КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ермолаева Екатерина Львовна1, Абросимова Мария Алексеевна1, Воронцов Александр Максимович1, Дубровин Никита Алексеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Данная статья посвящена изучению классификации товаров по показателям относительной доли рынка. Рассматриваются товары, соответствующие разным стадиям жизненного цикла товара, а также стратегические усилия, которые применяются для удержания доли на рынке.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ермолаева Е.Л., Абросимова М.А., Воронцов А.М., Дубровин Н.А., Илюшина Е.С. Классификация товаров предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/01/97444 (дата обращения: 18.04.2024).

Товарная политика формируется посредством разработки стратегии и ее реализацией. Товарная стратегия является долгосрочным курсом товарной политики, который рассчитан на перспективу и охватывает решение важных задач.  Она предусматривает 3 направления работы с товаром – инновация, модификация и элиминация. В решении вопросов формирования товарной политики может быть использован портфельный анализ. Так, матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) – матрица «рост рынка – доля рынка» – дает возможность определить позиции товаров на рынке, разработать относительно каждого товарную стратегию и тактику, дать оценку необходимости финансирования и потенциала рентабельности, определить равновесие продуктового портфеля. Основой рассматриваемой матрицы является концепция жизненного цикла товара. Данная матрица дает возможность создать классификацию товаров по показателям относительной доли рынка (объем продаж относительно объема у главного конкурента). Она состоит из 4 частей, которые позволяют установить, что из товаров потребляет денежные ресурсы, а что пополняет. Каждый из составляющих матрицу квадратов имеет свое название [1].

- «Трудный ребенок» – проблемный товар, который располагается на первой стадии жизненного цикла, обладает быстрым темпом роста продаж и маленькую долю на рынке в интенсивно растущей отрасли. Главной стратегией является усовершенствование товара и усиленное продвижение на рынок. При этом высок риск денежных вложений.

- «Звезда» – лидер на рынке, сохраняющий высокие темпы продаж и находящийся на стадии роста жизненного цикла товара. Стратегические усилия – сохранение, укрепление и наращивание отличительных преимуществ, а средства реализации стратегии – снижение затрат, цен, а также улучшение продукции и активное продвижение.

- «Дойная корова» – товар, который является лидером в зрелой или  сокращающейся отрасли с невысоким темпом роста продаж и обладает большой относительной долей рынка. Этот товар находится на стадии зрелости и приносит большие доходы, которые направляются в поддержку других товаров. Стратегические усилия – периодические скидки, мотивация на повторные покупки, вариация, дифференциация и др.

- «Собака» – товар, находящийся на стадии спада, имеющий небольшую долю на сокращающемся рынке и низкий темп роста продаж. Имеет смысл переходить на сегмент рынка, имеющий узкую специализацию, сократить обслуживание или отказаться от данного товара. По мнению специалистов, несбалансированный портфель имеет большое количество проблем товаров, и небольшое «Звезд» и «Дойных коров». Идеальной является последовательность, указанная выше. Пред товарной политикой стоит важная задача установить оптимальное соотношение новых и освоенных товаров, сбалансированный продуктовый портфель должен состоять из товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла товара. Важная часть товарной политики – сервис, цель которого – предложить покупателям товар, имеющийся в наличии и помочь получить максимум пользы от товара [2, 3].

Сервис приобретает всё большее значение в связи с увеличением конкуренции на рынке с большим количеством товаров, желанием покупателей решить проблемы, которые возникают в процессе использования продукции, усложнением товаров. Высокое качество сервиса является преимуществом и позволяет сформировать стабильный и перспективный рынок.


Библиографический список
  1. Абдурашитова П.М. Содержание товарной политики предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №9-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-tovarnoy-politiki-predpriyatiya (дата обращения: 30.12.2021).
  2. Основы товарной политики [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. А. Антинескул, Е. А. Керзина, А. А. Ясырева; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2019. – 16,5 Мб; 102 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/ uchebnie-posobiya/osnovy-tovarnoj-politiki.pdf.
  3. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Т. К. Руткаускас [и др.]; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Т. К. Руткаускас. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2018. – 260 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ермолаева Екатерина Львовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация