Управление процессом маркетинга должно строиться с учетом особенностей конкретного рынка, целью управления является обеспечение максимальной прибыли при минимальных затратах на маркетинг.
Выделяют следующие этапы процесса управления маркетингом:
- анализ возможностей рынка, который заключается в изучении состояния предприятия, анализ опубликованных данных касательно рынка, а также установление емкости рынка и его составляющих, изучение практики конкурентов;
- выбор целевых рынков, подразумевающий составление целей предприятия; установление объема спроса, разделение рынка на сегменты и выбор целевых, презентация товаров на рынке;
- разработка комплекса маркетинга, который включает в себя определение товаров и способов их распространения, ценообразование и стимулирование сбыта;
- реализация маркетинговых мероприятий, которая осуществляется посредством создания систем информации, планирования, контроля, организации службы маркетинга [1, 2].
В зависимости от состояния спроса существует несколько видов маркетинга, применяемых предприятием на внутреннем и внешнем рынках:
- отрицательный спрос (нужно его создать). Конверсионный маркетинг – заключается в создании специального плана рекламной деятельности для рождения спроса и противодействия негативным тенденциям;
- отсутствие спроса (нужно его стимулировать). Стимулирующий маркетинг (тут возможно несколько вариантов):
а) товар известен узкому кругу потребителей – необходимо сделать широкую пропаганду;
б) товар востребован на другом рынке – изменить географию поставок;
в) товар потерял свою ценность для потребителей – распространение товара как источника запасных частей для тех, кто уже им владеет;
- скрытый спрос (нужно сделать его реальным). Развивающий маркетинг – состоит в изучении величины потенциального спроса и превращения его в реальный посредством создания новой продукции, которая бы удовлетворяла потребности на более высоком уровне;
- падающий спрос (нужно его восстановить). Ремаркетинг – нахождение новых возможностей оживления спроса, т. е. освежение товара и переориентация предприятия на новые рынки;
- нерегулярный спрос (нужно его стабилизировать). Синхромаркетинг – нахождение способов сглаживания колебаний спроса во времени посредством гибких цен, стимулирования и т.д.
- полноценный спрос (нужно его стабилизировать). Поддерживающий маркетинг – заключается в сохранении и поддержании реального спроса в условиях изменения предпочтений потребителей и конкуренции.
- избыточный спрос (нужно его снизить). Демаркетинг – разделяется на общий и выборочный. Общий демаркетинг состоит в снижении чрезмерного спроса путем повышения цен, ослабления стимулирования и сокращения сервиса. Выборочный демаркетинг заключается в сокращении спроса лишь на тех участках, которые менее прибыльные. При этом снижение спроса – это потеря клиентов и прибыли, поэтому иногда выгодным является продажа зарубежным партнерам лицензии на право производства данного товара под торговым названием предприятия.
- нерациональный спрос (необходимо свести его к нулю). Противодействующий маркетинг – состоит в убеждении потребителей перестать приобретать вредные для здоровья товары, придавая огласку последствиям их использования, поднимая цены и усиливая недоступность товара [3].
Библиографический список
- Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия) : Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. – 5е изд., стер.. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 290 с.
- Основы товарной политики [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. А. Антинескул, Е. А. Керзина, А. А. Ясырева; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2019. – 16,5 Мб; 102 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/ uchebnie-posobiya/osnovy-tovarnoj-politiki.pdf.
- Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Т. К. Руткаускас [и др.]; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Т. К. Руткаускас. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2018. – 260 с.