Надзор за исполнением уголовных наказаний является самостоятельной сферой реализации прокурорской деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» данное направление прокурорской работы является важным компонентом жизнедеятельности общества [2]. Статистика показывает, что количество осужденных к уголовному наказанию продолжает расти [3].
Воронин О.В. отмечает, что в результате принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ, прокуратура исполняет роль гаранта соблюдения прав и интересов людей, отбывающих уголовное наказание.
Реализация надзора в сфере исполнения законодательства в отношении заключенных, осужденных, лиц, к которым применены меры принудительного характера, не должна быть связана с проверками оперативно-хозяйственной деятельности данных органов. Ограничение пределов прокурорского надзора очерчивает рамки правомерного осуществления надзорной деятельности. Здесь же стоит отметить, что в своей работе прокурорские работники не могут подменять иные органы контроля. В качестве разновидностей государственного контроля также предусмотрены судебный, ведомственный контроль, контроль государственных органов управления.
Так, можно отметить, что органы прокуратуры правомочны оказывать существенное воздействие на уровень законности в области исполнения уголовных наказаний.
Согласно ст.16 УИК РФ уголовные наказания исполняются специально уполномоченными на это органами: судебными приставами, УИИ [1].
Стоит выделить ряд факторов, которые влияют на реализацию прокурорского надзора за исполнением уголовных наказаний:
- Нормативно-правовое законодательство, в соответствии с которым определенные органы и учреждения исполняют уголовные наказания.
- Правовые нормы, согласно которым регулируются вопросы реализации прокурорского надзора за исполнением уголовных наказаний.
- Конкретные задачи, которые определяются в качестве приоритетных для органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
- Разделение полномочий органов и учреждений, исполняющих наказание.
- Система соответствующих органов и учреждений.
Цели, задачи исполнительных органов и учреждений, круг их компетенций регулируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Образование, полномочия и специфика организации исполнения наказаний регламентируются соответствующими подзаконными актами, под ведение которых подпадает и прокурорский надзор. Стоит заметить, что во внутренних нормативных документах, действующих на территории исполнительного органа или учреждения, также закреплены принципы исполнения наказаний, вытекающие из норм УИК РФ. В этих документах содержится перечень методов и инструментов исполнения наказания, взаимодействие с другими органами.
При необходимости проведения прокурорской проверки, прокурору необходимо четко определить цели ее реализации, перечень объектов, подлежащих проверке, основные проблемные вопросы, вспомогательную информацию. Прокурор должен четко ориентироваться в законах, надзор за исполнением которых, он будет осуществлять. В соответствии с законодательством РФ прокурору также необходимо особо обратить внимание на существующие изменения, дополнения, которые на время проверки будут еще не реализованы. Подготовка к проведению прокурорской проверки также предполагает ознакомление и анализ обзоров Генпрокуратуры РФ, статистики, судебной практики.
Для осуществления результативного надзора прокурорам нужно непрерывно изучать информацию управления ФСИН России о происшествиях, произошедших за сутки. Анализ таких данных направлен на быстроту реагирования прокурором на нарушение требований законодательства в области соблюдения прав и интересов осужденных.
Полученная информация способствует формированию определенного представления о проблемных сферах объекта, на котором будет осуществлен надзор. На подготовительном этапе прокурор должен сформировать состав участников прокурорского надзора. Если принято решение о направлении нескольких прокурорских работников, то обязательно необходимо распределить между ними сферы ведения и обязанности.
Значительно улучшить качество прокурорского надзора поможет привлечение специалистов, т.е. лиц, которые имеют специальные знания в конкретной области. Эти знания помогут выявить нарушения законодательства.
После определения объекта надзора, целесообразно определить план проведения контроля. В нем должны быть отмечены основные вопросы, которые по результатам проверки должны быть решены, сроки проведения проверки, количество участников.
Если проверка предполагает присутствие в исправительных учреждениях, тогда прокурор начинает с обхода имеющихся помещений. Стоит учитывать тот факт, что прокурор после посещения органов, исполняющих наказание, должен давать независимую оценку нахождения в них осужденных. В процессе обхода исправительного учреждения, логично будет привлечь административных работников, которые смогут пояснить вопросы, возникающие во время прохождения помещений.
Проверка предполагает также обращение осужденных к прокурору для рассмотрения волнующих их вопросов. Прокурор должен уметь ответить на жалобы, связанные с нарушением законодательства в сфере защиты прав осужденных. Прокурор правомочен также организовать личный прием лиц, отбывающих уголовное наказание.
Проведение проверки включает в себя также оценку прокурором законности действий работников органов, исполняющих наказание, а также внутренних нормативных актов. Более того, прокурор должен определить законно ли осужденные находятся в местах отбывания наказания. Такая проверка реализуется в процессе ознакомления с личными делами лиц, отбывающих уголовное наказание. Здесь прокурор может проверить наличие на конкретного осужденного, вступившего в законную силу приговора суда, которое в свою очередь является основанием для его нахождения в данном учреждении. Если наказание было назначено по совокупности приговоров, то прокурор может проверить наличие всех приговоров.
Библиографический список
- «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 23.11.2020)// СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)// СПС КонсультантПлюс.
- Булгакова Е.А. Особенности организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовно -исполнительными инспекциями наказания в виде условного осуждения // Евразийский научный журнал. 2017. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-prokurorskogo-nadzora-za-soblyudeniem-zakonov-pri-ispolnenii-ugolovno-ispolnitelnymi-inspektsiyami (дата обращения: 25.12.2021).