РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дмитриева Марина Георгиевна
ГАПОУ СО "Нижнетагильский торгово-экономический колледж"

Аннотация
Статья посвящена анализу развития и оценке современного состояния национальной и региональной системы среднего профессионального образования. Особое внимание уделено анализу стратегических документов в сфере среднего профессионального образования и в частности дана характеристика ключевых направлений национального проекта «Образование». Проведен анализ эффективности реализации данного проекта в Свердловской области.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дмитриева М.Г. Реализация национального проекта «Образование» в региональной системе среднего профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/01/97452 (дата обращения: 29.03.2024).

Система СПО призвана обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами, решив главный вопрос: каких специалистов готовить, в каком объеме и к какому времени. В 85 субъектах России совместно с Агентством стратегических инициатив и Союзом «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» реализуется проект регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, цель которого – развитие инвестиционных проектов и внедрение оценки готовности выпускников СПО к выходу на рынок труда. Кроме того, совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства проведен пилотный эксперимент с участием 10 регионов РФ по синхронизации системы подготовки кадров в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов страны, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. В результате сформирован пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей для малого и среднего предпринимательства. Изменен подход к формированию контрольных цифр приема в части учета потребностей в подготовке кадров для предприятий.

Для достижения поставленных целей сформирована новая структура управления на федеральном уровне – Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения. Основной акцент сделан на развитии содержания и повышении качества СПО. Проведена реорганизация подведомственного учреждения, выполняющего функции обновления содержания образования: Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования переименован в Институт развития профессионального образования. Создан партнерский совет по взаимодействию с работодателями в рамках повышения качества подготовки кадров по запросу экономики. В его состав вошли крупнейшие промышленные компании страны: «Норильский никель», «Ростелеком», Челябинский трубопрокатный завод, Ассоциация развития финансовой грамотности, Центральный банк РФ, Объединенная судостроительная корпорация и другие. При департаменте учрежден экспертный совет с целью совершенствования системы СПО и экспертной оценки новых проектов. Он объединил представителей НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Национального фонда подготовки кадров, Союза директоров ссузов России, Московского центра качества образования, Национального агентства развития квалификаций, Государственного института новых форм обучения, Российского союза промышленников и предпринимателей, Агентства стратегических инициатив.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» к профессиональному образованию отнесены уровни: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование (СПО), высшее образование (ВО), а также послевузовское образование, включающее подготовку в аспирантуре и в докторантуре.

Среднее профессиональное образование в России реализуется двумя видами образовательных организаций:

-  техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

-  колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки.

Международная стандартная классификация образования (МСКО-2011) определяет программы профессионально-технического образования как «ориентированные на приобретение учащимися знаний, навыков и компетенций для занятий определенным видом или видами профессиональной деятельности».

Следует отметить, что в настоящее время система среднего профессионального образования находится в стадии трансформации, обусловленной перетоком студентов из системы высшего образования в систему среднего образования. Если численность студентов в системе СПО продолжает стабильно расти (прирост 216,6 тыс. человек в 2020 году по сравнению с 2019 годом), то численность студентов вузов имеет устойчивую тенденцию к сокращению (в 2020 году на 19 тыс. человек по сравнению с 2019 годом) (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Численность обучающихся в системе СПО и ВО, % (составлено автором)

 

В образовательных организациях системы СПО на начало 2020/21 учебного года работает – 197,7 тыс. человек, причем их численность увеличивается (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Численность педагогических работников в системе СПО, тыс. человек (составлено автором)

По данным Росстата за 2020 год, отмечаются следующие итоги выполнения целевых показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников СПО: по преподавателям и мастерам производственного обучения, реализующим образовательные программы СПО, показатели достигли целевого значения, равного 100% от среднемесячной заработной платы в соответствующем регионе, в 84 субъектах Российской Федерации, за исключением Республики Тыва (89,8% от среднемесячной заработной платы по региону). За январь-декабрь 2020 года, по данным Росстата, в целом зафиксирован рост среднемесячной заработной платы педагогических работников преподавателей и мастеров производственного обучения организаций, реализующих программы СПО, – с 39,1 тыс. рублей до 41,7 тыс. рублей (рост составил 6,6%);

Подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по образовательным программам СПО в Российской Федерации осуществляют 3 611 образовательных организаций, в том числе 338 образовательных организаций высшего образования. Прием в образовательные организации, реализующие образовательные программы СПО, в 2020/21 учебном году составил 1 114 тыс. человек (в 2019/20 учебном году – порядка 1 млн. человек), всего по программам СПО обучаются 3,33 млн. студентов. В связи с ростом востребованности и популярности образовательных программ СПО в ближайшие годы прогнозируется увеличение числа поступающих.

Подводя итог настоящего исследования отметим, что система среднего профессионального образования призвана обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами, решив главный вопрос: каких специалистов готовить, в каком объеме и к какому времени.

Для своевременного и качественного обеспечения интенсивно развивающейся экономики кадрами с соответствующей квалификацией необходима эффективная система управления, способная увязать ресурсы, рынки, требования к квалификации, а также своевременное материально-техническое обеспечение процесса. Такой системой является стратегическое планирование. Следует отметить, что значение стратегирования не вызывает сомнений и реализуется как на микро, так и на макроуровнях.

Стратегическое планирование среднего профессионального образования осуществляется посредством принятия комплекса документов, последовательно реализующихся и сменяющих друг друга. Новые возможности и точки роста в сфере среднего профессионального образования были заложены в рамках национального проекта «Образование», который на две трети касается именно системы СПО. Ключевым федеральным проектом, включенным в ряду десяти других в нацпроект «Образование», является «Молодые профессионалы», призванный повысить конкурентоспособность профессионального образования. Реализация Федерального проекта «Молодые профессионалы должна обеспечить к концу его реализации совокупность результатов и показателей, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности профессионального образования и направлен на обеспечение возможности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда.

Таким образом, анализ стратегического планирования в сфере среднего профессионального образования позволяет отметить достаточно последовательную реализацию политики повышения конкурентоспособности российского СПО путем систематического принятия и развития системы стратегических документов.

При этом, следует отметить, что среднее профессиональное образование отнесено к совместному предмету ведения Российской Федерации и регионов, в связи со сказанным, как на федеральном, так и на региональном уровне принимается собственная совокупность нормативных актов, опосредующих образовательные отношения, при этом интенсивность принятия таких нормативных актов практически не уступает по количеству федеральному уровню нормотворчества. Таким образом, в настоящее время создана система стратегического планирования развития и правового регулирования деятельности системы среднего профессионального образования, способная обеспечить ее поступательное развитие.

Следует отметить, что в Свердловской области действует широкая сеть образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования. В целом регион демонстрирует по ряду показателей лучший, чем в среднем по России результат. Однако можно отметить и некоторые проблемы, в частности более высокую долю заочников, более низкий удельный вес численности обучающихся по профессиям, соответствующим списку 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, более низкий средний балл аттестата, а также конкурс на бюджетные места.

Оценка реализации национального проекта «Образование» и в частности, входящего в его состав федерального проекта «Молодые профессионалы» позволяет констатировать достижение большинства целевых показателей и эффективную реализацию данных стратегических документов на территории Свердловской области.

В то же время, представляется, что при общей положительной тенденции развития СПО остался недостаточно охваченным современными стратегическими документами вопрос подготовки кадров собственно для системы среднего профессионального образования.

В стратегических документах как федерального, так и регионального уровня отсутствует четкая артикуляция двух важнейших показателей кадрового развития системы среднего профессионального образования:

1) обеспечение соответствия квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения современным требованиям и ориентирам, заложенным национальным проектом «Образование»;

2) привлечение молодых кадров в систему СПО, т.е. обеспечение доли педагогических работников до 35 лет не менее 20% от общего числа педагогических работников.

Исходя из сказанного, представляется необходимым создание и функционирование единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров системы СПО. Необходима разработка и внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников системы среднего профессионального образования. Реализация предлагаемого проекта позволит систематизировать кадровое обеспечение образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Комплексная оценка возможных результатов реализации прилагаемого мероприятия позволила предположить возможный организационный, социальный и экономических потенциал.


Библиографический список
  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013). –Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru(дата обращения: 07.10.2021).
  2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. – Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru(дата обращения: 07.10.2021).
  3. Об организационном комитете по подаче заявки от Российской Федерации на проведение мирового чемпионата по профессиональному мастерству “WorldSkills Competition” в 2019 году в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 721. – Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru(дата обращения: 07.10.2021).
  4. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2021 года №2443-р. – Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru(дата обращения: 07.10.2021).
  5. Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года: Государственная программа, утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП. –Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru(дата обращения: 07.10.2021).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дмитриева Марина Георгиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация