Государственная политика занятости населения является основой социально-экономической политики страны, ориентирована на развитие механизмов эффективного трудоустройства населения, создание оптимальных условий по снижению уровня как регистрируемой, так и не регистрируемой безработицы, а также повышению гибкости рынка труда.
Политика государства по содействию занятости населения в настоящее время должна обеспечить скоординированное функционирование рынка труда, регулирование процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использование корпоративного и частного капитала с учетом обеспечения занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках, гарантированных Конституцией и законами РФ.
Состояние рынка труда справедливо считается одним из основных индикаторов остроты проявления наиболее серьезных социальных и экономических проблем общества. Происходящие в России политические и социально-экономические преобразования непосредственно сопровождаются существенными изменениями в уровне и структуре занятости населения, обусловливают качественно новые тенденции на формирующемся рынке труда.
Российский ученый Лясников Н.В. определяет государственную политику занятости населения как «часть социально-экономической политики государства, направленной на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда»[5, с.39].
После отказа российского государства от прямого централизованного управления занятостью возникла необходимость в новой системе ее регулирования. Такая система в настоящее время формируется в стране. Главными звеньями системы регулирования занятости выступают трудовое законодательство[6], указы Президента и постановления правительства, соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровнях и уровне предприятий, федеральные и региональные программы стимулирования занятости.
Целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.
Так, для повышения гибкости рынка труда поставлены следующие задачи:
- стимулирование развития занятости населения, в первую очередь, должно происходить за счет увеличения производственного комплекса на территории страны;
- повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет тесной взаимосвязи заработной платы и результативностью работы, которая включает: качество предоставляемых услуг, сложность и объем выполняемой работы, особенности территориальных рынков труда;
- «стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, а также создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями; обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением»[2, с.81];
- развитие социального партнерства за счет совершенствования взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями и правительством Российской Федерации.
Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности включает:
- развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, обучения и переобучения безработного населения Российской Федерации[1];
- развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки.
Развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, достигается путем:
- повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;
- использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;
- создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;
- осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство.
Создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом потребностей трудовых ресурсов и принципа приоритетного использования национальных кадров, включает:
- обеспечение различных методов и приемов к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности);
- реализация комплекса мероприятий, направленных на возвращения в Российскую Федерацию квалифицированных отечественных специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.
В настоящее время ситуация на рынке труда из-за введенных санкций вызывает неоднозначную реакцию. Крупные предприятия вынуждены сокращать свои инвестиционные программы, наблюдается увеличение разрыва между рынками труда крупных и малых городов, а также повышается уровень безработицы в регионах. «Собственный трудовой потенциал перестает оцениваться в качестве основного критерия выживаемости и борьбы с бедностью. В реальной жизни их формирование обозначено модернизацией, которая происходит на производстве и становится правилами взаимодействия субъектов трудового рынка, обозначенная изменением трудовой ориентации работников, мотивами поведения. На изменение условий жизни влияют поведенческие стратегии субъектов»[4, с.11].
Таким образом, одной из основных задач является увеличение эффективности работы государственной службы занятости, в том числе оказание качественной помощи населению в переподготовке кадров.
Сегодня реализация приоритетов государственной политики труда и занятости населения Российской Федерации затрудняется, в связи со сложившимися политическими и экономическими факторами. С ростом уровня безработицы в стране необходимо принимать срочные меры по ее регулированию. Для обеспечения полной, продуктивной и свободной занятости населения необходимо осуществление финансово-кредитной политики, улучшение размещения производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поддержка трудовой и предпринимательской активности граждан. Сегодня популярны и оправданы меры, способствующие самозанятости граждан. Данные инструменты государственной политики содействия занятости населения, способствуют более быстрому решению проблем на рынке труда, мотивируют граждан, ищущих работу к самостоятельному поиску работы, профессиональному обучению, карьерному росту и росту своего материального благополучия.
Библиографический список
- Ананьев, А.Д. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики. 2019. № 5. С. 27 – 29.
- Брeeв Б.Д. Бeзрaбoтицa в сoврeмeннoй Рoссии. – М.: Нaукa, 2-e издaниe, 2020. – 269 с.
- Дакал А.В. Формирование Государственной политики в сфере защиты прав детей: междисциплинарный контекст // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С.80-88.
- Котляр, А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными // Человек и труд. 2020. №1. С. 9–18.
- Лясников Н.В. Экономика и социология труда: учебное пособие – М. : КноРус, 2014. – 311c.
- О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) [Электронный ресурс] // Справочно-информационная система ГАРАНТ http://www.garant.ru.