ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Дзелинга Ксения Андреевна
Дальневосточный федеральный университет
магистрант

Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты оптимизации логистических процессов на предприятии, также систематизированы проблемы, сопровождающие деятельность современных логистических предприятий. Указаны и проанализированы причины их возникновения. На основе проведённых исследований предложены пути повышения эффективности логистической деятельности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дзелинга К.А. Оптимизации логистических процессов на предприятии // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/01/97463 (дата обращения: 20.05.2024).

Система логистики, которая на протяжении последних десятилетий оставалась неизменной, в условиях кризиса 20-х годов 21-го века вынуждена трансформироваться и стать более гибкой, динамичной, эффективной и конкурентоспособной. С этой целью на каждом самостоятельном предприятии необходимо изыскивать собственные инструменты повышения эффективности.

Ученые, исследовавшие проблемы логистики, утверждают, что по своему происхождению логистика как подразделение экономики появилась в начале 50-х годов ХХ века в США как ответвление маркетинга, которое связано с физическим распределением товаров. Использование отдельных положений и технологий позволило предприятиям ускорить движение оборотного капитала, сократить все виды запасов на складах и уменьшить себестоимость изготовленной продукции и затраты на ее распределение, а также более основательно удовлетворять потребности и требования потребителей относительно качества товара и послепродажного обслуживания.

«Глобализация экономики и развитие электронного бизнеса на базе Интернет технологий, интеграция в Интернет-среду бизнеса, государственных структур и общества является концептуальным основанием возникновения новой парадигмы развития логистики. Расширение круга поставщиков, покупателей и провайдеров логистических услуг, а также возможность их быстрого выбора трансформирует цепь поставки в сеть снабжения. Логистическая концепция превращается в общенаучный подход, философию менеджмента» [1]. «Цифровизация осуществляет фундаментальные преобразования во всех сферах жизнедеятельности общества. Технологии служат не только мощным двигателем развития новых отраслей экономики, но и обретают важнейшие социальные роли, внося существенный вклад в разрешение общественных проблем, таких, как социальное расслоение, старение населения, климатические изменения и проблемы экологии» [5].

Проведение авторского исследования, участниками которого стали руководители логистических служб и отделов, директора и менеджеры по развитию, руководители отделов продаж и маркетинга, позволило сформулировать основные проблемы в повышении эффективности логистики на предприятии (рис. 1).

Одной из самых острых проблем современной логистики является наличие многочисленных посредников в процессе перевозки грузов. Именно посредники, по мнению Чумаковой Н. И., Капчегашевой И. В., получают существенную часть прибыли от оказания логистических услуг. Тогда как, согласно законам рыночного ценообразования, доходы в логистике должны принадлежать непосредственно грузоперевозчикам и грузообладателям[6]. Одним из путей решения этой проблемы может выступить использование в ходе транспортировки новых онлайн-сервисов грузоперевозки (ati.su, A2B.Direct («Грузовой UBER»), stranagruzov.ru, lardi-trans.com, Transportiсa.com и других, которые функционируют как в России, так и в Казахстане).


Рисунок 1. Проблемы повышения эффективности логистики предприятий и возможные пути их решения

Источник: анализ автора

Серьёзной проблемой повышения эффективности логистических служб на предприятии является ненадлежащий учёт результатов их деятельности, что во многом обусловлено отсутствием или недостаточной разработанностью логистических показателей. Как считают Габбасова В. В., Дробина Е. А., в практике логистических компаний часто встречаются ситуации, когда отдельные сотрудники и (или) отдельные подразделения не получают запланированных результатов [1]. Это происходит по причине разнонаправленности усилий участников производственной деятельности, работающих в разных подразделениях без учёта приоритетных интересов предприятия в целом. Рост эффективности возможен только в случае регулярных измерений и учёта различных аспектов деятельности. С этой целью в настоящее время компании используют в своей деятельности такие показатели, как DIFOTAI, OTIF, управление двором, индекс совершенного заказа (perfect order index или POI), On-time delivery (OTD) своевременность доставки и другие, которые позволяют эффективно контролировать всю цепочку поставок.

Важной составляющей повышения эффективности логистики может стать автоматизация цепочки поставок путём введения электронного документооборота. По мнению практиков, работающих на производстве, введение электронного документооборота даёт возможность на 90 % автоматизировать все стадии цепочки поставок [7].

Существенная доля логистических проблем связана с осуществлением складских операций, среди которых наиболее трудоёмкими и затратными являются операции по отбору и контролю товаров. В этой связи весьма эффективным путём решения данной проблемы выступает автоматизация складских процессов. В настоящее время известными и проверенными средствами автоматизации складских операций являются TopLog WMS, AXELOT, МойСклад, Рули24 [2].

В условиях стремительного развития цифровых технологий и интеграции цифровых процессов с целью улучшения качества услуг, конкурентоспособности логистических компаний предусматривается дальнейшее их внедрение в практику логистической деятельности.

Внедрение цифровых технологий повысит эффективность взаимодействия участников логистического процесса [5], создаст организационно-технологические условия не только для заключения взаимовыгодных контрактов на перевозки, но и для автоматизации процессов контроля движения транспортных средств и операций, улучшения качества работы сотрудников, для упрощения процедуры оформления документов проведения расчетов со всеми участниками логистической цепочки и т.п.

Инновации являются основой эффективного развития производственной логистики любого предприятия [5]. Руководители предприятий постоянно ищут способы вводить новшества, чтобы получить конкурентное преимущество. Развитие логистической инфраструктуры в масштабах государства осуществляется на уровне правительства, которое также может взаимодействовать с промышленностью и играть определенную роль, предоставляя компаниям подходящие условия для инноваций.

Кроме названных, эффективным способом управления складскими операциями в логистике является регулярное проведение внутреннего аудита, который может, в свою очередь, стать основанием для инжиниринга логистической компании или более масштабной реорганизации её бизнес-процессов [3].

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Для оптимизации логистических процессов на предприятии, современные компании могут использовать такие пути, как [2]:

- задействование потенциала собственных сотрудников и вовлечение их в повышение эффективности бизнес-процессов;

- расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг;

- использование взаимосвязанных показателей эффективности;

- автоматизация цепочки поставок путём введения электронного документооборота;

- проведение внутреннего аудита логистических операций;

Сегодняшним предпринимателям нельзя забывать о том, что современная логистика – необходимый и важный элемент построения эффективного бизнеса в любой сфере экономической деятельности.


Библиографический список
  1. Габбасова В.В. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия: [Электронный ресурс] / В.В. Габбасова, Е.А. Дробина. // Молодой ученый. – 2016. – № 15 (119). – С. 283- 286. – URL: https://moluch.ru/archive/119/32913/ – (дата обращения: 07.12.2021).
  2. Левкин Г.Г. Информационное обеспечение процессов логистической системы предприятия: [Электронный ресурс] / Г.Г. Левкин, О.А. Никифоров. // Проблемы Науки. – 2017. – №11 (93). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obespechenie-protsessov-logisticheskoy-sistemy-predpriyatiya – (дата обращения: 07.12.2021).
  3. Левкина Е.В., Бухтиярова А.Ю. Современное состояние государственного регулирования доступности цифровых финансовых услуг в РФ// Финансовый менеджмент. – 2021. – № 5. – С. 97-106
  4. Левкина Е.В., Петрова Н.И., Локша А.В. Теоретические и практические аспекты оценки финансового состояния транспортных компаний Приморского края // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. №2 (35). С. 219-221
  5. Червоненко Е. Как повысить эффективность логистического подразделения компании: рекомендации профессионалов: [Электронный ресурс] / Е. Червоненко, В. Богданов, И. Литвиненко и др. // Информационный портал топ-менеджеров оптовой и розничной торговли. – 2020. – URL: https://trademaster.ua/articles/312580 – (дата обращения: 07.12.2021).
  6. Чумакова Н.И. Проблемы логистики на предприятиях и пути их решения: [Электронный ресурс] / Н.И. Чумакова, И.В. Капчегашева. // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. – 2016. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-logistiki-na-predpriyatiyah-iputi-ih-resheniya – (дата обращения: 07.12.2021).
  7. Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы / под ред. А.В. Бабкина.СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 807 с – (дата обращения: 07.12.2021).


Все статьи автора «Дзелинга Ксения Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация