УДК 004+373

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Чалкина Анастасия Николаевна
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
магистрант 3 курса; институт физико-математического, информационного и технологического образования; 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Информатика и вычислительная техника

Аннотация
В статье рассматривается использование информационных технологий в образовательной организации. Приводятся основные плюсы и минусы электронной образовательной среды.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чалкина А.Н. Особенности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/09/96651 (дата обращения: 20.01.2022).

В настоящее время существенно ускорился процесс информатизации общества, что приводит к серьезным изменениям во всех областях жизни человека [1].

Еще 20 лет назад в школах мало что было известно о компьютерах, кроме самого факта, что они где-то есть. В институтах дела обстояли иначе, вычислительные машины появились в исследовательских и конструкторских бюро еще в 60-х, занимая поначалу огромные залы для одной машины, с которыми работали только некоторые студенты под руководством профессоров. Постепенно компьютеры становились все меньше, все доступнее, и к началу 2000-х их стали использовать не только для лабораторных работ на технических специальностях, но и внедрили на всех направлениях подготовки. Каждый студент изучал основы работы на ПК, учился печатать, искать нужную информацию в интернете, изучал программное обеспечение, необходимое для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Вместе с этим компьютеры начали внедрять на производства, в офисы, появилось много домашних компьютеров. Дети взаимодействовали с компьютерами на уроках информатики, которые ставили в программу все раньше и раньше.

Сегодня использование информационных технологий в образовании не ограничивается уроками информатики и лабораторными работами в институтах. В учебном процессе активно используются проекторы и интерактивные доски, лекции даются не в виде старой «начитки», а с использованием презентаций, обучающих фильмов, виртуальных демонстрационных и лабораторных стендов и прочего. Для тех, кто не имеет возможности физически посещать учебное заведение ввиду болезни, проживания в другом городе или иных причин, есть возможность обучаться дистанционно, так как многие школы и университеты предоставляют виртуальные площадки для образования. Профессионалами и любителями создается большое число образовательных ресурсов: электронных энциклопедий, фильмов, сайтов, каналов и программ.

Образование еще никогда не было так доступно, как сейчас. Для получения знаний теперь достаточно найти нужный ресурс с подачей информации в самом удобном для человека виде и не лениться в изучении. Необходимость поступать в университет для получения образования постепенно отпадает, так как можно удаленно проходить интересующие курсы и получать сертификаты. Многие институты предоставляют возможность удаленного обучения с помощью своих образовательных ресурсов с дальнейшим получением полноценного сертификата/ удостоверения/ свидетельства.

Ирина Савицкая, руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника, считает, что «образовательный контент требует регулярного обновления. Нужно актуализировать данные, интегрировать новые образовательные стандарты и методики, адаптировать материалы под потребности обучающихся и педагогов» [2]. Вносить изменения в цифровые ресурсы проще, чем в бумажные учебные пособия. Регулярная и оперативная аналитика – большое преимущество «цифры», которое позволяет делать контент максимально качественным.

Электронные образовательные ресурсы освобождают преподавателя от некоторых рутинных задач. Например, педагог может составить задания, которые будут проверены автоматически – обучающийся оперативно получит обратную связь как о своей работе, так и о работах одноклассников/ одногруппников. При этом преподаватель может просмотреть статистику, выявить «западающие» темы, не потратив огромного количества времени анализ.

Высказывания Ирины Савицкой подходят для всех ступеней образования. От выработки правильной мотивации зависит то, сколько в дальнейшем студент, рабочий будет тратить на дополнительное образование, как тщательно он будет выбирать источники, какого качества будет этот контент, сможет ли составить по источникам объективную картину происходящего.

Для взрослого так же важно предусмотреть особенности восприятия. Например, для людей с ОВЗ по зрению на некоторых образовательных платформах есть возможность перестроить интерфейс сайта, не только увеличив масштаб в настройках Браузера. Меняется расположение вкладок и окон, чтобы пользователю было максимально комфортно пользоваться электронным ресурсом. Многие ресурсы добавляют подсказки для удобства пользователя, расшифровки. Одной из важных особенностей эксплуатации электронного ресурса, помимо контента, является возможность его удобного использования на смартфоне – мобильная версия.

Основные плюсы и минусы электронной образовательной среды, по нашему мнению, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные плюсы и минусы электронной образовательной среды

Плюсы

Минусы

доступность (можно подключиться к образовательному ресурсу с любого компьютера, если доступ не привязан к территории); проблемы с доступом к ресурсу (низкая скорость сети Интернет или его отсутствие);
быстрота передачи информации, мобильность (при ведении диалога, при получении/сдаче заданий); несовпадение технических требований ресурса с техническими требованиями ПК;
автоматическая обработка результатов заданий с тестовыми ответами; возможны технические ошибки на ресурсе, чтобы с ними разобраться, потребуется время (могут быть как у всех участников образовательного процесса, так и у одного, как результат – отставание от остальных, либо отставание всех, если проблемы у всех или у преподавателя);
возможность самостоятельного распределения времени, определение индивидуальной скорости занятий (при оффлайн-занятиях); необходимы внутренние качества обучающегося, такие как: собранность, воля, самостоятельность;
экономия времени и денег на проезд (при полном или частичном дистанционном обучении); адаптация к такому виду обучения;
практически неограниченное количество обучаемых (например, на видеоконференции в сравнении с обычной аудиторией с физически ограниченным количеством мест); отсутствие живого общения;
погружение в привычную для молодежи виртуальную среду и, как следствие, устранение психологического барьера в ситуациях живого, пусть и в режиме онлайн, общения; необходимость повышения квалификации в области ИКТ для преподавателей;
снижение стрессовых факторов в процессе сдачи зачетов и экзаменов;
представление материала с помощью различных приложений становится разнообразнее (текст, изображения, видео, аудио, интерактивные формы с текстом, изображениями (опросы, тесты);
возможность поиска материала на разных ресурсах по выбору обучающегося. нужно уметь отличать качественные источники информации от ненадёжных.

В заключение хотелось бы отметить, что образование должно давать навыки, полезные для реальной жизни. Электронные образовательные ресурсы, помимо всего прочего, способны обучить цифровой грамотности и взаимодействию с интерфейсами. Доступность и количество информации растут как никогда раньше, и важно уметь с этим работать.


Библиографический список
  1. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М. : ООО «РИТМ», 2005. – 320 с.
  2. Цифровизация образования: вызовы современности. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/5/18/vo_school_yandex/13028-tsifrovizatsiya_obrazovaniya_vyzovy_sovremennosti (дата обращения: 14.09.2021).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чалкина Анастасия Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация