ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (НА ПРИМЕРЕ ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)

Соколов Виктор Васильевич
Уральский государственный экономический университет
студент

Аннотация
Разработка и реализация Стратегии социально-экономического развития муниципального образования является важнейшей задачей, стоящей перед органами власти.
Несмотря на актуальность темы, единые методики и правила разработки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований отсутствуют.
В статье рассмотрен опыт по разработке и реализации стратегии социально-экономического развития Пышминского городского округа, приведены рекомендации по совершенствованию механизма повышения эффективности разработки и реализации стратегии социально-экономического развития городского округа.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Соколов В.В. Перспективные направления повышения эффективности разработки и реализации стратегии социально-экономического развития городского округа (на примере Пышминского городского округа) // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/01/97419 (дата обращения: 14.03.2024).

Процесс разработки Стратегии социально-экономического развития городского округа – это комплексный, многоэтапный процесс по анализу результатов развития городского округа, выработке и обоснованию долгосрочного плана социально-экономического развития городского округа в соответствии с общенациональными трендами и целями и задачами развития городского округа.

При определении стратегических ориентиров развития городского округа так или иначе принимаются во внимание целевые ориентиры, заданные в стратегических документах разного уровня.

Однако, несмотря на схожесть целевых стратегических установок и единой на федеральном уровне нормативно-правовой базы, каждое  муниципальное образование должно иметь свой индивидуальный набор механизмов разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Каждое муниципальное образование должно действовать в своей собственной экономической среде и обладать целым набором особенностей социально-экономического развития, влияющих на организацию и эффективность процессов выстраивания механизмов стратегического планирования и управления.

В условиях существующей экономической ситуации, с учетом имеющихся ресурсов для реализации Стратегии, выделяются приоритетные направления социально-экономического развития городского округа, позволяющие сконцентрировать усилия на стратегически важных направлениях.

Главной целью социально-экономического развития Пышминского городского округа является достижение муниципальным образованием к 2030 году следующего качественного состояния – привлекательная территория для жизни и развития человека, предоставляющая своим жителям сопоставимые с региональным уровнем возможности для обучения, работы, продуктивного и здорового долголетия, конкурентоспособный в региональной экономике, с развитым аграрным сектором и промышленным производством, инженерной инфраструктурой муниципалитет.

В условиях существующей экономической ситуации, с учетом имеющихся ресурсов для реализации Стратегии, выделены приоритеты социально-экономического развития Пышминского городского округа, позволяющие сконцентрировать усилия на стратегически важных направлениях:

- развитие человеческого потенциала;

- развитие экономического потенциала;

- развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;

- развитие транспортной инфраструктуры и связи;

- экология, благоустроенная городская среда реакционной зоны;

- безопасность;

- развитие гражданского общества;

- развитие градостроительства землепользования;

- развитие местного самоуправления в условиях нестабильной экономической ситуации и ограниченности ресурсов.

Для реализации целей под каждое направление разрабатываются программы по реализации данных целей и задач. Разработанные программы для реализации задач по развитию социально-экономического развития городского округа включают в себя проекты для решения конкретных задач для развития городского округа.

Одним из основных документов системы стратегического планирования развития городского округа является долгосрочный прогноз социально-экономического развития городского округа. Он содержит систему обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития городского округа в долгосрочной перспективе. Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки проекта Стратегии социально-экономического развития городского округа, бюджетного долгосрочного прогноза и других стратегических документов городского округа.

Долгосрочный прогноз разрабатывается с целью определения внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития городского округа.

Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Пышминского городского округа на период до 2030 года учитывает потенциал роста объемов производства и производительности труда за счет модернизации рабочих мест в традиционных для Пышминского городского округа отраслях (сельское хозяйство, машиностроение, добыча полезных ископаемых) и развития новых отраслей, таких как легкая промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции. В части развития человеческого капитала долгосрочный прогноз учитывает снижения динамики убыли численности населения и увеличения ее в долгосрочной перспективе, рост благосостояния жителей Пышминского городского округа. Для разработки долгосрочного прогноза выбран целевой (базовый) сценарий, характеризуемый сдержанным ростом экономики, модернизация которой будет идти сложившимися темпами в условиях накопленных объемов инвестиций.

Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Пышминского городского округа учитывает следующие тенденции и перспективы развития, заложенные в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года:

1) в демографической сфере – усиление тенденции старения населения и ухудшение возрастной структуры при стабилизации с последующим увеличением численности населения;

2) в аграрном секторе – прогнозируется увеличение производства продукции, связанное с модернизацией производства, строительством комплексов для содержания КРС, введением в действие производств по переработке сельскохозяйственной продукции, расширением площади сельскохозяйственных угодий;

3) в сфере добычи полезных ископаемых – резкое увеличение объема производства, связанное с разработкой Русаковского месторождения строительных песков;

4) в промышленном комплексе – развитие промышленного производства в связи с увеличением внутреннего спроса на продукцию за счет расширения спектра выпускаемой продукции, созданием муниципального промышленного парка «Восточный»; развитие строительной отрасли на основе реализации социальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, обеспечение жильем молодых семей, за счет строительства жилья сельскохозяйственными предприятиями городского округа для обеспечения внутренних потребностей; развитие жилищно-коммунального комплекса;

5) в сфере потребительского рынка  – увеличение оборота розничной торговли, создание благоприятного предпринимательского климата в Пышминском городском округе оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, создание условий, направленных на увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Пышминском городском округе не менее чем на 4-5 процентов ежегодно;

6) экономическое развитие Пышминского городского округа во многом определяется уровнем инвестиционной активности. В 2035 году прогнозируется увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за счет реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет бюджетных средств в социальной и жилищно-коммунальной сфере, а также средств организаций в промышленном и аграрном секторах городского округа;

8) в сфере труда и занятости – в долгосрочной перспективе будут реализовываться меры, направленные на повышение экономической активности трудоспособного населения и населения старше трудоспособного возраста.

В процессе разработки стратегии социально-экономического развития Пышминского городского округа было выявлено несколько проблемных вопросов, которые необходимо решать в срочном порядке, а часть их приходится решать и в настоящее время. Следует отметить, исходя из собственного опыта при разработке стратегии развития Пышминского городского округа, перспективные направления повышения эффективности процесса разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования:

1.      Привлекать к разработке стратегии  должностных лиц, прошедших соответствующую профессиональную подготовку.

2.      Перед разработкой стратегии необходимо проводить всесторонний и системный анализ социально-экономического развития муниципального образования.

3.      Разработкой стратегии социально-экономического развития муниципального образования обязан руководить лично глава муниципального образования и регулярно проводить мероприятия по контролю.

4.      Для эффективной и результативной деятельности по разработке и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования в каждом муниципальном образовании должно быть отдельное подразделение.

5.      Показатели результатов стратегии социально-экономического развития муниципального образования должны быть объективными, реальными и выполнимыми.

6.      При разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования необходимо привлекать как можно больше представителей общественности, предприятий, организации и учреждений.

7.      Для простоты восприятия в раздел стратегии рекомендуется включить глоссарий.

При внедрении приведённых выше рекомендаций муниципальные образования смогут разработать более качественный документ стратегического планирования.

Особенность механизма реализации стратегии социально-экономического развития городского округа зависит от его бюджета, места расположения, человеческих ресурсов, экономического состояния территории и находящихся в нем организаций, учреждений и предприятий.

Основные общие рекомендации по совершенствованию механизма, повышению эффективности реализации стратегии социально-экономического развития:

-                       основные проекты по главным задачам и цели должны находиться под личным контролем главы муниципального образования, так как от их реализации зависит выполнение основных показателей муниципального образования;

-                       необходимо активизировать работу по инициативному бюджетированию, по реализации проектов по благоустройству территории – этим укрепляется взаимосвязь населения и органов местного самоуправления;

-                       должна быть отлажена чёткая взаимосвязь стратегического и территориального планирования;

-                       должен быть учёт пространственных факторов при формировании документов стратегического планирования. Нормативно-правые акты по реализации стратегии, программные проекты должны быть грамотными, продуманными. При наличии качественных проектов возрастает доля реализации;

-                       программы по социально-экономическому развитию должны быть согласованы с правительством региона, с правительством Российской Федерации при наличии федеральных программ по данному направлению;

-                       методика оценки должна быть понятной, отвечать объективной реальности, так как от методики оценки зависит эффективность механизма реализации;

-                       должна быть хорошая информированность населения о реализации стратегии социально-экономического развития;

-                       должно быть соответствие бюджета мероприятиям по программам, по проектам.

Оптимальное выстраивание алгоритма механизма реализации стратегии обуславливает прогрессивность социально-экономического развития городского округа и ее результативность.

Если в городском округе имеется положительная динамика достижения установленных показателей стратегии социально-экономического развития, то реализация стратегии городского округа идет в правильном направлении и выбран эффективный механизм реализации.


Библиографический список
  1. О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 20.07.1995 г. № 15-ФЗ с изменениями от 08.09.2000 г. // Собрание Законодательства РФ. – № 30.
  2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ.
  3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.
  4. Стратегия социально-экономического развития Пышминского городского округа Свердловской области до 2030 года. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=wY9TqpUNu0Nb1gEcL3yTMmqtLRF7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vaSsxN3lyMlpMbHJsRUdSR0I1VGRZdTZLMWNPU09tclRPWU5aalBrNG5aL2tkcEZDc0JObVAvOERQU0xZQUo4TnEvSjZicG1SeU9Kb25UM1ZvWG5EYWc9PTov0KHRgtGA0LDRgtC10LPQuNGPLnppcCIsInRpdGxlIjoi0KHRgtGA0LDRgtC10LPQuNGPLnppcCIsIm5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidWlkIjoiMCIsInRzIjoxNjE1NDg2NjQ2MzQwLCJ5dSI6IjcyMjA1Nzk4MjE2MDQ4MjI4MzIifQ%3D%3D

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Соколов Павел Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация