В учебном процессе понятию «самостоятельный» присваивается такое определение, как свободный от посторонних влияний, выполненный своими усилиями, извлечённый творческими усилиями. Самостоятельная работа выполняется студентами по заданию и методическом руководстве преподавателя. Самостоятельная работа служит средством формирования качеств обучающихся, их умение самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и брать ответственность за свои действия. Важным условием, определяющим успешность самостоятельного выполнения задания, является заинтересованное стремление обучающихся добиваться успехов в изучении какой-либо области науки. Следовательно, обучающиеся сами или с помощью преподавателя должны быть замотивированы в изучении учебной дисциплины, для получения более высокого результата [2]. Мотивация обучающихся для выполнения самостоятельной работы должна включать поощрение обучающихся за успехи в учебной деятельности, повышение их самооценки, предвидение собственного роста, признание в коллективе [1].
Преподавателю, как организатору самостоятельной деятельности студентов, необходимо апробировать педагогические методики, например, такие как деловые игры, тесты, дискуссии. Например, использование игровых методов способствуют тому, что пассивные, слабые студенты забывают о своих комплексах, и начинают участвовать в обсуждении выполнения задания. А проектная деятельность студентов формирует навыки самостоятельно поиска и анализа учебной информации. Также преподавателю рекомендуется составить план проведения занятия с выбранной методикой, распределением времени, составлением заданий и вопросов. Задания должны соответствовать уровню и содержанию программы учебной дисциплины, персональным качествам обучающихся: мобильности, индивидуальным предпочтениям, желанию работать в команде или в одиночку. Перечисленные характеристики позволяют педагогу составлять методическое сопровождение самостоятельной работы студентов, таким образом, чтобы все обучающиеся с равным интересом были вовлечены в учебный процесс [2].
Перед тем, как педагог даст задание студентам, он озвучивает вопросы, на которые обучающиеся ответят в конце выполнения задания, разбирает совместно со студентами актуальность и полезность выполнения задания. Вдумчивое выполнение задания с последующим прогнозом результата оправдает ожидания обучающихся или наоборот опровергнет их, и то, и другое заставит студентов осознанно воспринимать задание, с проявлением личного интереса. После его выполнения производится рефлексия по полученным данным, в которые педагог может внести изменения или дополнения, тем самым проконтролировать деятельность студентов.
Выполнение студентами заданий в рамках самостоятельной работы происходит с определением цели, оценки готовности к выполнению задания, планированием и выбором действий по решению задания, выполнением программы по самостоятельной работе. Для повышения эффективности выполнения самостоятельной работы преподаватель должен учесть нормированный объём самостоятельной работы студентов, продумать организацию работы, обеспечить обучающихся материально-техническими средствами и другими материалами, выполнить контроль за ходом самостоятельной работы. Немаловажно распознать, как сильные стороны личности студента, требующие дополнительного развития, так и слабые, для которых нужна коррекция. Правильное применение педагогом форм, условий и видов выполнения самостоятельных заданий обеспечивает формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, способствующих профессиональному самоопределению [1].
При выполнении студентами самостоятельной работы в команде, педагогу необходимо проследить за тем, чтобы объём работы между участниками коллектива был равномерно разделён и каждый обучающийся получил определённый пласт работы. Во время практических занятий некоторые студенты более быстро и умело справляются с самостоятельной работой, чем другие. В таком случае педагогу следует привлечь «успевающих» студентов к выполнению дополнительного индивидуального задания, участия в научной работе или к консультированию других «отстающих» обучающихся, проводя с ними дополнительные учебные занятия [2].
Существуют следующие приёмы активизации самостоятельной работы студентов: обучение методам самостоятельной работы, включающих сообщение рефлексивных знаний, которые способствуют самооценке; демонстрация необходимости усвоения материала для будущей профессиональной деятельности обучающихся [3]. Педагог должен предоставить возможность студенту проявить собственную творческую активность. Проведение в начале занятия пятнадцатиминутных проверочных самостоятельных работ позволит быстро включиться студентам в работу и активизировать повторение пройденного материала [2].
Творческий подход педагога в создании и выборе организационных форм образовательного процесса определяет успешность усвоения студентами содержания образовательной учебной программы и развитие профессиональных компетенций обучающихся. Организация самостоятельной работы позволяет педагогу предоставить студентам время для самостоятельного осмысления, анализа поставленной проблемы и осуществления собственного заключения. Использование преподавателем самостоятельной работы в образовательном процессе предполагает минимальную передачу лекционного материала, который дополняется работой самих студентов. Это приводит к тому, что обучающие занимают активную позицию в обучении. Благодаря такой форме организации образовательного процесса обучающиеся способны проектировать, планировать учебную деятельность, оценивать свои учебные возможности и составлять программу для саморазвития [1].
Библиографический список
- Е. А. Шахова Формирование общих и профессиональных компетенций через организацию самостоятельной работы обучающихся // Образование. Карьера. Общество. 2014. №2 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obschih-i-professionalnyh-kompetentsiy-cherez-organizatsiyu-samostoyatelnoy-raboty-obuchayuschihsya
- Варенина Л.П. Методические приемы, активизирующие самостоятельную работу студентов при изучении иностранного языка // Педагогика и психология образования. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-priemy-aktiviziruyuschie-samostoyatelnuyu-rabotu-studentov-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka
- Даськова Ю.В. Самостоятельная работа в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. 2014. №3. с. 81–87.
- Хазиев Д.Д., Казанина М.А. Эффективность организации самостоятельной работы обучающихся // Инновационная наука. 2016. №4-2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-obuchayuschihsya