Термин «мышление» представителями различных наук трактуется по-разному. Так, С.Л. Рубинштейн считает, что мышление – это опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Л. С. Выготский понимал под мышлением интеллектуальную деятельность человека, проявляющуюся в приспособлении к новым условиям, в решении новых ситуаций. Также процесс мышления он сводил к возникновению общих представлений и понятий, суждений и умозаключений [1].
Под мышлением понимается психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека, а также познавательный процесс формирования представления о предметах и явлениях, который приводит к созданию нового знания на основе преобразования человеком действительности. Способность человека справляться с решением различных жизненных задач, напрямую зависит от особенностей его мышления [1].
Американский психолог Джой Гилфорд выделил конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление направлено на решение задач по четкому алгоритму действий. Дивергентное мышление подразумевает несколько вариантов действий при решении задач. Гилфорд считал, что на дивергентном мышлении основывается креативность, которая воспринималась им как умение воздерживаться от стереотипных способов мышления. Многие исследователи при характеристике признаков творческого акта видели в нем бессознательность, отсутствие контроля волей и разумом, а также состояние изменения сознания [1].
Творческое мышление начинает развиваться в младшем школьном возрасте при усвоении новых знаний и осуществлении учебной деятельности. Приобретение знаний школьниками сопровождается получением общественного опыта. При вступлении в учебную деятельность мотивационно-потребностная сфера ребенка стимулируется и создаются устойчивые мотивы. Мироощущение ученика изменяется, он начинает по-другому воспринимать жизнь под влиянием учебной деятельности. Обучение и познание становятся приоритетными занятиями, что определяет остальные сферы деятельности, в том числе и творческое мышление [2].
Творческое мышление развивается благодаря приобретению новых умений и навыков, школьник учится находить новое применение раннее известным ему предметам, образуя с ними новые связи. Происходит активизация интеллектуальных и умственных сил: развивается наблюдательность, активируется воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности. Эти качества и свойства составляют основу творческого мышления – оно характеризуется активностью, совокупностью связей между психическими процессами [2].
Таким образом, творческое мышление младших школьников способствует нахождению оригинальных решений, созданию необычных идей и воздержанию от традиционных схем мышления. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения. В большой степени творческое мышление опирается на воображение, основывается на познавательной мотивации. Психолог Л.С. Выготский в своих исследованиях указывал на то, что воображение развивается постепенно, согласно приобретаемому ребенком определенному опыту [3]. Вся культура является продуктом воображения людей. Поэтому творческое мышление обусловлено объёмом и разнообразием пережитого человеком опыта. Таким образом семье и педагогам важно способствовать расширению сферы деятельности и обогащению опыты учеников, для формирования устойчивых основ их творческого мышления.
Библиографический список
- Абдражитова А.Ф. Творческие задания как средство формирования креативного мышления младших школьников http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8112/Абдражитова%20А.Ф.%20ВКР%20.pdf?sequence=1&isAllowed=y
- Чернецкая Надежда Игоревна Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте // Концепт. 2012. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya-v-mladshem-shkolnom-i-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 17.01.2022).
- Кислицына Е. В. Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9340/2/04Kislitsina2.pdf