ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЯ «ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ» В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Пастухов Виталий Анатольевич
Уральский государственный экономический университет
магистрант кафедры государственного и муниципального управления

Аннотация
В статье рассматриваются ведомственные расходы Министерства цифрового развития и связи Свердловской области за период 2020 - 2022 годов в отношении достижения значений показателя «Цифровая зрелость». Анализируется целевой характер мероприятий, направленных на развитие или сохранение текущего статуса «цифровой зрелости» государственного управления.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пастухов В.А. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на достижение значений показателя «Цифровая зрелость» в Свердловской области // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/01/97346 (дата обращения: 05.11.2024).

Показатель «Цифровая зрелость» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений» установлен Указом Президента РФ от 04.02.2021 г. № 68 [1]. Значения целевого показателя, определены Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации [2] и составляют для Свердловской области:

- на 2021 г. – 11,0 % (факт 2020 г. – 4,0%);

- на 2022 г.– 18,0%.

Таким образом, Единый план предполагает значительный рост (увеличение в 1,64 раза) значения целевого показателя в 2022 г. к уровню 2021 г.

Законом Свердловской области от 08.12.2021 № 111-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Закон об областном бюджете на 2022 год) предусмотрено увеличение ведомственных расходов Министерства цифрового развития и связи Свердловской области в 3 раза по сравнению с 2021 годом до 5121,8 млн. рублей [3]. Вместе с тем следует отметить, что основное увеличение в размере 2157,5 млн. рублей направлено на выполнение разового мероприятия, а именно создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для объектов XXXII Всемирной летней Универсиады 2023 года в городе Екатеринбурге.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 года № 542 [4] показатель «Цифровая зрелость» субъектов Российской Федерации включает 5 компонентов:

1) Уровень «цифровой зрелости» отрасли «Развитие городской среды» на уровне субъекта Российской Федерации;

2) Уровень «цифровой зрелости» отрасли «Транспорт и логистика» на уровне субъекта Российской Федерации;

3) Уровень «цифровой зрелости» отрасли «Здравоохранение» на уровне субъекта Российской Федерации;

4) Уровень «цифровой зрелости» отрасли «Образование (общее)» на уровне субъекта Российской Федерации;

5) Уровень «цифровой зрелости» государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, направленных на достижение значений компонентов «уровень «цифровой зрелости» отрасли «Развитие городской среды» на уровне субъекта Российской Федерации», «уровень «цифровой зрелости» отрасли «Транспорт и логистика» на уровне субъекта Российской Федерации», «уровень «цифровой зрелости» отрасли «Образование (общее)» на уровне субъекта Российской Федерации» ведомственным планом расходов Министерства цифрового развития и связи Свердловской области на 2022 год не предусмотрено.

На реализацию достижения компонента «уровень «цифровой зрелости» отрасли «Здравоохранение» на уровне субъекта Российской Федерации» ведомственным планом расходов Министерства цифрового развития и связи Свердловской области предусмотрено:

- в 2020 г. – 0,0 млн. рублей.

- в 2021 г. – 0,0 млн. рублей.

- в 2022 г. – 476,8 млн. рублей.

Мероприятия, направленные на «цифровую зрелость» здравоохранения указаны в таблице 1.

Таблица 1 – Мероприятия, направленные на «цифровую зрелость» здравоохранения Свердловской области

Мероприятие

Сумма, млн. рублей

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Создание и сопровождение единого информационного пространства для увеличения доли медицинских организаций, использующих единую национальную систему электронных медицинских карт

-

-

255,3

Мероприятия по реализации регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»

-

-

221,5

Всего

-

-

476,8

По типу мероприятий можно отметить, что характер данных бюджетных расходов 2022 года направлен на развитие данного направления.

На реализацию достижения компонента «уровень «цифровой зрелости» государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации» ведомственным планом расходов Министерства цифрового развития и связи Свердловской области предусмотрено:

- в 2020 г. – 1 438,8 млн. рублей;

- в 2021 г. – 1 360,1 млн. рублей;

- в 2022 г. – 2 022,2 млн. рублей.

Можно условно выделить мероприятия, обеспечивающие текущий уровень «цифровой зрелости» государственное управления, и мероприятия, направленные на развитие данного направления. Мероприятия, направленные на развитие «цифровой зрелости» государственного управления указаны в таблице 2.

Таблица 2 – Мероприятия, направленные на развитие «цифровой зрелости» государственного управления

Мероприятие

Сумма, млн. рублей

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий

180,9

108,6

565,8

Развитие, эксплуатация и популяризация механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

34,7

25,2

44,5

Модернизация ведомственных информационных систем с целью оказания массовых социально значимых услуг (сервисов) исполнительных органов государственной власти Свердловской области, муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и услуг бюджетных учреждений Свердловской области в электронном виде с применением машиночитаемых цифровых административных регламентов

-

-

4,7

Обеспечение развития системы межведомственного электронного взаимодействия

11,0

-

-

Всего

226,6

133,8

615

Ключевыми механизмами обеспечения роста «цифровой зрелости» государственного управления является формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий, популяризация государственных услуг в электронном виде, модернизация ведомственных информационных систем.

Мероприятия, направленные на поддержку текущего уровня «цифровой зрелости» государственного управления представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Мероприятия, направленные на поддержку текущего уровня «цифровой зрелости» государственного управления

Мероприятие

Сумма, млн. рублей

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Оказание государственных услуг (выполнение работ) государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»

1172,2

1 154,5

1257,8

Оснащение сети многофункциональных центров в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (за исключением муниципальных многофункциональных центров)

39,9

43,5

82,8

Подготовка зданий и помещений для филиалов многофункциональных центров в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (за исключением муниципальных многофункциональных центров)

-

28,3

66,6

Всего

1 212,2

1 226,3

1407,2

Таким образом, финансирование направления «цифровой зрелости» государственного управления из бюджета Свердловской области в период с 2020 г. по 2022 г. имеет тенденцию к росту, а в период с 2021 по 2022 год – взрывной рост в 4,6 раза. Вместе с тем финансирование по абсолютной величине направлено, преимущественно, на обеспечение текущего уровня развития «цифровой зрелости» государственного управления.

Общий объем ведомственных расходов Министерства цифрового развития и связи  Свердловской области на 2022 год в отношении достижения значений показателя «Цифровая зрелость» представлен в таблице 4.

Таблица 4 – Общий объем ведомственных расходов на 2022 год в отношении достижения значений показателя «Цифровая зрелость»

Компоненты показателя «цифровая зрелость» на уровне субъекта РФ

Сумма, млн. рублей

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Уровень «цифровой зрелости» отрасли «Развитие городской среды»

-

-

-

Уровень «цифровой зрелости» отрасли «Транспорт и логистика»

-

-

-

Уровень «цифровой зрелости» отрасли «Образование (общее)»

-

-

-

Уровень «цифровой зрелости» отрасли «Здравоохранение» (на развитие)

-

-

476,8

Уровень «цифровой зрелости» государственного управления (на развитие)

226,6

133,8

615,0

Уровень «цифровой зрелости» государственного управления (на поддержку текущего уровня)

1212,2

1226,3

1407,2

Всего

1438,8

1360,1

2499

Таким образом, финансирование из средств областного бюджета мероприятий, направленных на реализацию показателя «цифровая зрелость» в целом в период с 2020 по 2022 гг. увеличивается, а в период с 2021 по 2022 год наблюдается резкий рост в 1,84 раза, в том числе:

– рост финансирования мероприятий, направленных на развитие, в 8,2 раз;

– рост финансирования мероприятий, обеспечивающих текущее состояние системы, в 1,15 раза.

При этом в абсолютных величинах объем средств, направленный на мероприятия, обеспечивающие текущее состояние системы, в 1,3 раза больше финансирования мероприятий, направленных на развитие.

По оперативным данным общее значение показателя «цифровой зрелости» Свердловской области по итогам 9 месяцев 2021 года составляет 41%, поэтому можно прогнозировать достижение целевого значения показателя с запланированным уровнем финансирования в 2022 году.

Следует отметить, что в статье проанализированы ведомственные расходы только Министерства цифрового развития и связи Свердловской области как профильного органа государственной власти. Ведомственные расходы других органов, направленных на достижение значения показателей «цифровой зрелости», частично выделяются в Законе об областном бюджете на 2022 год, однако для качественного анализа данных расходов необходимо дождаться корректировки соответствующих государственных программ.


Библиографический список
  1. Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.12.2021).
  2. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 № 2765-р // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/edinyy_plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2024_goda_i_na_planovyy_period_do_2030_goda.html (дата обращения: 20.12.2021).
  3. Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Закон Свердловской области от 08.12.2021 № 111-ОЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 21.12.2021).
  4. Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. № 915. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 № 542 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 21.12.2021).


Все статьи автора «Пастухов Виталий Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: