактовки: процесс, функция, интерес, система знаний [5], специфическую организационно-управленческую деятельность [ 6], набор действий, решений и др.

Для дальнейшего понимания стратегического планирования на региональном уровне, обратимся к пониманию термина регион. Следует отметить, что интерпретация региона также не является однозначной в научной литературе. В подавляющем большинстве работ, понятие региона связывается с понятием территории. Однако есть и другие точки зрения (рисунок 2).

Рисунок 1. Научные подходы к понятию стратегического планирования
Составлено автором по: [7], [8], [9], [10], [11], [12], [1].

Следует отметить, что даже в рамках нормативного правового регулирования отсутствует единство подходов к пониманию региона. В частности, можно наблюдать эволюцию интерпретации данного термина от Указа Президента РФ 1996 года к Указу 2017 года от понимания региона как территории к его пониманию как региона Российской Федерации.

Рисунок 2. Научные подходы к определению региона
Составлено автором по: [14], [15], [16], [17], [18], [19].

Представляется, что многообразие взглядов на понятие региона является препятствием для выстраивания четкой системы стратегического планирования.

Полагаем, что корректно будет придерживаться в интерпретации региона нормативно-закрепленного подхода, в рамках которого регион трактуется как субъект федерации.

Вследствие этого, объектом стратегического планирования является субъект Российской Федерации, обладающий следующими системными качествами:

  • наличие в регионе муниципалитетов, институтов гражданского общества, власти и бизнеса предполагает такой признак, как комплексность, характеризующую территорию как систему, включающую различные элементы, влияющие друг на друга;
  • поскольку регион является частью более крупной системы – федерации, а в нем, в свою очередь расположены более мелкие части – муниципальные образования, его можно рассматривать как иерархическую систему, включенную в систему более высокого уровня и содержащая системы более низкого уровня;
  • регион также обладает свойством территориальной идентичности, характеризующим ее самостоятельность, региональные особенности, связь населения с территорией, наличие собственного территориального интереса.

Анализ научных подходов к исследованию стратегического планирования территориального развития, а также эмпирических данных данного процесса позволяет выделить совокупность важнейших характеристик современного этапа развития изучаемого процесса:

Во-первых, характерной чертой стратегического планирования, отличающей его от иных подходов к долгосрочному планированию, является видение и трактовка будущего. В системе долгосрочного планирования во всех его моделях – программно-целевой, ориентированной на результат – предполагается возможность предсказания, прогнозирования условий, результатов, показателей при использовании экстраполяции существующих тенденций роста и социально-экономического развития [29, с. 37-38]. В связи со сказанным, важнейшее значение для реализации стратегического планирования приобретает разработка прогнозов.

Во-вторых, планирование в целом и стратегическое в частности перестает входить в сферу исключительной компетенции власти. В данный процесс ретроспективно включаются бизнес-структуры, институты общества, некоммерческие организации. В связи со сказанным, стратегическое планирование приобретает характеристики открытости и прозрачности, максимального учета интересов всех участников территории. В данном случае стратегическое планирование эволюционирует в механизм согласования интересов всех участников (стейкхолдеров) территории. В настоящее время стратегическое планирование – это открытый процесс, основанный на тесном взаимодействии всех институтов территории: власти, общества, бизнеса.

В-третьих, в условиях интенсификации общественных отношений, высокой динамики изменений окружающей среды требуется постоянный учет особенностей взаимодействия разных частей территориальных систем, характера их изменений. В связи со сказанным первостепенное значение имеет не только способность к планированию, но и обеспечение его гибкости и адаптивности в меняющихся условиях. Сказанное подразумевает не только разработку собственно стратегий, но и выработки возможных вариантов развития (сценарных стратегий), учета возможности вариантности развития событий.

В-четвертых, современный период развития научных представлений о государственном управлении региональным развитием обнаруживает два конкурирующих подхода. Один постулирует о необходимости развития самостоятельности территорий, становлении территориальной самоидентификации, что требует учета в стратегических документах специфики региона, особенностей его резусного потенциала и развития самостоятельности региональных и местных властей. Второй подход говорит о необходимости централизации управления в целях поступательного развития государства в целом, что требует согласования стратегических направлений развития конкретных регионов в целях получения общего государственного синергетического эффекта.

В настоящее время эффективность регионального стратегического планирования во многом зависит от следующих принципиальных моментов, обусловленных характеристикой современного региона:

Во-первых, интерпретация региона разработчиками региональной стратегии в качестве сложной социально-экономической системы, что требует учета интересов всех акторов территории;

Во-вторых, необходимость управления развитием, а не применения совокупности управляющих воздействий [1, с. 76];

В-третьих, необходимость управления портфелем отношений как способов гармонизации общественных отношений, учета специфики всех институтов территории, определения точек роста.

Полагаем, что необходимо уточнить документальное оформление (формализацию) процесса стратегического планирования региона, и теоретические подходы к пониманию стратегии.

Этимология слова «стратегия» происходит от греческого слова στρατηγία – искусство полководца, вождь, полководец, командующий, из στρατός «войско» и άγω «веду»; от латинского слова strategia, т. е. это военный термин, означающий «вести войско». Первое упоминание данного термина было обнаружено в период с 480 и 221 гг. до н. э. в Древнем Китае, о чем свидетельствует книга «Искусство стратегии» [21].

Анализ научной литературы позволяет отметить, что наиболее раннее, широкое, концептуальное и универсальное определение стратегии дал А. Д. Чандлер [40]. Однако в настоящее время можно наблюдать широчайший разброс взглядов на данную категорию, приведем лишь некоторые из существующих в российской и зарубежной литературе (рисунок 3).

Рисунок 3. Научные подходы к понятию «стратегии»

Составлено автором по: [22], [23], [24], [25], [26].

На рисунке 3 приведены интерпретации стратегии в широком смысле как процесса. Однако следует отметить, что для формализации стратегических отношений, осуществляется документальное оформление процесса стратегирования, в данном случае стратегия рассматривается как документ, определяющий цели и задачи территориального управления, направления социально-экономического и пространственного развития отдельных территорий [27].

В таком случае, стратегия – это общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, и описывающий способы достижения поставленных целей. В стратегии должны быть определены целевые ориентиры развития каждой отрасли экономики (сферы деятельности) и взаимоувязка во времени в количественных и стоимостных показателях. В идеальном случае, стратегия представляет собой «документ общественного согласия». Это значит, что он балансирует интересы всех слоев населения: власти, бизнеса и общественности. В связи со сказанным, к разработке стратегии целесообразно привлекать всех желающих акторов территории: население, общественных деятелей, лидеров общественных организаций, представителей среднего и малого бизнеса, для балансирования интересов всех групп населения.

Таким образом, подводя итоги анализу теоретических подходов к основным категориям стратегического планирования, под стратегическим планированием в широком смысле будем понимать «вид деятельности, приводящий к разработке и принятию стратегического решения, учитывающего цели и стратегии участвующих управляемых объектов, их реализацию, направленную на результат [10]. В узком смысле, согласно ФЗ №172 стратегическое планирование представляет собой «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации» [3].

В свою очередь, регион определяется как субъект Российской Федерации. Стратегия в широком смысле рассматривается как «подход, выбранный для достижения конкретных целей в будущем» [30]. В узком смысле мы придерживаемся законодательных рамок данного понятия: «стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации – документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период» [29].


Библиографический список
  1. Мирошников С. Н. Государственное управление социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации на основе системы стратегического планирования. – 2020. – С. 339.
  2. Крымов В. Б. Стратегическое планирование в системе управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации : автореферат дис. … доктора экономических наук : 08.00.05 / Крымов Вячеслав Борисович; [Место защиты: Ин-т экономики РАН]. – Москва, 2010. – 28 с.
  3. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. – Текст: электронный. – URL:  https://demo.garant.ru (дата обращения: 10.10.2021).
  4. Healey P., Khakee A., Motte A., Needham B. Making Strategic Spatial Plans: Innovation in Europe. L.: UCL Press, 1997. – P. 314.
  5. Магданов П. В. Процесс стратегического планирования в корпорации / П. В. Магданов // Вестник пермского университета. Экономика. – 2012. – Вып. 1(12). – С. 43–49.
  6. Мезенцева Е. Н. Стратегическое планирование в системе управления машиностроительного предприятия: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Мезенцева Е.Н. / Пермский филиал Федерального го Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»: Изд-во ЭКМОС, 1998. – 440 с.
  7. Государственного бюджетного учреждения науки Института экономики Уральского отделения Российской академии наук. – Тюмень, 2013. – с. 27.
  8. Мирошников С. Н. Государственное управление социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации на основе системы стратегического планирования. – 2020. – С. 339.
  9. Стратегирование развития муниципалитета в социально-экономическом пространстве региона: анализ, динамика, механизмы / Д.Г. Красильников, П.И. Блусь, О.Б. Ганин, И.О. Ганин, А.П. Сибиряков, В.Ю. Цветков, А.В. Цвикилевич; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2016. 292 с.
  10. Региональная экономика: вызовы, приоритеты, стратегические ориентиры. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017 -  327 с.
  11. Chandller A. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprice. Cambridge, MA: MIT Press, 1962. – 480 p.
  12. Matloff, M. Strategic Planning for Coalition Warfare: 1941–1942 / M. Matloff, E. M. Snell. – Washing ton, DC : Centre of Military History, United States Army, 1980. – P. 476.
  13. Батукова Л.Р. Система государственного стратегического планирования: индикативный подход к организации [Электронный ресурс] // Вестник Алтайской академии экономики и права. -  N 12 (часть 3), декабрь. -  2020 г. – Режим доступа: https://www.vaael.ru/ru
  14. Гутман Г. В. и др. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин. Под ред. Г. В. Гутмана. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 176 с.
  15. Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации (не действует): Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803. –Текст: электронный. – URL:  https://demo.garant.ru (дата обращения: 10.10.2021).
  16. Маршалл А. Принципы экономической теории / А. Маршалл. – М.: Прогресс, 1993. – Т. 2. – 456 с.
  17. Лексин В. Н, Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. – М.: издательство Либроком, 2016. – 460 с.
  18. Круговой В. В. Научные концепции и современные подходы к стратегическому региональному планированию / В. В. Круговой // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2015. – № 3 (12). – С. 31-36
  19. Анимица Е. Г. Региональное управление: курс лекций. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. — 340 с.
  20. Мирошников С. Н. Государственное управление социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации на основе системы стратегического планирования. – 2020. – С. 339.
  21. Катькало В. С. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка / В. С. Катькало // Российский журнал менеджмента. – 2003. – № 1. – С. 7–30.
  22. Chandller A. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprice. Cambridge, MA: MIT Press, 1962. – 480 p.
  23. Клейнер Г. Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, Р. М. Качалов. – Москва : Экономика. – 1997. – 288 с.
  24. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд; перевод с английского. – Москва: Вильямс, 2006. – 928 с.
  25. Герчикова И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. – Москва : ЮНИТИ, 1995. – 480 с.
  26. Handbook of Budgeting / Edited byWilliam R. Lalli. – 6th ed. – Hoboken, New Jersey : John Wiley & Sons, Inc., 2012. – 846 p.
  27. Прядеин А. А. Казакова Н. В. Методологические особенности стратегического планирования развития внутри городских территорий крупнейшего города //Научные труды Вольного экономического общества России. – 2021. – Т. 228. – №. 2. – С. 341-354. 30.
  28. Региональная экономика: вызовы, приоритеты, стратегические ориентиры. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017 -  327 с.
  29. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. – Текст: электронный. – URL:  https://demo.garant.ru (дата обращения: 10.10.2021).
  30. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Амстронг, С. Тейлор. – 14-е изд. – СПб.: Питер, 2018. – 1040 с. 15
  31. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. – Текст: электронный. – URL:  https://demo.garant.ru (дата обращения: 10.10.2021).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «trubinag»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация