Процесс разработки Стратегии социально-экономического развития городского округа – это комплексный, многоэтапный процесс по анализу результатов развития городского округа, выработке и обоснованию долгосрочного плана социально-экономического развития городского округа в соответствии с общенациональными трендами и целями и задачами развития городского округа.
При определении стратегических ориентиров развития городского округа так или иначе принимаются во внимание целевые ориентиры, заданные в стратегических документах разного уровня.
Однако, несмотря на схожесть целевых стратегических установок и единой на федеральном уровне нормативно-правовой базы, каждое муниципальное образование должно иметь свой индивидуальный набор механизмов разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Каждое муниципальное образование должно действовать в своей собственной экономической среде и обладать целым набором особенностей социально-экономического развития, влияющих на организацию и эффективность процессов выстраивания механизмов стратегического планирования и управления.
В условиях существующей экономической ситуации, с учетом имеющихся ресурсов для реализации Стратегии, выделяются приоритетные направления социально-экономического развития городского округа, позволяющие сконцентрировать усилия на стратегически важных направлениях.
Главной целью социально-экономического развития Пышминского городского округа является достижение муниципальным образованием к 2030 году следующего качественного состояния – привлекательная территория для жизни и развития человека, предоставляющая своим жителям сопоставимые с региональным уровнем возможности для обучения, работы, продуктивного и здорового долголетия, конкурентоспособный в региональной экономике, с развитым аграрным сектором и промышленным производством, инженерной инфраструктурой муниципалитет.
В условиях существующей экономической ситуации, с учетом имеющихся ресурсов для реализации Стратегии, выделены приоритеты социально-экономического развития Пышминского городского округа, позволяющие сконцентрировать усилия на стратегически важных направлениях:
- развитие человеческого потенциала;
- развитие экономического потенциала;
- развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие транспортной инфраструктуры и связи;
- экология, благоустроенная городская среда реакционной зоны;
- безопасность;
- развитие гражданского общества;
- развитие градостроительства землепользования;
- развитие местного самоуправления в условиях нестабильной экономической ситуации и ограниченности ресурсов.
Для реализации целей под каждое направление разрабатываются программы по реализации данных целей и задач. Разработанные программы для реализации задач по развитию социально-экономического развития городского округа включают в себя проекты для решения конкретных задач для развития городского округа.
Одним из основных документов системы стратегического планирования развития городского округа является долгосрочный прогноз социально-экономического развития городского округа. Он содержит систему обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития городского округа в долгосрочной перспективе. Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки проекта Стратегии социально-экономического развития городского округа, бюджетного долгосрочного прогноза и других стратегических документов городского округа.
Долгосрочный прогноз разрабатывается с целью определения внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития городского округа.
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Пышминского городского округа на период до 2030 года учитывает потенциал роста объемов производства и производительности труда за счет модернизации рабочих мест в традиционных для Пышминского городского округа отраслях (сельское хозяйство, машиностроение, добыча полезных ископаемых) и развития новых отраслей, таких как легкая промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции. В части развития человеческого капитала долгосрочный прогноз учитывает снижения динамики убыли численности населения и увеличения ее в долгосрочной перспективе, рост благосостояния жителей Пышминского городского округа. Для разработки долгосрочного прогноза выбран целевой (базовый) сценарий, характеризуемый сдержанным ростом экономики, модернизация которой будет идти сложившимися темпами в условиях накопленных объемов инвестиций.
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Пышминского городского округа учитывает следующие тенденции и перспективы развития, заложенные в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года:
1) в демографической сфере – усиление тенденции старения населения и ухудшение возрастной структуры при стабилизации с последующим увеличением численности населения;
2) в аграрном секторе – прогнозируется увеличение производства продукции, связанное с модернизацией производства, строительством комплексов для содержания КРС, введением в действие производств по переработке сельскохозяйственной продукции, расширением площади сельскохозяйственных угодий;
3) в сфере добычи полезных ископаемых – резкое увеличение объема производства, связанное с разработкой Русаковского месторождения строительных песков;
4) в промышленном комплексе – развитие промышленного производства в связи с увеличением внутреннего спроса на продукцию за счет расширения спектра выпускаемой продукции, созданием муниципального промышленного парка «Восточный»; развитие строительной отрасли на основе реализации социальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, обеспечение жильем молодых семей, за счет строительства жилья сельскохозяйственными предприятиями городского округа для обеспечения внутренних потребностей; развитие жилищно-коммунального комплекса;
5) в сфере потребительского рынка – увеличение оборота розничной торговли, создание благоприятного предпринимательского климата в Пышминском городском округе оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, создание условий, направленных на увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Пышминском городском округе не менее чем на 4-5 процентов ежегодно;
6) экономическое развитие Пышминского городского округа во многом определяется уровнем инвестиционной активности. В 2035 году прогнозируется увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за счет реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет бюджетных средств в социальной и жилищно-коммунальной сфере, а также средств организаций в промышленном и аграрном секторах городского округа;
8) в сфере труда и занятости – в долгосрочной перспективе будут реализовываться меры, направленные на повышение экономической активности трудоспособного населения и населения старше трудоспособного возраста.
В процессе разработки стратегии социально-экономического развития Пышминского городского округа было выявлено несколько проблемных вопросов, которые необходимо решать в срочном порядке, а часть их приходится решать и в настоящее время. Следует отметить, исходя из собственного опыта при разработке стратегии развития Пышминского городского округа, перспективные направления повышения эффективности процесса разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования:
1. Привлекать к разработке стратегии должностных лиц, прошедших соответствующую профессиональную подготовку.
2. Перед разработкой стратегии необходимо проводить всесторонний и системный анализ социально-экономического развития муниципального образования.
3. Разработкой стратегии социально-экономического развития муниципального образования обязан руководить лично глава муниципального образования и регулярно проводить мероприятия по контролю.
4. Для эффективной и результативной деятельности по разработке и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования в каждом муниципальном образовании должно быть отдельное подразделение.
5. Показатели результатов стратегии социально-экономического развития муниципального образования должны быть объективными, реальными и выполнимыми.
6. При разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования необходимо привлекать как можно больше представителей общественности, предприятий, организации и учреждений.
7. Для простоты восприятия в раздел стратегии рекомендуется включить глоссарий.
При внедрении приведённых выше рекомендаций муниципальные образования смогут разработать более качественный документ стратегического планирования.
Особенность механизма реализации стратегии социально-экономического развития городского округа зависит от его бюджета, места расположения, человеческих ресурсов, экономического состояния территории и находящихся в нем организаций, учреждений и предприятий.
Основные общие рекомендации по совершенствованию механизма, повышению эффективности реализации стратегии социально-экономического развития:
- основные проекты по главным задачам и цели должны находиться под личным контролем главы муниципального образования, так как от их реализации зависит выполнение основных показателей муниципального образования;
- необходимо активизировать работу по инициативному бюджетированию, по реализации проектов по благоустройству территории – этим укрепляется взаимосвязь населения и органов местного самоуправления;
- должна быть отлажена чёткая взаимосвязь стратегического и территориального планирования;
- должен быть учёт пространственных факторов при формировании документов стратегического планирования. Нормативно-правые акты по реализации стратегии, программные проекты должны быть грамотными, продуманными. При наличии качественных проектов возрастает доля реализации;
- программы по социально-экономическому развитию должны быть согласованы с правительством региона, с правительством Российской Федерации при наличии федеральных программ по данному направлению;
- методика оценки должна быть понятной, отвечать объективной реальности, так как от методики оценки зависит эффективность механизма реализации;
- должна быть хорошая информированность населения о реализации стратегии социально-экономического развития;
- должно быть соответствие бюджета мероприятиям по программам, по проектам.
Оптимальное выстраивание алгоритма механизма реализации стратегии обуславливает прогрессивность социально-экономического развития городского округа и ее результативность.
Если в городском округе имеется положительная динамика достижения установленных показателей стратегии социально-экономического развития, то реализация стратегии городского округа идет в правильном направлении и выбран эффективный механизм реализации.
Библиографический список
- О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 20.07.1995 г. № 15-ФЗ с изменениями от 08.09.2000 г. // Собрание Законодательства РФ. – № 30.
- О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ.
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.
- Стратегия социально-экономического развития Пышминского городского округа Свердловской области до 2030 года. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=wY9TqpUNu0Nb1gEcL3yTMmqtLRF7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vaSsxN3lyMlpMbHJsRUdSR0I1VGRZdTZLMWNPU09tclRPWU5aalBrNG5aL2tkcEZDc0JObVAvOERQU0xZQUo4TnEvSjZicG1SeU9Kb25UM1ZvWG5EYWc9PTov0KHRgtGA0LDRgtC10LPQuNGPLnppcCIsInRpdGxlIjoi0KHRgtGA0LDRgtC10LPQuNGPLnppcCIsIm5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidWlkIjoiMCIsInRzIjoxNjE1NDg2NjQ2MzQwLCJ5dSI6IjcyMjA1Nzk4MjE2MDQ4MjI4MzIifQ%3D%3D